У ворот этой школы вас встретит не общепринятый ребячий гвалт, а строгая тишина, нарушаемая эхом команд да печатью строевого шага на плацу. Нет, это еще не армия. И не суворовское училище. Альма-матер для 250 подростков – Неклиновская школа-интернат с первоначальной летной подготовкой близ Таганрога.
– Когда мы в середине 90-х годов только вынашивали идею создания школы, – говорит ее начальник Леонид Гольберг, – некоторые коллеги смотрели на нас с откровенным недоумением. Какая, дескать, летная подготовка, какие будущие пилоты, если авиационные полки стройными рядами идут под повальное сокращение, а самолетам беспощадно режут крылья и как ненужный хлам сдают в утиль?
Действительно, в то время мало кто верил в успех затеи. Затихли аэродромы Таганрожья, по воинским частям деловито сновали зарубежные эксперты и инспекторы, с удовлетворением наблюдавшие процесс превращения первоклассных российских крылатых машин в груды металлолома. Под организационно-штатные мероприятия попала и Школа младших авиационных специалистов (ШМАС) бывшей 4-й Воздушной армии. К тогдашнему командующему объединением, а ныне Главкому ВВС и ПВО Владимиру Михайлову с просьбой и предложением обратилась группа энтузиастов. Работавший в то время начальником отдела образования Неклиновского района Леонид Гольберг, глава администрации того же района Александр Геращенко и опытный летчик-инструктор Геннадий Штерн предложили создать на базе ШМАСа подростковую авиашколу.
Как выяснилось, пришли “отцы-основатели” школы юношеской мечты к командующему не с пустыми руками. Еще за год до того, вопреки воцарившемуся в стране духу всеобщего нигилизма, ученики одной из школ Неклиновского района вдруг заявили своему руководству, что не желают они “тормозить” “сникерс” и прикалываться от “фанты”, а хотят учиться парашютному делу. Трудно сказать, то ли до ростовской глубинки к тому времени еще не дошли новомодные европейские веяния, то ли извечная детская тяга к небу взяла верх, но ученики проявили завидное упорство. Которое, впрочем, нашло у руководителей района полное понимание. К слову, сам глава администрации в юные годы страстно мечтал посвятить жизнь полетам. Увы, не случилось. Возможно, помогая ребятам, Александр Александрович Геращенко воплощал в жизнь и свою собственную детскую мечту?
Короче говоря, процесс пошел, в районе организовали подростковый авиаклуб. Поначалу в нем занимались чуть более десятка мальчиков и девочек, с пылким энтузиазмом изучавших основы аэродинамики и самолетовождения, осваивавших парашютные прыжки. Весть об авиаклубе вмиг распространилась по району, и вскоре число желающих заниматься в нем превысило скромные возможности небольшого преподавательско-инструкторского коллектива.
Тогда-то и родилась мысль расширить авиаклуб, преобразовать его в детскую школу со специальным курсом обучения. Предложение Владимиру Сергеевичу Михайлову показалось дельным и перспективным. Во-первых, оно давало возможность сохранить учебно-материальную базу бывшего ШМАСа, во-вторых, открывало перед лучшими ребятами дорогу в небо. А кто как не будущий Главком ВВС и ПВО понимал, что России будут нужны отлично выученные и влюбленные в профессию пилоты.
Датой рождения нынешней школы можно считать сентябрь 1998 г., когда Правительство России утвердило типовое Положение об общеобразовательных школах-интернатах с первоначальной летной подготовкой. Всего их в стране было создано девять. Неклиновская по праву считается одной из лучших. Об этом можно судить в том числе по итоговой директивной телеграмме Главкома ВВС и ПВО Владимира Михайлова. В ней главнокомандующий делает анализ успехов выпускников спецшкол и подтверждает, что большинство воспитанников-неклиновцев показали хорошие знания при поступлении в профильные военно-учебные заведения, проявили характер и открыли для себя дорогу в небо.
Естественно, как и все новое, рождалась школа-интернат в муках. Сколько бумаг переворошить, столичных кабинетов обойти пришлось родоначальникам спецшколы, одному Богу известно. Однако результатом этих хождений стал приказ Генштаба Вооруженных Сил страны о выделении для неклиновцев группы военных специалистов. Командиры рот и старшины там сейчас – кадровые военные, причем обязательно владеющие опытом работы с личным составом.
Конкурс при поступлении туда сравним с соперничеством абитуриентов в самых престижных столичных вузах – 30 человек на место. Это при том, что жизнь в школе легкой не назовешь. Она подчинена строгому распорядку дня с ранним подъемом, физзарядкой и прочими атрибутами армейской жизни. Сама система во многом схожа с методикой подготовки воспитанников суворовских училищ. За тем лишь исключением, что подчинены спецшколы все-таки не Министерству обороны, а органам Министерства образования и финансируются из соответствующих бюджетов.
– По большому счету подобные учреждения не новы для нашей страны,- полагает Леонид Гольберг. – Их известные аналоги существовали еще в предвоенные годы, когда у государства имелась большая потребность в военных кадрах, а средств на их подготовку не всегда хватало.
Естественно, и руководители школы-интерната, и ее питомцы исходят из того, что, несмотря на изменившиеся геополитические реалии, потребность в защитниках Отечества остается. Следовательно, их необходимо качественно и эффективно готовить. Там это происходит следующим образом. Желающие стать воспитанниками могут подать документы после окончания 9-го класса обычной школы. Испытания проводятся по физике, математике, русскому языку и физической подготовке. Но это не все.
Претендент должен пройти отборочную комиссию, в состав которой входят медики, психологи, работники отдела образования, представители воинских частей.
Государственные деньги там на ветер бросать не привыкли, поэтому стараются уже на начальном этапе отобрать ребят, которые по уровню подготовки, складу характера перспективны для Вооруженных Сил вообще и для авиации в частности. И только после успешного прохождения всех процедур молодой человек вправе назвать себя воспитанником-неклиновцем.
В принципе обучение платное, но сумма три с половиной тысячи рублей в год достаточно символична, если учесть, что только летная подготовка одного юноши за период обучения обходится школе в 90 тысяч целковых. Ну а деньги родителей идут в основном на приобретение новой формы одежды, совершенствование учебно-материальной базы, улучшение питания. Кстати, о вкусном. Кормят ребят весьма недурно, сам пробовал. Тут уж, извините, хоть пожар, а четыре раза в день в школьной столовой большое оживление. Заведующая столовой Инесса Федоровна Лизина до прихода в школу много лет работала завпроизводством престижного таганрогского ресторана, так что дело свое знает отлично.
Работают с ребятами настоящие профессионалы. Летной подготовкой мальчишек, например, руководит подполковник запаса Николай Иванович Логинов, в недавнем прошлом – боевой летчик, прошедший несколько “горячих точек”. Он и сейчас поднимается в небо на базовом для школы самолете Як-52, прививает ребятам азы пилотской выучки. Секреты парашютно-десантного дела воспитанники осваивают под руководством бывшего начальника парашютно-десантной службы полка Николая Антоновича Дуркина.
Живут ребята по законам воинских коллективов, разделяясь на роты, взводы и т.д. Круг их интересов не ограничивается изучением общеобразовательных и специальных предметов да отработкой строевого шага. В 16 лет хочется ведь и футбольный мяч погонять, и на дискотеку сбегать, с ровесницами пообщаться. Разумеется, пребывание в школе-интернате, отдаленной от города на полтора десятка километров, в известной мере ограничивает развлекательные порывы. Однако жизнь у воспитанников не монастырская. Там есть свои джаз-оркестр, вокально-инструментальный ансамбль, авиамодельный и конноспортивный кружки, несколько физкультурных секций. А школьный духовой оркестр славится на всю округу, недавно на Всеармейском конкурсе взял второе место среди непрофессиональных музыкальных коллективов Минобороны.
Для многих воспитанников настоящим праздником традиционно становится ежегодный праздничный бал, который устраивает для них руководство школы совместно с городской администрацией Таганрога. Как правило, он приурочивается к Дню космонавтики. Проходит он торжественно и пышно. В Парадном зале Таганрога собираются воспитанники спецшколы и их сверстницы из городской школы-музея имени А.П. Чехова. Общаются, слушают музыку, танцуют. В грязь лицом не ударят, ведь в школе-интернате искусству танца их обучает опытный балетмейстер.
По душе ребятам и чисто мужские забавы. Школьная команда по пулевой стрельбе из года в год на областных соревнованиях занимает призовые места. Так вышло и в 2002-м. А воспитанник Руслан Зайченко стал в личном зачете лучшим, “заткнув за пояс” 175 конкурентов, среди которых, между прочим, было несколько кандидатов в мастера спорта. Впрочем, особенно удивляться нечему. У неклиновцев лучшее в районе стрельбище, иногда на нем проводят занятия по огневой подготовке даже военнослужащие одной из частей таганрогского гарнизона.
Проведением совместных стрельб взаимосвязи воспитанников с военными не ограничиваются. Наиболее прочные контакты с первых дней основания школы установились с командованием, офицерами и солдатами объединения ВВС и ПВО, части которого расположены на Северном Кавказе. Началось с того, что, как уже говорилось, школа унаследовала у объединения весь свой учебный комплекс. Военные выделяют воспитанникам транспорт, обеспечивают связь, снабжают запчастями и горючим. По решению командования шеф-наставником подростков стал Герой России полковник Валентин Анатольевич Падалко, один из лучших пилотов страны. Без его участия не обходится ни одно сколько-нибудь серьезное событие в жизни школы, будь то приемные испытания, организация первых самостоятельных вылетов лучших неклиновцев или выпуск питомцев в большую жизнь.
В соответствии с приказом Главнокомандующего ВВС и ПВО за Неклиновской школой-интернатом с первоначальной летной подготовкой в качестве базовых закреплены Краснодарский авиационный военный институт, Волгодонский и Курский аэроклубы и пять воинских частей. Именно с их помощью и организуется весь практический учебный процесс, вылеты в самолетах-спарках, парашютные прыжки, ознакомление с техникой и прочее. После окончания спецшколы юноши, проявившие себя с лучшей стороны, могут рассчитывать на льготное зачисление для дальнейшего обучения в профильные военно-учебные заведения России. Вот в этом, собственно говоря, и кроется весь смысл существования подобных школ.
Однако не хотелось бы, чтобы ситуация воспринималась исключительно в радужных тонах. Как и в любом коллективе, у неклиновцев немало собственных проблем. Далеко не все подростки, став после испытаний воспитанниками, успешно завершают курс обучения. К примеру, в течение года из школы были отчислены около 60 человек. Причины разные. Кто-то разуверился в избранном пути, кому-то не хватило знаний и способностей, ведь если на втором году обучения паренек имеет низкие оценки по профилирующим дисциплинам, с ним предпочитают расстаться. Есть и такие, кто оказался не в ладах с дисциплиной: нарушения распорядка дня, курение и попытка употребить спиртное в школе считаются серьезными проступками. Однако большинство воспитанников все же находят дорогу в небо.
Несколько месяцев назад Владимир Михайлов вместе с группой генералов и офицеров ВВС и ветеранов Вооруженных Сил побывал в Неклиновской школе-интернате. Познакомился с преподавателями и воспитателями, побеседовал с воспитанниками, осмотрел классы и кабинеты, учебный аэродром и школьную столовую. Потом, обращаясь к коллективу школы, подытожил по-военному коротко:
– Спасибо за то, что сохранили учебный комплекс. Благодарю и за ребят. Надеюсь, многие из них со временем станут хорошими летчиками.
Такая оценка из уст главкома говорит о многом. О том, что под Таганрогом успешно растят будущих воздушных бойцов.
Юрий Селезнев
Ростовская область
Комментарии