Детство – самый светлый и мечтательный период в жизни большинства людей. Именно в детстве мы безоговорочно верим в чудо, в силы добра, в любовь.
Когда я была маленькой, мне невероятно повезло встретить настоящего учителя. Это был именно тот педагог, о котором пишут книги и слагают легенды, самый искренний, умный и честный человек, который принимал все наши детские переживания, стремления и помыслы. Это был взрослый человек, абсолютно понимающий мир детства. И когда я впервые посмотрела фильм о Мэри Поппинс, в главной героине я узнала свою первую учительницу.Взрослея, я все больше понимала, что школьный мир – это мой мир, в котором должны быть учителя, не только знающие свой предмет, но и способные на демократичность, гибкость, современность. Решение посвятить себя школе не возникло внезапно, оно будто бы жило во мне всегда, являлось частью моего мировосприятия.Мне всегда хотелось не только преподавать любимый предмет, но и выполнять роль классного руководителя. Кто такой классный руководитель? Что такое классное руководство? Это доверие. Это ответственность. Это риск. Это целеустремленность. Это знания и умения. Это воля. Это уверенность. Это сомнения. Это постоянное обучение, самообразование. Это опыт и практика. Это жизнь. Только в отличие от волшебницы Мэри Поппинс у меня гораздо больше воспитанников и воспитанниц. За все время моей работы я обучала более 500 человек. И в каждом навсегда осталась частичка моей души, моего сердца.Быть классным руководителем для меня – это высшая степень профессионального признания. Когда тебе, одному человеку, доверяет целый коллектив маленьких, еще только формирующихся личностей, те, с кем ты проводишь большую часть времени, о ком знаешь порой больше, чем их собственные родители и друзья.Часто, чувствуя себя командиром маленького военного соединения, вместе с детьми штурмую еще вчера казавшиеся недостижимыми высоты. Мы бросаем вызовы, принимаем их, идем вперед, преодолевая трудности.На глазах растут мои ученики, превращаясь из неуклюжих мальчишек и девчонок в статных лебедушек и решительных сильных витязей. Михаилу Швейцеру принадлежит высказывание, с которым я полностью согласна: «Есть только один способ быть руководителем: это когда руководитель идет в добровольное рабство к руководимым, а не наоборот. Если же в его поведении появляется пусть даже одна сотая претензий на какое-либо преимущество перед ними или привилегии, то рано или поздно эти 0,01 вырастают в подавление, деспотию и тиранию».Руководство классом – это экзамен как на профессиональные знания и умения, так и на человеческие качества, свойства души и сердца. Ты можешь быть трижды почетным учителем, иметь за спиной долгие годы практики, но так и не заслужить уважения, расположения и доверия детей. Доверие ребенка, как пугливая, робкая птица – навстречу идет боязливо и с трудом, все время норовя упорхнуть без возврата.Для меня мой класс – маленькая модель огромного мира, в котором каждому отведена своя роль. У меня есть отчаянные бунтари и нарушители спокойствия, есть миротворцы, есть ученые, воители, художники, танцоры и мечтатели. Моя задача состоит в том, чтобы создать условия для их дальнейшего развития, удерживая их в естественных границах сосуществования, при этом поступательно двигаясь к нашей общей цели.Нет идеальных систем. Нет идеальных людей. Нет идеальных условий. И как сказал Анатолий Луначарский: «Всякий из нас, кто предполагает, что может руководить другими, должен постоянно и напряженно учиться».Нам, классным руководителям, необходимо постоянно учиться, чтобы сохранить доверие учеников, справляясь с собственными слабостями, несовершенством, страхами и сомнениями, оставаться человеком и учителем.Лучшая похвала за годы школьной работы – это обращение учеников: «Юлия Александровна, вы классная!»Я московский классный руководитель.Юлия ТЫЧИНИНА, классный руководитель школы №2006
Комментарии