Цели урока: Знакомя учеников с основными событиями и ходом Русско-японской войны, сформировать негативное отношение к войне как средству решения проблем. Подвести учеников к пониманию исторической ответственности государственных деятелей за судьбу своей страны, своего народа, за последствия своих поступков. Помочь ребятам сформулировать личное отношение к войне, исходя из общечеловеческих ценностей и норм морали. Формировать картографические умения, учить анализировать исторические события, делать самостоятельные выводы на основе имеющихся фактов.
Оборудование:
Карта «Русско-японская война 1904-1905 гг.».
Карта «Территориальный раздел мира 1870-1914 гг.».
Таблица «Соотношение сил на Дальнем Востоке накануне войны»,
План «Характеристика войны».
Документ: песня «Варяг».
Ход урока:
Оргмомент: Вводное слово учителя.
Учитель: Представьте, что вы политик, от которого зависит решение применять силу против какого-либо государства или нет. Как бы вы на него ответили?
А) Применил бы в любом случае.
Б) Не применил ни при каких обстоятельствах.
В) Применил бы, если бы были веские причины к этому.
– Почему вы выбрали такой вариант ответа?
– Какие, по-вашему, должны быть веские причины, что бы вы пошли на такой шаг?
– Давайте с вами предположим, что эти веские причины надуманны или их вообще не существует, но вы об этом не знаете. Чем обернется такое решение для миллионов ваших сограждан?
– Какие выводы мы можем с вами сделать?
(Ученики совместно с учителем приходят к выводу, что, принимая решение, человек должен осознавать последствия, к которым они могут привести, должен чувствовать ответственность за свои поступки).
Учитель: Давайте сегодня обратимся к истории одного события и посмотрим, чему оно нас может научить. Это событие – Русско-японская война 1904-1905 гг. Мы посмотрим, как вели себя люди в тех обстоятельствах, какие они принимали решения и к чему это привело, как их решения отразились на всей последующей истории Российской империи, как они влияют на нас с вами. Главная наша цель – проанализировать те события и вынести для себя как можно больше уроков, которые пригодятся нам в нашей будущей жизни. Итак, запишите тему урока в тетради: «Русско-японская война 1904-1905 гг.».
Работа с картой.
– Назовите и покажите на карте ведущие мировые державы начала ХХ века.
– Почему их называют странами «первого эшелона»?
– Какие государства относятся ко второму эшелону развития? Почему?
– Как складывались отношения между странами первого, второго эшелона и остальными государствами мира?
Объяснение учителя: внешние причины войны (противоречия великих держав в начале ХХ века).
Объяснение учителя: внутренние причины войны.
– К каким положительным последствиям привела крестьянская реформа 1861г.?
(Учитель приводит факты: 1891г. строительство Транссиба, 1895г. – заем китайскому правительству 150 мл. руб., 1896 г. – договор об обороне с Китаем, строительство КВЖД, 1897 г. – протекторат над Кореей, 1898 г. – аренда Ляодунского полуострова, Порт-Артур, Дальний, 1900 г. – оккупация Маньчжурии и т.д.)
– Какие социальные группы населения России вам известны?
– Как строились между ними отношения?
(Учитель приводит факты: 1895-1904 гг. – около 500 000 рабочих приняли участие в забастовках, 1903 г. – всеобщая стачка (200 000 чел.), 1901-1904 гг. – произошло 670 крестьянских выступлений, в 1902 г. в них приняли участие 150 000 крестьян).
– О чем говорят эти факты?
– Какие выводы можно сделать?
– Что можно было предпринять, чтобы изменить ситуацию?
(Отвлечь население от внутренних проблем с помощью «маленькой победоносной войны»).
«Нам нужна маленькая победоносная война» В.К. Плеве.
– Объясните высказывание В.К. Плеве.
Обобщение:
– Попробуйте назвать основные причины Русско-японской войны.
– Считаете ли вы их вескими, чтобы начать войну? Представьте, что от вас зависит решение, начинать войну или нет.
– Как теперь, зная причины, мы будем относиться к этой войне?
Объяснение учителя: характер войны.
– Парадокс: несправедливая война осталась в памяти народа как самая героическая и трагическая страница российской истории. Вот только несколько примеров: крейсер «Варяг», оборона Порт-Артура, Цусимское морское сражение.
(Рассказ учителя о подвигах русских моряков (звучит песня «Врагу не сдается наш гордый Варяг»).
– Оправданны ли такие жертвы? Ради чего они?
– Можно ли вообще стать героем в несправедливой войне?
– Как должен вести себя человек в ситуации, когда его страна ведет несправедливую войну?
(Приводятся примеры героических поступков Руднева, Макарова, позиция Ленина по Русско-японской войне.)
Объяснение учителя: соотношение сил накануне войны.
– Как стороны готовились к войне?
Работа с источниками: таблицы 1-3
– Почему так легко было принято решение о войне с Японией?
– Как можно оценить этот шаг руководства царской России?
Объяснение учителя: ход военных действий:
Работа с картой «Русско-японская война».
Оборона Порт-Артура
С. О. Макаров
«Твой гроб – броненосец,
могила твоя
Холодная глубь океана.
И верных матросов родная
семья
Твоя вековая охрана!
Делившие лавры отныне с тобой
Они разделяют и вечный покой.
– Крупнейшие сражения на суше
– Цусимское морское сражение (план-схема сражения).
Объяснение учителя: мирный договор и его условия.
Объяснение учителя: особенности войны.
– К каким выводам мы пришли к концу урока?
Выводы учеников:
1. Мы ответственны за свои поступки и их последствия.
2. Война безнравственна и противоречит здравому смыслу.
3. Мы должны сформировать свою позицию, чтобы оценивать решения других и не дать свершиться плохому.
4. Даже в самой сложной ситуации важно не терять лица и выполнять свой долг перед страной и обществом.
Домашнее задание: Используя план «Характеристика войны» и материал параграфа, составить развернутый ответ по теме «Русско-японская война».
1. Международная обстановка накануне войны.
2. Причины войны. Повод к началу военных действий. Хронологические рамки.
3. Воюющие стороны и коалиции.
4. Цели сторон.
5. Соотношение сил воюющих сторон.
6. Ход военных действий (по этапам):
а) планы сторон в начале каждого этапа.
б) основные сражения и события.
в) военные и политические итоги этапа.
7. Характер войны.
8. Герои и полководцы.
9. Новинки стратегии, тактики, военной техники, использованные на войне.
10. Условия мирного договора, перемирия.
11. Военные и политические итоги.
12. Составление исторических аналогий с ранее изученным, поиск сходств и различий.
Павел ЖДАНОВ, учитель истории и обществознания Началовской СШ Астраханской области, финалист конкурса «Учитель года России-2003»
Комментарии