Ирина ИВАНОВА, заведующая Центром развития ребенка – детским садом №557 Юго-Западного округа: – Маленький ребенок подобен зернышку, в котором заложены все листочки, цветы и плоды. Но для того чтобы зернышко превратилось в растение, нужны благоприятные условия роста. Благоприятные условия полноценного развития ребенка-дошкольника – реализация целостного педагогического процесса. На это нас нацеливает и программа «Столичное образование-4», в которой главное – здоровье детей. Для нашего детского сада это не только приоритет, но и задача, смысл существования самого учреждения. В наш детский сад приходят дети, длительно и часто болеющие, с ортопедической патологией, со второй и третьей группой здоровья.
Наличие оздоровительного центра и хорошая слаженная работа коллектива позволяют ежегодно к моменту поступления детей в школу перевести 50-60% детей в первую группу здоровья. К 5-6 годам по результатам аттестации познавательно-речевое развитие у 100% детей соответствует норме. Вместе с тем социально-личностное развитие детей вызывает у нас обоснованную тревогу. У 92% воспитанников, пришедших в детский сад, есть нарушения социально-эмоционального здоровья.
Чтобы понять причины такой ситуации, мы начали свою работу с того, что постарались определить и понять то, как нашим воспитанникам живется дома. Для этого мы провели социологическое исследование, результаты которого показали: возраст родителей – от 35 до 40 лет, 74% имеют высшее образование, 85% – полные семьи. То есть объективно ситуация благоприятная.
Мы определили отношение родителей к игре с детьми. Выяснилось, что родители в большей степени ориентированы на интеллектуальное развитие и подготовку детей к школе, но мы обратили внимание, что на игру приходится всего 9% времени общения детей и родителей.
Еще один вопрос, который мы задали, касался того, сколько времени родители играют дома с детьми. Мы были просто поражены: сюжетно-ролевым играм родители почти не уделяют времени. Родители не играют со своими детьми, а мало играют, значит, и мало общаются.
Несколько лет тому назад на одном родительском собрании я сказала родителям, что ребенку, по оценкам психологов, необходимо до 17 поглаживаний в день словом, взглядом, рукой. Через несколько дней встречаю одного папу, и он мне жалуется: «После собрания я постоянно считаю поглаживания, везу ребенка домой, останавливаю машину на красном сигнале светофора и подсчитываю, сколько хороших слов сказал сыну».
Совершенно понятно, что ситуация критическая, поэтому нужна плавная, систематическая работа как по педагогическому и психологическому просвещению родителей, так и по психоэмоциональной коррекции здоровья детей.
Решение проблем мы начали с адаптации в группах кратковременного пребывания детей. Переступив порог детского сада, ребенок попадает вместе с мамой, а иногда и с папой, не в группу, а в игровой центр. Так ребенок понимает, что он приходит в детский сад играть, роль мамы или папы – сделать так, чтобы ребенок начал доверять воспитателю. В этом центре мамы и папы учатся играть с детьми, а ребенок привыкает к новым условиям.
Хорошо зарекомендовала себя в группах адаптации и практика положительного психоэмоционального взаимодействия ребенка и сотрудников детского сада. Мы знаем, что ходить в гости – приятно и хорошо. Наблюдения показали, что от этого хождения в гости получают удовольствие и взрослые, и дети. Взрослые потому, что у них появляется возможность личного контакта с ребенком, его можно погладить, сделать ему какой-то подарок, а ребенок потому, что у него появляется доверительное, положительное отношение к сотрудникам детского сада. Самое главное, что у него снимается тревожность, пропадают страхи.
Необходимым условием продолжения работы, начатой в центре, мы считаем создание предметно-развивающей среды. Мы начали эту работу с того, что проанализировали имеющуюся среду и поняли: она в основном девичья. Очень много лишних, ненужных предметов и игр, но нет самого необходимого. Поэтому при создании максимально комфортных условий для игровой деятельности мы руководствовались тремя основными принципами: игры и игрушки подбирали строго по возрасту, по видам деятельности. Игровые зоны мы создали с учетом половых различий. Полоролевое воспитание мы начали с изучения теории этого вопроса и еще раз убедились: мальчики и девочки такие разные! Они по-разному видят, слышат, осязают, воспринимают и осмысливают, у них даже биологический возраст разный. Воспитывать в мальчике мужчину, а девочке – женщину нужно начинать очень рано, в детстве. Знаниями, которые приобрели на первом этапе работы, мы поделились с родителями и воспитателями, научили их дифференцированному подходу к общению и обучению мальчиков и девочек, создали кружок для девочек по вязанию и кружок по работе с деревом для мальчиков. Результаты превзошли все наши ожидания, буквально через несколько месяцев мы отметили, что отношение мальчиков к девочкам и девочек к мальчикам существенно изменилось. Изменилось отношение родителей и воспитателей к мальчикам и девочкам и даже отношение детей к самим себе тоже существенно изменилось.
Еще одно интересное направление в нашей работе – использование игровых макетов в сюжетно-ролевых играх. Игровые макеты позволяют моделировать различные житейские ситуации, прекрасно развивают как монологическую, так и диалогическую речь, они позволяют формировать умение самостоятельно мыслить и принимать решения. Но главное заключается в том, что эти макеты изготавливаются вместе детьми и родителями, родителями, воспитателями и детьми. Этот совместный труд абсолютно бесценен.
Комментарии