В 1941 году выпускные экзамены и окончание школы пришлись на большую войну, о которой всем нам никогда не забыть. С первыми же шагами по взрослой жизни тогдашние подростки оказались в изменившемся мире, подверглись тяжелейшим испытаниям, каковые выпадают народам раз в тысячелетие или реже. Совпадение по времени символично: общность судьбы всей страны и тех выпускников сорок первого, сходство теперешнего молодого человека с тогдашним. Нам, современным гражданам России, этот образ знаком не только по фильмам о той войне, но и по нашей жизни, по войне нынешней, чеченской. Те же юность, чистота помыслов, наивность и неопытность. И та же подчас неясность воззрений по фундаментальным вопросам, размытость убеждений, а то порой идеологическая несостоятельность, которая в те далекие годы побуждали некоторых наших соотечественников к сотрудничеству с врагом. Слабо подготовленные к боям, попавшие в окружение, оставленные без командиров молодые люди подчас теряли жизненные ориентиры.
Почему сегодня, в преддверии годовщины даты печальной памяти, я взялся говорить о негативном в нас самих? – Чтобы возвести мост в нынешний, 2002 год, чтобы понять, лучше ли подготовились к возможным крутым разворотам судьбы сегодняшние наши выпускники. Все аналогии хромают. Иные времена, иные угрозы. Но суть проблемы та же: готово ли сегодня новое поколение достойно ответить на вызов?
Тогдашние подростки до входа во взрослую жизнь приобщались к идеям величайшей империи. Молодой поэт Павел Коган, чьей строкой озаглавлена настоящая статья, как и тысячи его сверстников, мечтал еще больше расширить границы советского государства: “Чтоб от Японии до Англии сияла Родина моя”. Какое горькое разочарование ожидало его буквально через несколько месяцев после написания этих стихотворных строк!
А что же сегодня понимают о своей стране наши воспитанники, выходя за порог школы? Витают ли они в облаках новых вселенских иллюзий? Довлеет ли над ними комплекс национальной неполноценности? Готовы ли они защищать свою страну от новых угроз? Все ли мы успели передать им из своего жизненного и нравственного багажа: наше выстраданное за годы понимание гордости за Родину? Приняли этот багаж наши питомцы или отвергли? – Вопросам несть числа. Ответы же предстоит узнать из практики. Чтобы через годы снова вернуться к тем же вопросам, успев расслышать лишь эхо от предыдущих.
Вячеслав РУМЯНЦЕВ
Комментарии