Как сегодня верно определить направление поиска и открытия границ будущего? Как наполнить разумом и сердцем интеллект? Что ведет ребят к покорению высоких вершин? Кто учит их познанию радости творчества, преодолению трудностей? Трудным путем поиска ответов на эти вопросы идут участники удивительного проекта Малая академия наук «Интеллект будущего», истоком зарождения которого стал первый в России наукоград Обнинск. Первые встречи, первые шаги в науку, конференции и первые результаты – красивые, емкие, глубокие и разнообразные по форме и содержанию книги – выпуски альманаха «Обнинский полис». Его авторы, ребята со всей России (более 40 регионов участвуют в этом проекте), увидели прекрасные очертания будущего и талантливо рассказывают об этом.
Первое, что поражает при встрече с творческими работами этих ребят, – это высокий полет мысли, их осязаемая духовность, стремление к непознанному и чистая светлая искренняя любовь к России…
Это им, ребятам и взрослым, захотелось наяву услышать голос будущего и начать жить в удивительном пространстве, названном емко, серьезно и очень привлекательно: «Юность. Наука. Культура». Как много жизни, задора, увлеченности в каждом из этих слов, и какая удивительная гармония слышится в этой триаде. Юность с присущей ей ярко выраженной устремленностью к познанию нового, полету мысли, открытию мира и себя в этом мире, когда романтика сопряжена с постижением науки и культуры, а мысли устремлены к будущему.
Что же такое «ЮНК»? Как рождался «Обнинский полис»? Почему Малая академия наук? Из чего и из кого рождается живой «Интеллект будущего?»
А началось все это в 1986 году, когда в Обнинске проходила первая конференция городского научного общества школьников, инициированная талантливыми педагогами Т. и Л.Ляшко и А.Романовым. Это была первая ласточка, за нею вторая, третья… Это в их щебете услышали дети и взрослые звонкое «ЮНК» – Юность. Наука. Культура.
Очевидную эффективность новаторской учебно-воспитательной развивающей деятельности подхватили многие. Она была принята ведущим научно-исследовательским Центром дополнительного образования России. «ЮНК» все больше завоевывала друзей во всех уголках России и получила статус федеральной образовательной программы.
Листая страницы уникального издания – альманаха с глубинным названием «Обнинский полис», публикующего творческие работы ребят, только диву даешься – как можно в наше трудное время воспитывать такую честь, достоинство, патриотизм, пробудить и развивать столь активно исследовательские способности, формировать истинно высокий интеллект, «интеллект будущего», так как авторы этих научных трудов и творческих эссе – школьники России в возрасте от 7 до 17 лет.
Все четыре книги этого удивительного альманаха поражают, удивляют, восхищают. Первое ощущение: да, это будущее, это интеллект, это творчество, подлинная талантливость авторов. Не случайно, раздел научно-исследовательских публикаций назван «Мудрости утренний час». Так умны, свежи и прекрасны в большинстве своем публикации как научные, так и литературно-художественные, покоряющие исповедальной искренностью и образностью.
Вот строки из второго раздела этой книги «Восхождение к образу»: «Тс-с-с. Тихо! Не говори ничего. Слышишь, идет дождь? Да-да, именно идет, стуча каблучками: клок-клок-клок. Это он стучится в дверь. Ты ведь ему откроешь, правда? Дождь принесет с собой одиночество. Знаешь, какое это блаженство быть в одиночестве? А я знаю. Это горькая радость. Блаженно растянувшись в кусте терновника, можно думать обо всем. Ну что же ты так охаешь? Зачем меня прерываешь? Колючки… подумаешь колючки? Раны-то заживут, а вот раны души – нет. Знаешь, сколько на моей душе ран и шрамов? Конечно, болят. И не просто болят, а кровоточат… От этих ран я просыпаюсь ночью и плачу; плачу за каждого и за всех вместе. Ведь кто-то же должен за всех плакать!» О любви к родному краю не говорят, ее носят в сердце, трепетно оберегая.
Мужская богатырская сила и женская любовь, доблесть воина и святость женской молитвы ведут диалог в работе Ю.Четверикова «Светоносная Евдокия» (г.Самара). Молодой человек обращается к образу благоверной княгини, подвиг которой не нашел, по его мнению, отражения в художественной литературе. «Если имя ее великого мужа Дмитрия Донского воспето на страницах многочисленных романов, повестей, поэм и стихов, то образ великой княгини Московской Евдокии в художественной литературе практически не нашел выражения». Молодой автор смел и убедителен в своем искании. Он анализирует строки А.Ахматовой, посвященные Евдокии, соотносит образы Жены-Родины с образом Богородицы, раскрывая строки А.Блока, приводит стихотворение неизвестного автора «Дмитровская суббота», отразившего своеобразно облик Светоносной Евдокии. С каким трепетом обращается автор исследования к теме Родины! Евдокия – кроткая и несгибаемая, опора мужу в его трудном деле защиты Отечества – это тот тип русской женщины, по убеждению автора, который явила своим подвижническим образом жизни княгиня Евдокия – святая Земли Русской. Тема истории и религии заметно волнует молодых исследователей. Ее развивают и по-своему трактуют Е.Ковалева «Сергий Радонежский – духовный пастырь русского народа»; А.Ветлугина «А.С.Пушкин – обретение веры»; Е.Иванова «Грех и свобода»; Т.Селькина «Языческие верования восточных славян» и др.
Работы обращены к своим сверстникам, и в них отчетливо слышится мысль: а ну-ка попробуй! Может быть, ты еще не раскрыл себя? Ищи вместе с нами, мысли, расти. «Судьба семьи в судьбе народа» – тема исследования Мамилова Илеза (г.Малгобек, Ингушетия). «Человек, как дерево, – пишет он, – вырастает из крохотного семени. За эту землю он держится своими корнями – «памятью». Государство, в котором люди хранят свои «корни», – это лес. Но если люди забудут свои корни, то лес превратится в кучу бревен».
Трудно сказать, какие мысли стали источником вдохновения для Екатерины Королевой из Омска (9-й класс). Удивительная по свежести образа новелла – «Люблю – значит живу. (Исповедь BMW X5)». Автор показывает, как можно одухотворить свои мысли, действия, даже вдохнуть жизнь в любимую неодушевленную вещь. На первый взгляд все легко, но вывод, к которому приводит читателя Екатерина, глубокий: бывают неодушевленные люди и одушевленные вещи.
Содержание творческих работ поражает разнообразием. Но главное, о чем бы ни писали ребята, это высокое проникновение в суть проблемы, это нравственные убеждения, это живая история и современность. Вслушайтесь в название докладов, рассказов, новелл, творческих эссе! Это возвышенное и земное: «Господа нищие и… нищие господа» Елены Калмыковой, «Благословенное сердцем слово» Станислава Фахретдинова, «Глас вопиющего во Вселенной» Олега Кардаполова,«Камо Грядеши» Дениса Грацкова, «Человечество с точки зрения космического разума» Д.Гриценко, «Антисистемы в пассионарной теории этногенеза» Л.Гумилева и многие, многие другие. Творчество поистине ключевое слово, на котором говорят в «Обнинском полисе», на его «территории» и на его страницах.
Масштаб деятельности организации «Интеллект будущего» поражает глубиной и разнообразием: более 50 конкурсов, конференций, турниров, фестивалей… Более 20000 участников в год из регионов России…
Программа, реализуемая Общероссийской малой академией «Интеллект будущего», носит смелое и обязывающее название «Интеллектуально-творческий потенциал России». «Интеллект будущего» более 20 лет занимается организацией и поддержкой проектов, направленных на привлечение детей и молодежи в науку, в научное сообщество, в творческие коллективы.
Вхождение детей в программу начинается с первого класса. Для них разработано множество разнообразных проектов: «Интеллектуально-творческий марафон», «Мир любимых предметов», «В царстве математики», «Я знаю русский язык», «Юный художник», «Мои любимые книги».
Для ребят 5-11-х классов проводятся предметные конкурсы, такие как астрономия, математика, русский язык, лингвистика (английский, немецкий, французский языки), биология, география, журналистика, история, литература, физика, химия, экономика…
Наиболее важным для программы была и остается Всероссийская конференция учащихся «Юность. Наука. Культура». Именно она лежала в основе рождения организации «Интеллект будущего». Исследовательские работы школьников и студентов 1-2-х курсов отличаются своей практической значимостью, отдельные работы доведены до уровня патентования. Лучшие работы публикуются в главном издании программы – альманахе «Обнинский полис».
Работы такого уровня не выполняются за месяц. Каждая работа – итог творческих поисков, труда и проверка готовности к занятиям наукой.
В творческую деятельность включились отделения МАН «Интеллект будущего» в Златоусте (организатор – коллектив Дворца детского творчества), в Санкт-Петербурге (организатор – центр одаренных детей «Интеллект») и в Туапсе. Это сразу привлекло и новых высокопрофессиональных экспертов, и широкие круги юношества из этих регионов. Для более юных исследователей стала проводиться конференция «Первые шаги в науку». В этом году состоится также Всероссийская конференция учащихся и студентов «Научный потенциал-XXI».
Сложным и социально значимым является проект «Интеллектуальная инициатива». Организация «Интеллект будущего» в данном проекте выступает как грантодатель – для реализации лучшего проекта выделяется грант в размере 20-30 тысяч рублей. Например, были поддержаны такие проекты, как «Создание парка Победы», «Безопасное движение», «Парк интеллектуального досуга». Благодаря поддержке местной администрации реализованы еще десятки других проектов. Большим авторитетом пользуются у ребят очные турниры: профильный лингвистический турнир, «Интеллект-XXI», «Восхождение звезды» и «Фабрика талантов».
Особо надо отметить литературно-философский конкурс «Озарение» и творческий конкурс «Восхождение к образу» – это две жемчужины в ожерелье других конкурсов. Для ребят, тонко чувствующих мир, поэтически одаренных, желающих попробовать выразить себя через литературные образы, для тех, кто готов высказывать свое мнение по самым неожиданным вопросам и темам (например, «Могут ли законы природы быть хорошими и плохими, справедливыми и несправедливыми?», «Правомерна ли оценка с позиций добра и зла?»).
Для педагогов будет проведена конференция «Образование: Взгляд в будущее», посвященная памяти выдающегося педагога С.Т.Шацкого. Конференция проводится в рамках Российского форума малых академий наук и научных обществ учащихся (ноябрь 2007 г.). Для педагогов организуются также научно-практические конференции по проблемам развития исследовательской деятельности и работе с одаренными детьми, конкурсы и семинары (в течение года).
«На окраине Обнинска стоит не очень еще высокий, но изумительно красивый дуб, – пишет в своем послесловии А.Романов. – Для многих горожан он стал знаковым явлением – как знаменитая метеовышка и «мирный атом» на визитной стеле первого наукограда России. Стройный ствол его увенчан раскидистой гармоничной кроной. Общая почва, общие истоки. Постоянное обновление. Обнинский полис – это рождение человека, становление личности, это живой интеллект будущего. Чувство земли и устремленность к свету. Разве не в этом глубинный смысл Обнинского полиса?»
Юность. Наука. Культура. Триедино, как Истина. Добро. Красота. Что же отличает по большому счету Малую академию наук «Интеллект будущего» и что роднит ее с истинной наукой и культурой? Ответ логичен – юность, не просто молодые годы, а именно юность как духовное состояние личности, когда человек уже понимает, что ему нужен не просто интеллект, а эмоциональный интеллект и знания, наполненные жизненной силой, согретые живым чувством поиска.
Почему даже лучшим, ищущим педагогам, не говоря уже о широких кругах, «Обнинский полис», объединяющий сегодня более 60 регионов, около 600 участников, имеющий признание на официальном уровне, фактически не известен? Каждый выпуск этой подлинно ценной и важной не только для педагогической, но и для всей нашей общественности книги должен быть настольной книгой учителей и родителей.
Интеллект будущего рождается в умном, чутком, добром сердце. Давайте учить детей красоте научного поиска, радости творчества, искусству мыслить, чувствовать, любить. Это нужно сегодня каждому школьнику, каждому учителю, каждой семье. Это нужно России.
Вера АЛЕКСАНДРОВА, главный научный сотрудник лаборатории гуманной педагогики Московского городского педагогического университета, доктор педагогических наук,
профессор МГУ им.М.В.Ломоносова
Комментарии