“Пока живет школа – живо село, пока живет село – жива Россия”. Эти слова стали девизом двухдневной научно-практической конференции, прошедшей на прошлой неделе в Воронеже. Ее официальное название – “Содержание образования и образовательные технологии в малочисленной школе: опыт, проблемы, перспективы”.
В Воронеж собрались гости со всего Черноземья, из Мордовии, Вологды, Перми и других городов России.
Положение, в котором пребывает сегодня сельская школа, можно охарактеризовать одним словом: “Наболело!” Год за годом все реформы были ориентированы исключительно на талантливых детей и крупные городские школы, а большинство сельских учителей и ребятишек словно стояли на другом берегу и докричаться не могли: смотрите, что у нас делается! Маленькие школы закрывают, большие – рассыпаются. Ни спортивного зала, ни актового, туалеты на улице, а топят в последние годы не углем, а чем Бог послал. Учителя одновременно вынуждены вести несколько предметов.
В Воронежской области 909 сельских школ, из них 387 – малочисленные, где не наберется и сотни учеников. Участники конференции делились друг с другом опытом выживания в таких экстремальных условиях.
На базе Костенской школы Хохольского района действовала областная экспериментальная площадка “Подготовка учащихся сельской школы к работе в коллективном и фермерском хозяйстве на основе реализации межпредметных и межнаучных связей”, возглавляемая доктором педнаук профессором ВОИПК и ПРО И.Ф.Раздымалиным. Этот опыт уже находит своих сторонников. Так же, как и принципы народной педагогики, которыми руководствовались Соколовская сельская школа Эртильского района, Твердохлебовская – Богучарского и другие.
О секретах управления малочисленной школой рассказал на конференции директор Зайцевской школы Кантемировского района Анатолий Скиба. Здесь учителя работают в тесном контакте с родителями дошкольников, которые не посещают детский сад. Рассказывают им об особенностях развития детей в этом возрасте и совместными усилиями готовят ребят к школе. Такой родительский “ликбез” рассчитан на 18 часов, причем проводят его учителя бесплатно.
“За малочисленной школой – будущее, – считает председатель Комитета по образованию Воронежской области Станислав Рогачев. – По прогнозам демографов, к 2011 году количество учащихся сократится с 21 до 13 миллионов человек. И надо ожидать, что на селе малочисленные школы будут составлять 60 процентов, а может, и более”.
Директор Департамента общего среднего образования Минобразования Маргарита Леонтьева говорила о необходимости учебников, специально написанных для сельских учеников.
“Я против изобретения особых образовательных программ для сельских детей, – сказала Маргарита Романовна. – Но при создании учебников нужно учитывать социальный опыт сельского ребенка. Он не беднее, чем у городского, он просто другой”.
Участники конференции приняли рекомендации, в которых, в частности, решено ходатайствовать перед министерством о создании на базе системы образования Воронежской области федеральной экспериментальной площадки “Малочисленная школа в сельском социуме”.
Татьяна МАСЛИКОВА
Комментарии