Урок литературы. 5-й класс
«Как горец вырубает ступеньки в гранитной скале, так и я медленно и тяжело завоевал свое место в литературе».Х.К. Андерсен
Гений родился
Ребята, я предлагаю вам перенестись сейчас из теплого школьного кабинета на остров Фюн. Посмотреть на его холмы, ежась от холодного ветра, полюбоваться на огромные сосны и встретить нечасто появляющееся в этих краях солнце.
На одной из узких улиц датского городишка Оденсе стоял дом, крытый замшелой черепицей. Жила в нем молодая чета – бесконечно любившие друг друга муж и жена. Это были молодой 22-летний башмачник, поэтическая натура, и его жена, отличавшаяся удивительным сердцем. Здесь под унылый перезвон городских колоколов и появился на свет 2 апреля 1805 года горластый мальчишка, которого нарекли Хансом Кристианом.
Маленький Кристиан не был баловнем судьбы: ведь башмачник не мог похвалиться особым достатком. Больше всего он любил мечтать: придумывал необыкновенные истории и рассказывал их ленивому коту Карлу.
Однажды случилось незабываемое: Ханс Кристиан побывал в театре. Это посещение произвело на него такое огромное впечатление, что мальчик создал свой кукольный театр.
Но рядом была другая жизнь, будничная и суровая. Мать хотела, чтобы Кристиан стал портным, но проку из этого не вышло.
Так подошел 1819 год, а вместе с ним та темная ночь, когда умер веселый башмачник. А потом… была нужда, учеба в школе для бедных. Отпросившись у матери, Андерсен отправляется в столицу.
Копенгаген принял его неласково. Но юноша был упорен. Блестяще заканчивает гимназию, а потом университет. В эти же годы начинает писать. Не сразу все получалось, но все-таки упорство победило. В 1829 году выходит книга «Прогулка на остров Амагер».
На полученный гонорар Андерсен отправляется в путешествие. Он посетил Германию, Францию, Англию, Италию, Португалию, Грецию и даже Африку. И продолжал писать.
За свою долгую жизнь, а умер Андерсен в 1875 году, он создал множество сказок. И пусть сначала вельможи не хотели признавать сына башмачника, но прошло время, и короли мечтали пожать ему руку.
– Какую сказку напоминает жизнь Андерсена? (Гадкий утенок). Прочитать эпизоды гонений утенка и признания красоты лебедя.
Встреча с героями сказок
По описанию узнать героя сказки:
«Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительного льда и все-таки живая! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было ни теплоты, ни красоты». (Снежная королева).
«Много-много лет прослужил он честно и должен был получить отставку. Последний вечер торчал он на своем столбе и чувствовал, что в последний раз освещает улицу». (Старый уличный фонарь).
По мере того как ребята отгадывают героев, портреты последних вывешиваются на доску. Далее предлагается задавать вопросы героям.
Снежной Королеве:
– Почему вы увезли Кая, а не Герду?
– Чем можно оправдать ваш поступок?
Старому уличному фонарю:
– Вам не жаль, что ваши мечты так и не осуществились?
– Почему фонарю так понравился подарок ветра?
После обсуждения вопросов приходим к выводам:
1. В борьбе с расчетливостью и бездушием побеждает любовь.
2. Любовь – это боль и самопожертвование.
3. Глупость и притворство не украсят никакие одежды.
4. Радость не в радость, когда нельзя поделиться ею с другими.
Марина ЕФИМОВА, учитель русского языка и литературы, учитель года Калужской области-2004, с. Детчино
Комментарии