Человеческое общество состоит из неповторимых индивидуальностей. В последние годы работники просвещения, психологи ведут активные поиски новых технологий обучения с целью повышения его результативности. Однако индивидуальность – сущность сложная.
Доктор биологических наук В.А. Геодакян разработал концепцию, в соответствии с которой развитие мужчин и женщин рассматривается с точки зрения эволюционного процесса, как две подсистемы системы Гомо сапиенс. Именно разделение одного из подвидов живой материи на мужчин и женщин есть условие выживания человеческого рода. Разные роли, выполняемые мужчинами и женщинами, предполагают необходимость разного подхода к обучению и воспитанию мальчиков и девочек. Следовательно, во главу угла надо ставить раздельное обучение, суть которого не в изолированности мальчиков от девочек, а в создании условий для интеллектуальной реализации детей обоих полов, их развития в соответствии с их полоролевой принадлежностью. То есть формировать у мальчиков мужественность, способность принимать решения и отвечать за них. У девочек воспитывать черты женственности, доброты, нежности.
Девятилетний опыт работы санкт-петербургской школы N106 позволил сделать вывод о преимущественности раздельного обучения над смешанным. Психодиагностические обследования проводились индивидуально с каждым учеником два раза в течение учебного года. Всего отслежено восемь поколений детей начиная с первого класса.
Таким образом, преимущество раздельного обучения над смешанным подтвердили 600 учеников 1-го класса, 525 – 2-го и 450 учеников 3-го класса. Средний показатель развития интеллекта, а также достижений каждого ученика за период обучения в раздельных классах начальной школы выше, чем в смешанных классах.
При раздельном обучении у мальчиков и у девочек формируются личностные качества, которые наиболее свойственны их половой сущности. Создаются условия, при которых дети находятся в коллективной атмосфере, соответствующей их психофизиологической организации. Ценностные ориентации мальчиков не искажаются установками девочек и наоборот. Девятилетний опыт позволил выявить особенность обучения мальчиков и девочек. Как известно, чувства и положительные эмоции способствуют наиболее быстрому восприятию и пониманию информации. Но девочки расходуют больше времени на прочувствование полученной информации, прежде чем переключают произвольное внимание на новую. Мальчики меньше затрачивают времени на эмоциональные переживания, их прежде всего интересует суть происходящего.
Следовательно, при подаче учебного материала необходимо учитывать эту особенность детей. Для мальчиков необходима информационная насыщенность и более быстрая смена информации, а для девочек нужно соблюдать поэтапность в работе, подчеркивая моменты важности каждого этапа.
При работе с мальчиками и девочками необходимо учитывать разницу в двигательной активности детей. Так, мальчики, особенно в первом классе, совершают постоянные неконтролируемые движения. Усталость у них во время урока выражается в активизации этих движений. У девочек же усталость проявляется как бы в затихании, в уходе в себя, отвлечении от окружающего. Значит, усталость у мальчиков и девочек надо снимать по-разному.
Мальчикам особенно помогает смехопауза. После шутки их лица “светлеют”, происходит снятие нервного напряжения. Девочкам же необходимы активные физические упражнения.
В классах раздельного обучения более заметно стремление к высоким достижениям, стремление быть лучшим, так как каждый ребенок свои успехи или неудачи ярко видит в сравнении с одноклассниками своего пола. Именно это стремление способствует концентрации произвольного внимания, активизации умственной деятельности в течение всего урока. Однако для мальчиков наиболее действенным приемом является публичное выявление несправившихся, а для девочек, в силу их повышенной обидчивости и эмоциональности, отрицательная оценка должна даваться индивидуально. И мальчикам, и девочкам необходима поддержка учителя. Детей надо хвалить за их достижения, даже незначительные, и наиболее действенна похвала, когда она публична.
В раздельных классах не должно быть детей, испытывающих трудность в обучении и поведении, даже при сохранном интеллекте, иначе они будут страдать, чувствовать себя ущербными. И свою неудовлетворенность эти ученики могут выражать агрессивностью, нарушением дисциплины во время урока.
Итак, наш опыт позволяет сделать вывод о важности учета пола ребенка при обучении в начальной школе.
Ираида Бордакова,
педагог – психолог
Комментарии