search
main
0

Мальчишки и девчонки, а также их родители…

Как сделать совместный просмотр фильма событием для взрослых и детей?

Новые аспекты совместного просмотра видеоконтента обсудили участники III Всероссийской научно-практической конференции «Развитие личностного потенциала (РЛП) как ценность современного образования». Эксперты отмечали, что в наши дни кинопедагогика становится популярным трендом в современной системе образования.

Отцом отечественной кинопедагогики можно считать В.И.Ленина, который на заре становления советской власти верно почувствовал этот тренд и в беседе с наркомом просвещения А.В.Луначарским сказал буквально следующее: «Вы должны твердо помнить, что из всех искусств для нас важнейшим является кино». И советский кинематограф, надо признать, на протяжении десятилетий справлялся с отведенной ему ролью: формировал и воспитывал миллионы убежденных строителей коммунизма, защитников строя и страны. Советская мультипликация также стала достойным ответом заокеанскому Диснейленду и, может быть, хоть и уступала американской анимации в качестве, но по содержанию и воспитательной функции всегда была на голову выше. И эта тенденция сохраняется и сегодня.

«Мультфильмы у нас в большей степени ассоциируются с развлечением и бездельем, – сказала Татьяна Ермакова, методист Программы БФ «Вклад в будущее» по развитию личностного потенциала. – И очень редко просмотр анимационной продукции ассоциируется у нас с образованием и обучением. И все-таки просмотры мультиков и фильмов следует постоянно включать в педагогическую практику, и думающий, ищущий преподаватель обязательно должен использовать совместные просмотры в своих занятиях», – педагоги и эксперты полностью согласны с этим утверждением, но в ходе конференции все время возникал вопрос: а какие все-таки мультфильмы стоит смотреть на уроках вместе с детьми?

Маленький песочник поборол свои страхи, а ты?!

«Все зависит от цели, ради которой вы организуете просмотр, – сказала в своем выступлении Ольга Шалыгина, педагог-психолог Европейской гимназии (Москва). – Как психолог я часто встречаюсь с эмоциональным неблагополучием детей и, в частности, с тревогой, и как хорошо, что есть такие истории, которые можно посоветовать посмотреть не только детям, но и взрослым».

Ольга Шалыгина предложила участникам посмотреть всем вместе отрывок из мультфильма «Песочник» режиссера Алана Барилларо (https://zeroplus.tv/film/pesochnik?source=vmeste&special_project_compilation_id=90&direction_id=1), чтобы затем продолжить обсуждение.

Морской песочник – это птица из семейства бекасовых. Гнездится на арктических побережьях. Обычно песочников можно встретить на берегу в полосе прибоя. Герой мульт­фильма – неоперившийся птенец – учится добывать себе пропитание, но ужасно боится набегающих волн, трясется от страха и, опасаясь негативной оценки взрослых, прячется в прибрежных зарослях. И тут ему на помощь приходит мама.

«Почему я бы рекомендовала посмотреть этот мультфильм вместе с тревожным ребенком? Потому что мы знаем, что одним из факторов риска возникновения тревожных симптомов является гиперопекающий стиль воспитания, – отметила Ольга Шалыгина. – Да, маленькому ребенку, как и маленькому песочнику, страшно, и чем ему страшнее, тем больше мы стремимся его защищать, посылая некий месседж, что мир небезопасен, и здесь мы попадаем в замкнутый порочный круг, разорвать который порой кажется невозможным. А в этом мультфильме показан пример поддерживающего родительского отношения, когда мама помогает своему малышу встретиться со своими страхами и преодолеть их. Но, конечно, все это происходит рядом со взрослыми и под их наблюдением».

«Пудя», который помогает признать свои ошибки и извиниться

Почему нельзя просто сказать ребенку, что у него есть определенные сложности и надо с ними как-то справиться? Почему и в каких случаях стоит прибегнуть к просмотру мультиков?» – задавались вопросами участники конференции и в ходе дискуссии приходили к выводу, что не всегда обвинения и прямой разговор без обиняков о недостатках ребенка – это верный путь к его сердцу.

Порой такой метод воспитания может привести к тому, что подопечный просто закроется, уйдет в себя. Поэтому иносказательный рассказ о его трудностях на примере героя полюбившегося мультфильма помогает осторожно начать доверительный разговор, помочь взглянуть на имеющиеся проблемы с новой стороны и потихоньку начинать поиск решения.

Анна Нифонтова, педагог-психолог Новой школы (Москва), рассказала о своем любимом мульт­фильме «Пудя» (https://zeroplus.tv/film/pudya?source=vmeste&special_project_compilation_id=91&direction_id=1), который помогает ей в самых разных ситуациях.

Один из ее подопечных признался, что на дне рождения друга съел слишком много конфет. Ему казалось, что друг очень сильно разозлился из-за этого, и он совершенно не представлял, как исправить эту неловкую ситуацию. Тогда они вместе с педагогом посмотрели этот замечательный мультик, в котором главный герой оказывается в схожей ситуации: он отрывает небольшой хвостик у шубы важного гостя, которого ошибочно считает злодеем. Мальчика мучают страхи и сомнения, но в итоге он все-таки набирается смелости и говорит «злодею» о том, что испортил его шубу. А тот оказался милейшим человеком и признался, что даже не заметил ущерба, и в ответ очень ласково обошелся с ребенком и подружился с ним.

«Именно совместный просмотр этого мультфильма помог ребенку понять всю важность собственных поступков и необходимость прохождения сложных испытаний в виде извинений, неприятных нравоучительных бесед, – поделилась своим опытом с коллегами Анна Нифонтова. – Данный пример ярко демонстрирует, что просмотр мультфильмов может стать инструментом психолога, позволяя в метафоричной форме поговорить о страхах, о том, как их побороть и найти выход из сложных ситуаций при помощи доверительного общения».

Как божья коровка спасла улиток

Старший воспитатель Хорошевской школы (Москва) Надежда Шарова рассказала, что с дошколятами регулярно смотрят занимательные мультики по понедельникам, чтобы быстрее происходил процесс адаптации после выходных дней. А в рамках развития личностного потенциала и социально-эмоционального интеллекта педагоги подбирают мультфильмы в зависимости от конкретной ситуации.

Летом, когда у детей начались продолжительные прогулки в парке, педагоги столкнулись с проблемой: на дорожки парка вылезали многочисленные улитки, дети стали собирать их в коробочки и уносить домой в твердой уверенности, что в городской квартире им будет гораздо лучше.

«Никакие объяснения и увещевания не действовали, – вспоминала эту курьезную ситуацию Надежда Шарова. – Улитки в домашних условиях погибали, но дети упорно продолжали их собирать и уносить домой. И тогда мы решили всей группой посмотреть и подробно обсудить мультфильм «Коровка».

В этом замечательном мультике рассказывается о том, как божья коровка оказалась в плену в тесной коробке и упорно ищет выход. Выбравшись из коробки, она оказывается в замкнутом пространстве дома, но не сдается, продолжает поиски и находит спасительное окно, летит и… бьется о стекло. И вот, когда, казалось бы, надежда на спасение уже погасла и сил на борьбу больше нет, она находит небольшую щель в открытой форточке и улетает на волю к своим деткам.

«На детей мультфильм оказал потрясающее эмоциональное влияние, – отметила Надежда Шарова. – Они прочувствовали на себе, каково это – оказаться взаперти в тесной коробке и, вырываясь на волю, осознавать, что ты вновь в ловушке. К тому же мы объяснили им, что и у улиток тоже есть детки, которые ждут их дома. А еще улитки питаются личинками мух и комаров и не дают вредным насекомым размножаться в огромных количествах. После этого дети вернули всех улиток в парк. В ходе последующего обсуждения нам стало ясно, что они полностью осознали, как легко разрушить взаимосвязанные нити, на которых держится наш хрупкий мир, как важно заботиться об экологии и окружающей природе».

Смотрим вместе

Есть темы, которые встают в полный рост перед каждым ребенком определенного возраста. Например, старших дошкольников и младших школьников очень интересует тема дружбы. И они об этом постоянно говорят и задаются вопросами: что значит дружить и кто такой настоящий друг? Как самому быть хорошим другом? А кто-то отстает в развитии от своих сверстников и боится показаться смешным и неловким, стесняется подойти к товарищам, отвечать на уроке.

Во многих таких случаях на помощь педагогу могут прийти добрые анимационные истории о дружбе, преодолении страха и неуверенности в себе. Но, выбирая мультфильм по содержанию, учитель, конечно же, должен держать в уме и другие критерии, прежде всего форму: как мультик нарисован, кто озвучивал, немаловажно и музыкальное оформление. Так что здесь еще надо серьезно потрудиться, чтобы сформировать свою копилку мультиков, которые помогут наладить диалог с ребенком в ходе решения той или иной проблемы.

Для тех, кто работает в этом направлении, эксперты советуют обратить внимание на новый интернет-ресурс «Смотрим вместе» (https://vmeste.zeroplus.tv/), который стал совместным проектом Программы по развитию личностного потенциала благотворительного фонда «Вклад в будущее» и онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс».

Александр Школенко, креативный продюсер онлайн-кинотеатра «Ноль Плюс», рассказал, что изначально разработчики поставили перед собой цель создать довольно полную и разнообразную базу воспитательного контента.
«Онлайн-кинотеатр можно смело назвать методическим ресурсом для семьи, системы образования, культуры, социальной сферы, – считает Александр Школенко. – Этот ресурс предоставляет пользователям постоянно пополняющийся каталог замечательной анимации, игрового и документального кино. Самое главное, что этот контент структурирован по темам, по календарным датам, то есть педагог может использовать этот ресурс в своей работе в рамках подготовки тематических уроков, различных праздничных мероприятий».

Стоит отметить, что по каждомумультфильму коллекции «Смотрим вместе» подготовлены особые игры и упражнения, вопросы для обсуждения и советы для взрослых, которые помогут организовать не просто веселый просмотр, но полноценный образовательный процесс, в ходе которого получат развитие социально-эмоциональные навыки ребенка, а также навыки коммуникации и работы в команде.

«В режиме умного просмотра педагог увидит те детали, на которых важно сфокусировать внимание ауди­тории, – отметила Татьяна Ермакова. – Это методические рекомендации по сценарию проведения просмотра и предварительному обсуждению темы. Это очень хороший старт, для того чтобы погрузиться в процесс кинопедагогики и увидеть в этом эффективный инструмент формирования общности детей».

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте