Продолжение. Начало в N 30
Ситуации выбора. Что касается традиционного моделирования ситуаций выбора в школе, то речь прежде всего может идти о выборе деятельности (учебной, внеучебной, внеклассной), общения (одновозрастное, разновозрастное, деловое), позиций (лидер, организатор, исполнитель). Необходимо учитывать, что ситуации выбора быстро становятся комфортными для учащихся: они редко выбирают что-то “за компанию”, могут сознательно отказаться от выбора, если предложения альтернатив их не удовлетворяют. Отметим еще одно следствие создания ситуаций выбора: у детей резко повышается рефлексия относительно жизни школы вообще, их личного места и роли в этой жизни, возрастают критичность и самостоятельность оценок и действий.
Если рассуждать дальше об условиях, помогающих ребенку двигаться к достижению внутренней свободы, то можно назвать следующее – включение в процесс самопознания. Речь, конечно, идет не только об использовании разнообразных тестов и методик, выявляющих те или иные качества личности. Скорее большей эффективностью обладают разнообразные игровые упражнения на развитие навыков эмпатии, общения, организацию взаимодействия в группе.
Однако в школе существуют некоторые противоречия, которые могут выступить основанием непонимания, барьера, конфликта между учителем и учеником. Характерный пример: трактовка понятия свободы в мнении взрослых и детей.
Подростки, чувствуя себя взрослыми, в основном, претендуют на свободу действий – “что хочу, то и делаю”, независимость от родителей и учителей, независимость в выборе друзей. Старшеклассники, в большей степени, чем подростки, стремятся к самостоятельности, автономии в действиях и мыслях (“высказываешь то, что хочешь, то, что думаешь”), не принимают контроль, авторитарное давление; свободу человека связывают с принятым в группе правом делать то, что они хотят. Учителя рассматривают свободу в рамках задач обучения и воспитания: “свободу можно давать, но необходим контроль”, “свободе, свободному поведению надо учить”, “учащиеся могут свободно высказывать свое мнение”, “ни о какой свободе на уроке не может быть и речи, только тогда, когда дети станут самостоятельными, можно говорить о свободе”.
Как видим, ученик всегда ориентирован на свободу действия, самостоятельность и независимость. Учитель, озабоченный проблемой дисциплины (тишины, порядка), не может удовлетворить это желание. В силу этого свобода личности как ценность часто воспринимается многими учителями негативно – как “самоуправство” учащихся, ведущее к беспорядку, потере нравственных ориентиров. Восхождение школьников к свободе реализуется и через систему самоуправления. Подробнее об этом – в разделе, посвященном роли ребенка в создании школьного климата.
В завершение приведем сформулированные О.Газманом “гуманистические максимы” – некие идеальные принципы, которых придерживается педагог, создающий условия для восхождения ребенка к свободе.
1. Ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей.
2. Самореализация педагога – в творческой самореализации ребенка.
3. Всегда принимай ребенка таким, какой он есть, в его постоянном изменении.
4. Все трудности непринятия преодолевай нравственными средствами.
5. Не унижай достоинства своей личности и личности ребенка.
6. Дети – носители грядущей культуры; соизмеряйте свою культуру с культурой растущего поколения; воспитание – диалог культур.
7. Не сравнивай никого ни с кем, сравнить можно результаты действий.
8. Доверяя – не проверяй!
9. Признавай право на ошибку и не суди за нее.
10. Умей признать свою ошибку.
11. Защищая ребенка, учи его защищаться.
Тема 4. “Толерантность педагогов
и школьников”
(С использованием материалов
А.Сидоркина и В.Петровского)
Мы предлагаем рассматривать толерантность в контексте правила “трех П”: признание, принятие, понимание. Признание – это способность видеть в Другом именно Другого как носителя других ценностей, другой логики мышления, других форм поведения, а также осознание его права быть другим, отличным от меня. Принятие – это безусловное положительное отношение к таким отличиям. Понимание – это умение видеть Другого изнутри, способность взглянуть на его мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и Другого.
Чаще всего говорят о межкультурной толерантности. В обществе существуют “доминирующие культуры” и “культурные меньшинства”, представители которых больше всего и нуждаются в толерантности. Но мало кто из нас задумывался, что дети в нашем обществе также выступают в роли культурного меньшинства.
Откуда берется конфронтационное мышление, которое потом выливается в кровавые межнациональные столкновения, политический экстремизм, религиозную нетерпимость? Может быть, из школы, отягощенной изначальной конфронтацией между двумя такими похожими, но все-таки разными культурами. Мы часто нетерпимы к собственным детям, не хотим или не умеем их понять. Откуда же у них взяться терпимости?
Отношение взрослых к детям можно сравнить с этноцентризмом или националистическими предрассудками. Мы не ценим ребенка за самобытность. Просто не замечаем своеобразной детской субкультуры или считаем ее чем-то неразвившимся, несерьезным, каким-то суррогатом.
Думается, половина педагогов никогда не удосужилась прислушаться к болтовне пятиклассников на перемене. А представители другой половины не могли избавиться от чувства неловкости оттого, что люди могут говорить о таких глупостях, о таких пустяках, да еще на таком невообразимо варварском наречии. Нам легко вещать на детей, но часто очень трудно бывает поддерживать обыкновенный разговор с ними.
“Мы не должны опускаться до их уровня”. Сколько нужно самодовольства и ограниченности, чтобы произнести эти слова по отношению к детской культуре, которую мы, по существу, совсем не знаем. Опытный педагог никогда не позволит себе отставать от стремительно меняющегося детского жаргона. Надо элементарно знать язык тех, с кем приходится общаться, иначе можно оказаться в положении вечно ничего не понимающего и переспрашивающего. При этом вовсе не обязательно выражать свои мысли с помощью таких образных и емких словечек, как “ништяк”, “в лом”, “сочно” и т.д. Не пытайтесь говорить на этом языке, потому что у вас “сильный акцент”. Получится “не в кассу”.
Может быть, дети только потому так хотят вырасти, что надеются приобрести положенные взрослым привилегии и таким образом выйти из своего дискриминированного положения. Как вам нравится – взросление как эмиграция?
Еще больше проблем с пониманием структуры взаимоотношений в детской среде. Взрослым трудно объяснить причины детских конфликтов или их девиантного поведения потому, что они не знают правил того мира, который существует в двух шагах от них. Многие столкновения между взрослыми и детьми происходят именно в силу культурных отличий. Плохо понимаем друг друга. Не зная культуры, трудно интерпретировать поступки и слова.
В процессе общения двух субкультур уникальное место должно принадлежать школе. Школа – это община на границе двух субкультур. В хорошей школе большинство учителей – билингвы. Они знают язык другой культуры, ориентируются в ее обычаях и правилах. В общем-то, всюду учителя любят поговорить о своих учениках. Но в хороших школах эти разговоры приобретают форму милых и доброжелательных сплетен, в которых никогда не найдешь непонимающего осуждения: вот, мол, пигалица одиннадцати лет, а туда же – дружить с мальчиком.
В обстановке равноправия культур дети получают больше возможностей для изучения взрослого мира. Взрослые остаются взрослыми и, учась общаться с ребенком, могут лучше объяснить ему специфику взрослого мироощущения.
Нетерпимость в школе исходит не только от взрослых. Сами школьники часто демонстрируют непонимание и неприятие непохожих на себя людей (в том числе и одноклассников): с альтернативным физическим или интеллектуальным развитием; другой национальности, цвета кожи, разреза глаз; других, странных, с их точки зрения, интересов или убеждений… Допускают нелицеприятные расистские высказывания в их адрес.
В первую очередь это связано с неумением, а отсюда и нежеланием принять и понять Другого именно как Другого. В большинстве своем школьники не могут даже представить себе, что перед ними другая культура – с иной, своей собственной, особой логикой мышления и поведения, и зачастую пытаются проецировать на других собственные мысли и качества. А когда отличия иной культуры от своей собственной все-таки осознается, это приводит к негативному оцениванию данных отличий. Как же воспитать в детях толерантность?
Необходимо организовывать их встречи с представителями культур. Важно, чтобы ребенок обнаружил вокруг себя пестрое множество равноправных и равноценных культур, чтобы умел видеть их там, где меньше всего ожидаешь увидеть. Эта встреча будет выступать лишь как первый шаг, своеобразный толчок к выявлению его собственного восприятия культурных различий, собственных стереотипов, собственного отношения к Другому.
Наиболее плодотворным будет использование в практике ситуаций непосредственных встреч ребенка с представителями иных культур, организуемых во внешкольной среде, во время туристско-краеведческих экспедиций. В этом есть свои преимущества: повышается мотивация подростков к таким встречам, именно в таких контактах “лицом к лицу” школьниками более отчетливо ощущается инаковость Другого, и именно здесь на второй план уходят стереотипы в восприятии иных культур – для подростка оказываются гораздо более значимыми личностные качества встреченного человека, чем его этническая или конфессиональная принадлежность.
Организовать такие встречи можно и заочно, опосредовав их соответствующими текстами, содержащими информацию о других культурах, отражающими иные ценности, иную логику мышления и поведения людей. Это можно сделать на уроках или классных часах, что позволяет педагогу более обстоятельно работать с детьми уже над проблемой понимания других.
Но сама по себе встреча с иной культурой вовсе не обязательно приводит к положительным изменениям в сознании подростка. Очень важно, чтобы ребенок шел от знакомства с иной культурой и попыток понять иную культуру к осознанию проблематичности этого понимания. Педагогу необходимо пробудить его сомнения в адекватности своего понимания. Данный шаг очень важен. Он заставляет его впервые взглянуть на собственное восприятие других культур, выявить социальные стереотипы, которыми он до сих пор пользовался. Он заставляет школьника осознать источник этого непонимания – иную логику мышления.
Момент проблематизации часто упускается из виду. А ведь без этой процедуры обнаружение отличий иной культуры от своей собственной будет приводить к оценке этих отличий как ненормальных и девиантных.
Осознание школьниками проблематичности своего понимания других культур является предпосылкой следующего шага педагога – организации групповой коммуникации по поводу иной культуры. Здесь важно, чтобы дети были сосредоточены на поиске сходств разнообразных культур, а не их отличий; чтобы выявлялись их положительные аспекты, а не отрицательные; чтобы понимание и оправдание превалировало над оценкой и осуждением.
Наконец, педагог организует осмысление школьниками своих действий в процессе межкультурного диалога, своих ощущений, своей позиции, помогает выразить их в словесной форме, в ответах на вопросы анкет, в сочинениях-размышлениях.
Итак, уважая права детей как культурного меньшинства и обучая их самих терпимости к другим культурам, педагоги получают шанс на взаимное уважение, а значит, и на “потепление” школьного климата.
Тема 5. “Предметно-пространственная среда школы”
(По материалам Т.Кислинской
и Ю.Мануйлова)
Особую роль в создании школьного климата играет предметно-пространственная среда. В школе важно все. Ведь воспитательным потенциалом обладают и учебный материал, и манера учителя одеваться, и внешний вид школьного здания. Но, к сожалению, о потенциале предметно-пространственной среды школы обычно вспоминают только при проведении утренника или выпускного вечера. А ведь обстановка двора, вестибюля, класса – это то, с чем ребенок имеет дело ежедневно.
В этой связи важно, по нашему мнению, наличие в каждой школе модели обустройства жизненного пространства учащихся. Причем она необязательно должна быть отражена в чертежах, эскизах. Достаточно, чтобы у педагогического коллектива было вполне четкое видение внешнего облика школы и представление о том, как каждый элемент среды будет работать на воспитание.
Желательно, чтобы школьная вывеска была заметна издалека и была не просто носителем информации о номере учебного заведения, а приглашала в школу. Лучше оформить ее в приятных глазу мажорных тонах. Можно использовать символ школы. Если не нарушается тепловой режим, то двери лучше держать открытыми. Это создает ощущение свободы.
Важно, чтобы в перемену у детей было место, где можно сколько угодно кричать, бегать, прыгать, танцевать, играть в подвижные игры, то есть чтобы была зона активности. Нужна также и зона отдыха. Это может быть, например, зимний сад, уголок или комната сказок. Ребенок испытывает достаточную эмоциональную нагрузку, поэтому он рад иногда уединиться, чтобы или что-то обдумать, или просто расслабиться.
При наличии достаточного количества помещений в школе ребенок должен хорошо в ней ориентироваться. Особенно это относится к ученикам младших классов. Вероятно, оправдан такой прием: кроме обычного указателя номера класса, прикрепить к его двери довольно большой выразительный рисунок, например изображение животного или сказочного героя. Для старшеклассников это может быть символ класса. Такие же рисунки со стрелками можно разместить на лестницах и в коридорах.
Дети чувствительны как к объему, так и к геометрии пространства. При помощи простых приемов его переориентации можно вызвать у детей неожиданные ощущения и повышать интерес к происходящему в школе. Здесь мы касаемся тривиальной перестановки зрительских рядов в зале или рядов парт в классе, расположения кресел или парт кольцом, полукругом, по периметру вдоль стен, квадратом, елочкой и т.д. Смена кинетических ощущений служит хорошим средством разрушения стереотипа и негативных установок на мероприятия и занятия.
Особый климат школы, влияющий на ее образ жизни, создает цвет. Цвет обладает определенным физиологическим воздействием. Так, сочетание зеленого с красным может вызвать нервное напряжение, беспокойство. Иногда цвет может вызвать нежелательные ассоциации (например, белый цвет – с больницей). Гамма серебристых, голубых, черно-бархатных тонов в сочетании с оттенками лимонно-желтого, изумрудно-зеленого может завораживать, вносить таинственность. Периодически повторяющиеся черный и белый цвета способны придать образу строгость, сдержанность, создать атмосферу документальности. Цветовая палитра радуги способна породить атмосферу искрящегося веселья и бодрости.
Остановимся подробнее на предметно-пространственной среде событий. Эта область рассмотрений ближе всего к сценографии, художественно-оформительскому искусству. Предметно-пространственная среда того или иного события может оказать влияние на характер его протекания, усиливая или ослабляя интерес к последнему. Общий алгоритм формирования среды включает в себя четыре действия, а именно:
1) символизацию идеи задуманного события в виде набора знаков, представляющих образ будущего действия;
2) вербализацию идеи события с помощью слов, рождающих образ атмосферы действия;
3) визуализацию идеи события в виде пространственного, цветового, светового образного решения;
4) материализацию оформительской идеи в процессе выполнения художественных, декоративно-оформительских, монтажных, светотехнических и прочих работ.
Существенно и оформление учительской комнаты, кабинетов директора, его заместителей. Хорошо, если это функциональное рабочее место, где учтены все нюансы профессии и личные вкусовые пристрастия, ведь интерьер кабинета – это своеобразный портрет его хозяина. Важно, чтобы пространство этих помещений не давило на посетителей, что достигается прежде всего выбором и размещением мебели (так, круглый стол в отличие от квадратного или прямоугольного создает атмосферу неофициальности и непринужденности).
Особую роль в эстетизации школьной жизни играет внешний вид учителя. Пословицу “по одежке встречают” оправдывают психологи, утверждающие, что определенное впечатление от нас окружающие получают в течение первых пяти секунд знакомства. Желательно поэтому подобающий внешний облик воспринимать как существенную часть подготовки к общению с детьми.
Нужно, чтобы оформление “работало”, а не просто украшало, чтобы оно было подчинено воспитательным целям. Здесь важно учитывать возраст детей. С этой точки зрения хорошо, если есть возможность разделить школу на территории для малышей, учащихся среднего звена и старшеклассников. Каждая такая территория будет обладать практически безграничными возможностями по созданию единого педагогически целесообразного образа в интерьере. Так, учитывая глубокое воздействие на младших школьников волшебной сказки, можно “их” этаж превратить в сказочный лес.
Среда учебного заведения организована удачно, если она позволяет сосуществовать миру взрослых и миру детей. Так, обустраивая пространство вестибюля, о ребенке обычно вспоминают лишь при определении высоты вешалки. Но ведь для детей вестибюль – не только место, где одеваются и раздеваются, здесь и играют, ожидают, радуются встречам.
Наконец, не менее важное условие – сохранение индивидуальности школы, ее “лица”.
Тема 6. “Формирование демократического климата через школьное самоуправление и реализацию социальных проектов”
О важности организации школьного самоуправления было много сказано в прошлом, школы имели богатый опыт сотрудничества с пионерскими и комсомольскими организациями. Мы понимаем, что самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. Через различные виды совместной деятельности вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других.
Но опыт последних лет показывает, что идея школьного самоуправления порой не срабатывает, где-то дает сбой, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Почему?
Обсудите в группах влияние следующих факторов на становление школьного самоуправления: социально-экономические условия в обществе, влияние педагогов, стиля их общения на функционирование самоуправления, подготовленность и заинтересованность учащихся в самоуправлении, наделение реальными правами учащихся, роль условий для создания самоуправления.
Эффективность функционирования школьного самоуправления зависит от:
1) корпоративной “философии”, которая подразумевает:
определение главной цели организации;
определение основных задач;
определение основных ценностей организации;
разработку норм поведения.
2) развития и сохранения корпоративной “философии” объединения.
3) работы по сплоченности учащихся, включающей: информированность о принимаемых органами самоуправления решениях и разрабатываемых планах через создание “почтового ящика” для передачи информации (предложения, пожелания, вопросы, идеи…) для администрации школы, классного руководителя; оформление в классной комнате стенда с “именами” и “почтовыми ящиками” для всех учащихся; вывешивание “настенной газеты” в школе или классе; выпуск периодической “школьной газеты”.
Участие школьников в планировании образовательного процесса, а также контроле за выполнением принятых решений, через организацию и проведение ученического собрания.
Правовое взаимодействие школьников и учителей. Для этого к разработке школьных уставов, положений об органах самоуправления привлекаются учащиеся.
Ольга БОРИСОВА,
начальник отдела областного центра воспитательной работы;
Павел СТЕПАНОВ,
учитель истории и обществознания
Калуга
Продолжение. Начало в N 30
Организация деятельности учащихся по разработке и реализации социальных проектов
Особенности современного информированного общества требуют от школы включения учащихся в обсуждение проблем, участия в их решении. Становится актуальным приобщение учащихся к общественно полезной деятельности на благо местного сообщества. Под этим подразумевается тщательный отбор проблем местного значения под руководством педагога, в процессе решения которых учащиеся получат позитивный опыт или продвинут решение данной проблемы.
Цели:
создание в школах условий для становления учащихся как будущих общественных деятелей, способных исследовать и решать существующие сегодня и возникающие завтра проблемы общества;
подготовка школьников к ответственности за судьбу общества, к поддержке, обновлению общественных структур;
распространение в школах интерактивных методов обучения и современных подходов к образованию, которые предусматривают активное участие учителей и школьников в решении общественных проблем, дискуссии и рефлексию, исследование и практическое действие.
Задачи:
предоставление учащимся возможности получения опыта коллективного решения реальных социальных проблем;
формирование системы теоретических и практических знаний, необходимых социальному деятелю;
создание условий для формирования интереса к общественной жизни, самостоятельности мышления и общения.
Организационные принципы:
поддерживать активное участие учащихся в обсуждении проблем;
делать акцент на освоении умений, необходимых для активного гражданского участия в жизни общества;
отводить главное место работе учеников в группах;
вырабатывать совместно с учащимися критерии оценки;
использовать самооценивание и групповое оценивание по критериям.
Роль учителя:
помощник, коллега;
обучает школьников в понимающей коммуникации для использования стандартной техники решений; задач (проблем), разрешения конфликтов, принятия решений;
специалист в постановке аналитических, синтезирующих, обобщающих вопросов;
умеет приводить контраргументы;
способен комбинировать индивидуальную и групповую работу;
удерживает логику обсуждения;
организует ситуации, в которых учащиеся начинают решать проблемы;
организует рефлексию в группе учащихся.
Ожидаемый результат
1. Получение представления о модели общества с его законами и взаимосвязями.
2. Появление социальной надежды на то, что социальные проблемы разрешимы, что человек способен определять возможности собственного действия, собственные нужды, проблемы, принимать решения, разрешать конфликты, уметь осуществлять выбор и нести ответственность за последствия выбора.
Тема 5. Решение конфликтов
В последнее время стали появляться специальные программы по обучению школьников навыкам разрешения конфликтов, ведению переговоров. Программой предусматривается создание групп учащихся, которые обучаются мастерству посредничества, т.е. решению конфликтов мирным путем с помощью посредника, незаинтересованного лица. Но пока эти программы носят межличностный характер и существуют запретные зоны для посредничества. Это конфликты с родителями и учителями.
Важную роль в развитии сплоченности и сознательности участников образовательного процесса играет реализация принципа соактивности (содействия) и связанных с ним методов ритуализации образовательного процесса.
Вопросы и задания
1. Почему для эффективности гражданского образования необходима организация школьного климата на началах свободы, ненасилия и толерантности? Какие педагогические идеи положены в основу этого?
2. Что означает понятие “самоценность детства”?
3. Что вы знаете о субкультуре младших школьников, подростков, старшеклассников?
4. С какими правами ребенка вы знакомы? Существуют ли случаи их нарушения в вашей школе?
5. В связи с чем в педагогике появилась идея о нежелательности появления сверхэффектных способов воспитательного воздействия на личность?
6. Охарактеризуйте взгляды Я.Корчака на детство. Насколько вы разделяете данную позицию?
7. Назовите основные этапы педагогического управления процессом развития толерантности у школьников. В чем педагогическое значение проблематизации, коммуникации и рефлексии?
8. Какие интересные находки в плане организации предметно-пространственной среды имеются в вашем образовательном учреждении?
9. Какие факторы оказывают влияние на функционирование школьного самоуправления?
10. Чему можно научить педагога, используя проектный метод?
11. Каково педагогическое значение разработки и реализации социальных проектов учащимися?
Практические занятия
1. Метод проектирования “В какой школе я хотел бы учиться”
(Тема 3)
Одной из форм проведения и построения внеурочной деятельности является метод проектирования, который способствует учету не только возрастных особенностей учащихся, скрытых элементов содержания образования и организации школьной жизни, но и позволяет педагогу выступать в новом качестве.
Приведем основные виды деятельности подростков, задачи, которые встают перед организацией школьной жизни, и возможные пути их решения.
В настоящее время большинство педагогов при общении с детьми редко задают себе вопрос: “Почему я так делаю?” Опыт общения с детьми чаще всего неосознанный, следовательно, важно помочь педагогу понять свои действия. Необходимо задумываться над тем, насколько то, что я делаю, соответствует предмету деятельности.
Метод проектирования состоит из трех этапов:
1. Мои представления об объекте.
2. Сопротивление самого объекта моему видению, моему воздействию на него.
3. Модель самого объекта.
Шаги по выполнению метода проектирования:
1. Что-то выполняется за ребенка. Это помогает актуализировать и осознать проблему.
2. Педагог отвечает на вопрос: “Что я делаю как педагог, чтобы привести ребенка к моему образу?”
3. Это же действие выполняют с ребенком и сравнивают результаты.
4. Анализируют полученные результаты и пытаются объяснить расхождения.
5. Знакомятся с общепринятыми “культурными образами” детей того или иного возраста.
6. Сопоставление результатов, полученных педагогами и детьми, а также в ходе научных экспериментов.
Ход проведения занятия
1. Групповая работа (микрогруппы до четырех человек). Написать сочинение на тему “В какой школе я хотел бы учиться?” от имени учащихся 8-х классов.
2. Обсуждение полученных результатов в группах. Выделение основных, общих моментов в полученных результатах. Написание “некого” общего сочинения на эту тему.
3. Чтение сочинений подростков. Эти заготовки могут быть получены двумя способами:
Использование вариантов ответов, приведенных ниже.
Написание подобного сочинения до проведения занятий кем-то из участников тренинга (в данном случае этот педагог становится помощником тренера). Написание сочинений после занятий, если предусмотрено продолжение тренинговых занятий.
4. Обсуждение особенностей реального подростка из анализа сочинений.
5. Обсуждение полученных разногласий: ребенок глазами взрослого и реальный ребенок.
6. Знакомство с “культурным” образом ребенка, используя данные таблицы.
7. Рефлексия “Чему можно научить педагога, используя такой способ работы?”
Сочинение “В какой школе мне хотелось бы учиться?”
Восьмиклассница
Я хотела бы, чтобы в школу ходили после обеда. Чтобы меньше задавали уроков. Еще были бы они интереснее. Самое главное, чтобы были учителя хорошие, строгие, но справедливые. В столовой давали бы все, что захочешь. Чтобы устраивалось больше праздников. Было бы больше общешкольных выходов (куда-нибудь). Не ставили бы плохих оценок. Был бы общий стол-парта, где сидели бы все вместе. Проводилось бы больше дискотек, пусть они будут платные. Хочу, чтобы в каждом классе был телевизор или такая комната, где можно было бы отдохнуть. В школе на каждой перемене играла музыка. Конечно, я хочу, чтобы были добрые учителя, с которыми можно было бы посмеяться на уроке, но и учиться тоже.
Мальчик, 8-й класс
Я хотел бы учиться в школе с усиленным изучением английского языка и информатики. Я хочу, чтобы предметы в школе можно было выбирать. Но это не главное!
Я хочу, чтобы в этой школе учителя общались со своими учениками на равных, обсуждали разногласия. Чтобы школа была хорошо оснащена первоклассным оборудованием, и всем бы разрешалось им пользоваться, кроме всяких “бомжей”. Чтобы в столовой было уютно, и хорошо бы кормили. Чтобы классные руководители не требовали с нас того, что мы не сможем сделать, а некоторые учителя не были бы несправедливы к нам. Я хочу, чтобы в школе не было хулиганов. А, в общем, у нас отличная школа!
P.S. Чтобы парты были классными, со всякими ящиками, стулья были бы вращающимися, мягкими, со спинками, откидные.
Чтобы на вечеринках было все дозволено, но без всяких извращений, возле школы был бы парк и всякие развлечения.
Девочка, 5-й класс
Я люблю ходить в школу, общаться с друзьями. Уроки мне нравятся все, каждый урок хорош по-своему. На уроках истории нравится пересказ, на уроках математики – задачи, на русском языке – изложения, на чтении – стихи, на физкультуре – подтягивание на оценку, на естествознании – изучение строения человека, на географии – пересказ о разных путешественниках, на музыке – пение частушек. В школе добрые учителя. Школа – это храм науки, в школе мы получаем знания.
Опросный лист
1. Что вы ожидали от занятий?
2. Насколько ваши ожидания оправдались?
3. Насколько полезной является полученная информация для вашей работы?
4. Планируете ли вы использовать знания о триединой точке зрения на образ ребенка?
5. Какова эмоциональная атмосфера на занятии?
2. Социальный проект “Гражданин”
(тема 6)
1. Вводное слово
Объясняются цели и задачи семинара. Назначение, роль и место проекта “Гражданин” в образовательном пространстве школы.
Цель занятия: познакомить педагогов с новой технологией проведения проектной деятельности учащихся, направленной на развитие их социально-активной позиции.
Место проекта: урочная и внеклассная работа.
2. Знакомство
Участники семинара рассаживаются в круг. Необходимо следить, чтобы не было свободных мест и никто из участников не оказался во втором, внешнем круге. Тренер начинает “знакомство” с себя и заканчивает собой.
Снежный ком
По кругу каждый называет себя так, как он хотел бы, чтобы его называли другие. Причем первый участник называет свое имя, второй участник – имя предыдущего, а затем свое. Третий участник перечисляет имена и первого, и второго участников, лишь потом свое имя и т.д. Упражнение заканчивается тогда, когда первый участник повторит все имена в группе.
Для закрепления предыдущего упражнения, задание повторяется, но в более усложненной форме.
Что возьмем в поход?
Первый человек называет свое имя и предмет, который он возьмет с собой в поход, причем это слово должно начинаться на ту же букву, что и имя участника. Второй участник повторяет имя и предмет первого игрока, а затем свое имя и предмет. Игра продолжается до тех пор, пока первый участник не повторит имена и предметы всех остальных.
3. Определение ожиданий у участников
Возможные предложения на доске или на плакате.
4. Проработка шагов проекта
1. Подготовка учащихся к работе:
– понятие общественной политики и процесса ее создания;
– определение списка проблем.
2. Выбор проблемы.
3. Сбор информации о проблеме:
– социологический опрос;
– СМИ, документы;
– встречи, интервью.
4. Поиск учащимися собственных решений этой проблемы.
5. Решение проблемы:
– обращение к заинтересованным лицам;
– собственное участие.
6. Составление портфолио.
7. Презентация.
8. Рефлексия.
Педагогов знакомят с формами и методами работы с учащимися в рамках проекта на каждом этапе. Причем необходимо обратить внимание учителей на то, что они выступают в роли своих учеников.
Работа по шагам
I. Подготовка учащихся к работе
Понятие “социальной, общественной политики” и процесса ее создания
Участники делятся на пять групп для ответа на вопросы и выполнения заданий:
а) Все проблемы можно классифицировать по признаку ответственности за принятие решения: “Кто решает эту проблему?”. Задание. Проведите классификацию проблем по этому признаку и приведите пример.
б) “Общественная политика” – это процесс принятия решения по проблеме совместно сообществом граждан и правительством. Вопрос: “Что влияет на “общественную политику?” Сделайте вывод и приведите пример.
в) Общественно-политическая деятельность граждан начинается с момента, когда люди узнают о существующей проблеме. Вопрос: “Из каких источников люди узнают о наличии проблемы?” Сделайте вывод и приведите пример.
г) Люди формируют идеи о том, как лучше решить проблему и прийти к единому решению между собой. Задание. Перечислите шаги, по которым граждане могут прийти к единому решению. Сделайте вывод и приведите пример.
д) Как только граждане пришли к единому решению о том, как лучше решить проблему, они должны убедить соответствующие органы власти принять его. Вопрос: “Что могут сделать граждане для этого?” Сделайте вывод и приведите пример.
Резюме:
1. Проблемы делятся по ответственности за принятие решения на:
– личные;
– общественные;
– общественные и государственные;
– государственные;
– мировые.
Окончание. Начало на стр. 7
В работе по проекту “Гражданин” нас будут интересовать вторые и третьи проблемы.
2. Все происходящее вокруг нас влияет на общественную политику.
3. Источники информации могут быть самыми разными, в том числе и собственный опыт.
4. При решении проблемы можно выделить следующую цепочку связи: информация о существовании проблемыанализ информациивыработка альтернативного решенияпринятие оптимального решениярекомендация заинтересованным лицам.
5. Существует множество возможностей влияния на правительство.
Определение списка проблем.
Мозговой штурм. О каких существующих проблемах в вашем сообществе вы знаете?
Если группа небольшая, до 15 человек, то каждый выдвигает проблему. Если группа больше 15 человек, то участников делят на микрогруппы по два человека, и каждая микрогруппа выдвигает одну проблему. Проблемы фиксируются на доске или плакате.
Ранжирование проблем.
При ранжировании учитывается фактор важности проблемы, ее социальная значимость для граждан, идеи о возможных путях решения проблемы.
Домашнее задание (от одной до трех проблем)
Участников разделить на группы по четыре человека. Им необходимо:
– обсудить проблему со знакомыми, соседями, друзьями;
– собрать информацию о проблемах по направлениям:
важность проблемы,
какую категорию граждан волнует,
что известно о путях решения.
В условиях семинара обсуждение проходит в рабочих группах с последующей защитой.
Методические задачи:
– отработка и структуризация учебного материала и другой информации;
– отработка приемов работы в группах, выработка навыков взаимопомощи;
– развитие гражданской грамотности и активности, умения читать, понимать, анализировать и использовать материалы из различных источников;
– закрепление навыков сравнительного анализа и обобщения.
II. Выбор проблемы
После обсуждения списка проблем необходимо каждому участнику ответить для себя на следующие вопросы (2 мин.):
Какие проблемы кажутся вам наиболее важными?
Можно ли решить эти проблемы через общественную политику?
Как можно решить проблемы, изменив уже существующие программы?
Какие проблемы общества вас волнуют больше всего?
Мозговой штурм
Ранжирование проблем через указание максимального количества путей решения, определения большего количества “ЗА” по каждой проблеме.
Рейтинговое голосование
III. Сбор информации о проблеме
Ролевая игра
Участников делят на две группы. Участники первой группы будут брать интервью у “родителей”, “пенсионеров”, которых изображают участники из другой группы.
Форма для интервью
Имя
Проблема
1. Имя человека, у которого берут интервью, кто этот человек (например, бизнесмен, пенсионер, родитель, студент…)
Примечание. Если человек не хочет упоминать свое имя, следует уважать его желание.
2. Объясните человеку, какую проблему вы изучаете. Задайте ему следующие вопросы (запишите его ответы).
а) Вы считаете, это важная проблема? Почему?
б) Как вы думаете, другие члены нашего сообщества тоже считают эту проблему важной?
в) Есть ли программа? Если да, то задайте следующие вопросы:
Каковы преимущества этой программы?
Каковы недостатки этой программы?
Как можно улучшить эту программу?
Нужно ли ее заменить? Почему?
Есть ли не согласные с этой программой в вашем коллективе? С чем они не согласны?
г) Как вы думаете, где мы (я или мои одноклассники) сможем получить информацию по этой проблеме и о разных взглядах людей на эту проблему?
IV. Поиск своего решения этой проблемы
V. Решение проблемы
Методические задачи:
развитие навыков критического мышления;
развитие логического мышления;
развитие навыков анализа и синтеза информации.
VI. Составление портфолио
Участников делят на четыре группы, каждая группа получает свое задание:
1. Объяснить учащимся важность и актуальность проблемы.
2. Дать ученикам информацию об имеющихся попытках и программах решения данной проблемы.
3. Обсудить выбранный группой путь решения проблемы.
4. Дать план действий для внедрения своего пути решения.
После оглашения своих заданий другие группы дополняют ответы. После обсуждения подводят итоги и отбирают наиболее удачные ответы и идеи.
VII. Презентация
Методические задачи:
развитие навыков публичных выступлений;
приобретение навыков работы в режиме “вопрос-ответ”;
приобретение коммуникативных навыков и логического мышления;
приобретение умения делать выводы;
использование для презентации вербальных и невербальных способов.
VIII. Рефлексия
Целесообразно сфокусировать внимание участников на следующих моментах:
1. От качества проработки понятийного аппарата, истории проблемы, оперативной информации во многом зависит результат практической деятельности.
2. При реализации проекта важно не делать перерывов. Максимальный срок до восьми недель. Оптимальным является срок от трех до шести недель в зависимости от проблемы.
3. Оптимальный возраст участников 13-16 лет.
4. Продолжите обсуждение с участниками по следующим вопросам:
Какое место в программе гражданского образования может занять проект “Гражданин”?
Как часто его можно применять в школьной практике?
В каких других школьных программах возможно использовать данный проект?
Оценочный лист семинара по проекту “Гражданин”
1. Что на этом семинаре было наиболее удачным?
2. Что не понравилось?
3. Какие этапы работы остались неясными?
4. Что и как вы рекомендовали бы изменить?
5. Какие у вас есть пожелания тренеру?
Задание для слушателей. Разработать и защитить свой проект создания условий и механизма реализации гражданского образования в школе.
Ольга БОРИСОВА,
начальник отдела областного центра воспитательной работы;
Павел СТЕПАНОВ,
учитель истории и обществознания
Калуга
Комментарии