Окончание. Начало в N1
Краткая психологическая характеристика и основные задачи III ступени
Для старшего школьного возраста характерен рост интеллектуальных сил. Мыслительная деятельность характеризуется все более высоким уровнем обобщения и абстрагирования, увеличивающейся тенденцией к причинному объяснению явлений, умением аргументировать и доказывать положения, делать обоснования и выводы, связывать изучаемые явления в систему. Интеллектуальная продвинутость позволяет старшеклассникам осуществлять глубокий анализ материала, вскрывать закономерности, выявлять широкие аналогии, усваивать способы познания общих законов природы и общества. Если основными потребностями старших школьников является потребность в поиске смысла жизни, в мировоззрении как системе знаний, то задачей обучения на этом этапе является формирование научного стиля мышления, который является устойчивым качеством личности, выступает как важный компонент ее мировоззрения, как необходимое условие самообразования, развитие потребности в самосовершенствовании. Это позволяет выйти на качественно иной уровень решения задач мировоззренческой подготовки школьников, проблем гуманитарного образования.
Предусмотренная дальнейшая интеграция учебных дисциплин в сочетании с развитым системным мышлением позволит сформировать единую естественно-научную картину мира. Это должно стать кульминацией раскрытия взаимосвязи “человек – общество – природа”, начатой на II ступени. Нами предполагается теперь уже окончательное формирование у учеников нравственной жизненной позиции, способности к комплексному, экологическому мышлению, определению своего места в обществе, способности адаптироваться и успешно трудиться в дальнейшем.
Для старшеклассников также характерна целенаправленная познавательная активность. Она представляет собой высший уровень познавательной потребности и связана не только с развитием интеллектуальной сферы старших школьников, но и с формированием личности в целом. Существенные изменения наблюдаются и в стиле их умственной деятельности, которая приобретает наиболее активный самостоятельный и творческий характер. Поэтому целесообразным, наиболее оправданным, как мы полагаем, будет продолжение использования диалогически ориентированного подхода к обучению. Теперь, по сравнению с использованием этого метода на II ступени ученикам необходимо предоставить большую свободу в применении полученных ранее и совершенствуемых сейчас информационных, интеллектуальных, организационных и коммуникативных умений.
У молодых людей на этой ступени наблюдается выраженная специализация познавательной потребности, появляется достаточно узкий круг учебных и внучебных интересов. Особенностью этого возраста является стремление ребят использовать учебную деятельность как способ достижения своих профессиональных целей. Помочь детям в этом вопросе мы можем, продолжив обучение одаренных детей по модульной системе, знакомой им со II ступени. Охватив большее количество мотивированных детей, удовлетворить их потребности возможно при создании профильных классов. Прежде всего надо изучить запросы наших старшеклассников и соотнести с нашими возможностями. Затем необходимо изучить опыт других школ, уже открывших такие классы и не один год сотрудничающих с вузами, дабы избежать их ошибок.
Установлением сотрудничества с вузом, решением для мотивированных, определившихся в своем профессиональном выборе старшеклассников проблемы поступления замыкается последнее звено цепочки непрерывного образования, начатой еще с ДОУ.
ДОУ начальная школа основная школа средняя школа вуз
Ср. учебное заведение
Выделим основные задачи III ступени в рамках развития и становления нашей адаптивной школы:
1. Завершить формирование единой естественно-научной картины мира, реализуя интегративно-гуманитарный подход к образованию и воспитанию.
2. Сформировать навыки научного исследовательского труда, информационных, интеллектуальных, организационных, коммуникативных умений, способности к самостоятельному добыванию знаний.
3. Сформировать научное мировоззрение, комплексное, системное мышление, в том числе экономическое и экологическое.
4. Проведя психолого-педагогическую диагностику профессиональной интеллектуальной деятельности, реализуя принцип непрерывности образования, открыть профильные классы.
Итак, создаваемая нами адаптивная школа с многоуровневым обучением, интегративно-гуманитарным подходом к процессам обучения и воспитания должна вносить вклад в развитие:
– образовательной подготовки школьников (целостной системы их знаний, специальных и общеучебных умений и навыков);
– воспитанности (основ мировоззрения, мотивации, опыта деятельности, сформировать систему отношений к себе, обществу, общечеловеческим ценностям);
– психических функций (интеллекта, эмоциональности, воли, умения самовыразиться, самоопределиться, самопознать, саморазвиться; умение увидеть новое, и с учетом этого перестраивать свою деятельность; умение адаптироваться);
– креативности, творческих способностей личности;
– здоровья, здорового образа жизни (профилактика и по возможности – коррекция психических и телесных недугов).
Цели по ступеням
I ступень. Начальная школа призвана:
– сформировать у учеников важнейшие понятия и правила здорового образа жизни и основные умения поддерживать дух в здоровом теле;
– научить детей учиться (заложить основы самопознания и умения работать в диалоговом режиме с книгой, собеседником, самим собой);
– научить пониманию многообразия сфер жизни и деятельности человека в создании материальных и духовных ценностей;
– обеспечить достижение всеми учениками грамотности в усвоении норм чтения, письма, счета, говорения, слушания, понимания и поведения. Овладение функциями знания в рамках стандарта.
II ступень. Основная школа обеспечивает:
– осознание учениками физического и нравственного здоровья как жизненной ценности и проявления этой позиции по отношению к себе и окружающим;
– осознание своих познавательных интересов, склонностей и возможностей в отношении образовательных областей и учебных предметов; личного отношения к образованию как ценности;
– самоопределение в приоритетной области знаний и характере деятельности;
– обретение гражданской позиции в различных сферах жизни (экономической, экологической и др.);
– овладение функциями знания в рамках стандартов;
– профессиональное самоопределение.
III ступень. Средняя школа предусматривает:
– реализацию учеником индивидуальной концепции здорового образа жизни;
– профессиональное самоопределение на основе устойчивого познавательного интереса, развитых форм интеллекта, самопознания и рефлексии;
– ориентацию в проблемах современной жизни, иерархию ценностей в приоритетной области деятельности;
– гражданскую позицию и менталитет мировоззрения к восхождению и осознанию философии собственной жизни;
– овладение стандартом знания.
Ольга ОГОРОДНИК,
учитель физики средней школы N 1912
Зеленоград,
Москва
Комментарии