«Московская премьера», VII фестиваль отечественного кино, – это более сотни фильмов и около 50 тысяч зрителей. Часть картин – абсолютные новинки, и это их первый выход в столичный свет, первая встреча с обычным залом, так что свое название фестиваль вполне оправдывает. Билеты на «Московскую премьеру» бесплатные – подарок тем, кто в обычное время при всем желании не может позволить себе поход в дорогой современный кинотеатр. А быть в курсе того, чем живет сегодняшний экран, хочется. Впрочем, далеко не все фильмы, обласканные жюри и публикой «Московской премьеры», вообще дойдут до кинотеатров: политика кинопроката у нас далека от сантиментов и трепетной любви к отечественному производителю. Потому счастливы поспешившие.
Впервые за много лет бессменный президент «Московской премьеры» народный артист СССР Алексей Баталов отпросился на время фестиваля в отпуск и повез семью в Крым. Не смогла приехать на церемонию открытия и режиссер Татьяна Лиознова, одна из главных героинь «Московской премьеры-2009». Специальный приз «За приумножение великих кинематографических традиций отечественного кино» получали за Татьяну Михайловну актриса Светлана Светличная и тележурналист и продюсер Александр Любимов. В это же время в библиотеке киноискусства в рамках программы «Кинорежиссер Татьяна Лиознова. На фоне учителей и учеников» можно было еще раз посмотреть теперь уже канонические фильмы: «Евдокия», «Три тополя на Плющихе», «Им покоряется небо», а также работы лучших воспитанников мастера, режиссеров Андрея Эшпая и Александра Хвана.
Сам же фестиваль открылся «Палатой №6», необычным взглядом Карена Шахназарова на хрестоматийный, очень тревожный, так до конца и не расшифрованный рассказ доктора Чехова. Современный настолько, что сценарий, написанный 20 лет назад «с прицелом» на Марчелло Мастроянни, где все действие перенесено на тот момент в конец ХХ столетия, и теперь выглядит как новенький. Не говоря уж о том, сколько лет самому первоисточнику. «Палата №6» Шахназарова – это псевдотелевизионный репортаж. И даже не готовый уже сюжет, а лишь рабочие к нему материалы, черновая «нарезка», сильно смахивающая на самодельное «хоум видео». История Рагина, сначала врача, а после – пациента собственной психиатрической клиники, передается буднично, на бегу, в коротеньких интервью второстепенных персонажей. Чеховский текст, столь филигранный, если его читаешь, обладает удивительным свойством превращаться в самую обычную речь самых обычных людей дня сегодняшнего: пациентов, санитаров, врачей. Подобная форма, лишенная даже намека на театрализацию или какую бы то ни было художественность, – кратчайший путь к сердцу чеховского рассказа: мрачным, отчаянным, но не лишенным светлых надежд истинам. Доктор Рагин принес актеру Владимиру Ильину приз за лучшую мужскую роль на последнем Московском международном кинофестивале. Думается, это только начало.
В расписании «Московской премьеры» несколько программ: празднование 30-летия всенародно любимой комедии Владимира Меньшова «Москва слезам не верит», конкурс «Наше новое детское кино», авторские фильмы «Арт-линии», встреча с выдающимися кинематографистами в рамках проекта «Семь посвящений. XXI век». И конечно, основной конкурс «Великолепная семерка «МК». По итогам зрительского голосования лучшим фильмом, достойным Гран-при, на этот раз признана «Одна война» Веры Глаголевой, драма, бьющая без промаха и прямиком в слезные каналы. Потому что на дворе май 45-го. А за стеной брезентовой палатки далекий северный остров. Здесь живут женщины, чьи дети рождены от отцов-фашистов. И День Победы оборачивается для них днем великой беды: матерей велено отправить в лагеря, а детей – в приюты. Преступники они или жертвы великой бойни, и неужели не действует больше древний завет, гласящий, что дети не в ответе за грехи отцов? «Одна война», безусловно, заслуживает больше, чем три короткие строки аннотации. Она требует обстоятельного разговора, как и большинство фильмов «Великолепной семерки». Как и «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова, эксцентричная и сатирическая, набравшая наименьшее количество зрительских голосов. Безумный пенсионер с собственным пониманием справедливости в исполнении замечательного питерского актера Сергея Дрейдена не пришелся по душе публике «Московской премьеры». Подобный итог вполне объясним: ошибки истории вызывают в нас, как правило, отклик куда более сильный и эмоциональный, чем шаржи на нас самих, сделанные недрогнувшей рукой человека умного и ироничного. Но об этом, пожалуй, в другой раз.
Общественное жюри – компания столь же пестрая, сколь и неоднозначная (в этом году сюда вошли балерина Анастасия Волочкова, певец Дима Билан, художник Никас Сафронов) – остановило свой выбор на семейной драме «Похороните меня за плинтусом», снятой Сергеем Снежкиным по одноименной повести Павла Санаева. За работу в этой картине Светлана Крючкова получила приз за лучшую женскую роль. Награда за лучший мужской образ у Виктора Сухорукова за картину Ларисы Садиловой «Сынок». Завершив недельный конкурсный марафон, «Сынок» поставил своеобразное фестивальное многоточие, значок «et cetera», а может, «продолжение следует», решающим словом превратил едва ощутимое кинонастроение в кинотенденцию: главный герой сегодняшнего кинематографа – ребенок, большой или маленький, и его, мягко скажем, не радужные отношения с окружающим миром и в первую очередь – с собственными родителями.
В российском кино ребенок чаще всего – участник психологического конфликта, жертва безграничной любви, как в «Сынке», или циничной нелюбви, как в картине «Волчок» Василия Сигарева, прошедшей в Доме кино под грифом «Специальное событие». Но есть еще кино республик бывшего СССР. Его зрители «Московской премьеры» смотрели в рамках программы «Форум национальных кинематографий», подготовленной совместно с Конфедерацией союзов кинематографистов стран СНГ, Латвии, Литвы и Эстонии. Здесь несчастные дети тоже не сходят с экрана. Но тут наравне с нравственной и психологической болью сердца правят бал проблемы социальные и этнические. Ребенок, рожденный уже после распада империи, путается в так и не залатанных до сих пор прорехах новой государственности, вдребезги разбивается о реалии, истоки которых в том самом взрыве, что прогремел на одной шестой суши восемнадцать лет назад, разметав ее на куски. Это про Руслана и Тимура, героев казахского фильма «Рай для мамы» Актана Абдыкалыкова: их отец уехал в Россию на заработки, да так и не вернулся. Ждет отца из Москвы и Рустам, герой азербайджанской ленты «Сороковая дверь» Эльчина Мусса-оглы. Да только не вернется отец, убили его, и теперь 14-летний сын должен решать, чем кормить семью. В Тбилиси зарабатывает на хлеб 12-летний Тедо, беженец из Абхазии (грузинская драма «Другой берег» Георгия Овашвили), но в один прекрасный день закидывает за спину дорожный рюкзак и отправляется в разбомбленный во время войны родной Ткварчели. Вы уже, наверное, догадались зачем: искать отца, конечно же. Кого только не встретит он на пути: воров и убийц, добросердечных крестьян, осиротевших родителей абхазцев, чьи дети когда-то погибли в боях с грузинами, соплеменниками Тедо. Разматывая запутанный клубок из национальной вражды и человеческой любви, ненависти друзей и приязни врагов, мальчик дойдет до конца дороги, имя которой человеческая жизнь. Казахская «Песнь южных морей» Марата Сарулу и узбекский «Восточный двор с кривой луной» Зульфикара Мусакова – еще одно художественное доказательство того, что при всей своей кажущейся непреложности деление людей по разрезу глаз и цвету волос – штука весьма условная. К счастью, пусть не сразу, но поняли это герои Марата Сарулу – русский Иван, чей сын родился смуглым и скуластым, как истинный степняк, и казах Ассан, отец белокурого и голубоглазого мальчишки. Чтобы вернуть себе веру в людей, Ивану и Ассану тоже приходится пускаться на поиски истины. Наш же путь может быть короче. У нас есть кино.
Комментарии