Традиционный семинар в рамках программы «Школа молодого директора», организатором которого выступает кафедра управления и экономики образования Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования, в этот раз состоялся на базе школы №221 Кировского района Санкт-Петербурга. Следует заметить, что встречи, предназначенные для потенциальных управленцев и управленцев, чей стаж работы не превышает 5 лет, проходят в стенах не статусных образовательных организаций, а на площадках общеобразовательных школ, которых в городе большинство. Интересные практики есть везде. Тому подтверждением стал опыт 221‑й школы.
Как рассказала директор образовательной организации Наталия Зайцева, школе почти 50 лет. На сегодня здесь обучаются более 600 детей. – Наш коллектив можно смело назвать дружной командой. Своими заместителями я горжусь, потому что любой из них способен стать директором школы, настолько высок их профессиональный уровень, – заверяет Наталия Зайцева. По ее словам, главный упор в своей повседневной деятельности школа делает на создание комфортных условий и обеспечение учеников качественным образованием. Однако качественное образование можно дать только тогда, когда выстроена внутренняя система оценки, анализа, рефлексии и контроля.- Можно долго дискутировать на эту тему, но сегодня наша работа во многом оценивается по результатам ГИА, – считает директор. – Поэтому свою деятельность мы выстраиваем с учетом того, какие итоговые оценки получают наши дети. А дети у нас разные, как, наверное, в любом другом спальном районе города. Есть как «звездочки», так и слабоуспевающие дети. Однако вот уже на протяжении нескольких последних лет все ребята у нас получают аттестаты. Также ежегодно мы выпускаем медалистов.- Как вам удается этого достичь?- Думаю, многое зависит от системного подхода. Для нас очень серьезно стоит вопрос управления качеством образования. Несколько лет назад мы начали практиковать такой формат общения, как малый педсовет. Почему он нам видится более продуктивным? Потому что работу в рамках большого педсовета можно назвать скорее теоретической. А вот наши малые педсоветы уже связаны с обучением в конкретном классе, и, если правильно к ним готовиться, проблема становится выпуклой, понятной, а при активном обсуждении всегда появляются пути ее решения.- Что в вашем понимании значит хорошо готовиться к малому педсовету?- Давайте возьмем как пример работу педагога начальной школы. Уже начиная с сентября по всем предметам проводятся многоэтапные мониторинги – подготовительный, практический, аналитический, причем не только индивидуальные, но и коллективные, общеклассные. В соответствии с результатами мониторингов составляются диаграммы, благодаря которым видны динамика и уровень успеваемости ребенка. Подобная кропотливая работа позволяет педагогу увидеть, в чем испытывает трудность тот или иной ученик. На малом педсовете учитель делится своими данными с другими педагогами, а те в свою очередь показывают свои позиции. Суммируя и анализируя данные, педагог может определить, какой образовательный маршрут выстроить тому или иному ученику.Подобные малые педсоветы становятся настоящим подспорьем для учителей переходных 5‑х и 9‑х классов. Если к нам приходит ребенок из другой школы и у него есть трудности, то такой формат, как малый педсовет, также помогает мобилизовать усилия нескольких людей, для того чтобы выправить ситуацию. Малые педсоветы собираются и по итогам диагностических, проверочных, тренировочных работ. Нам важно понять, если дети не справляются, то в чем причина и как им помочь.Кроме того, на малых педсоветах мы разбираем проблемные вопросы, которые возникают у самих учителей. По итогам малого педсовета обязательно даются рекомендации, которыми каждый может воспользоваться.- Наталия Александровна, вы упомянули о том, что работа над внутренней системой контроля качества – это трудоемкий процесс. Готовы ли педагоги к такой кропотливой работе?- Я не случайно сказала, что наш коллектив – слаженная команда. В школе, наверное, по-другому не получится. Ведь в конечном итоге ежедневная, старательная, не всегда простая работа каждого создает авторитет и репутацию школы. При этом многие педагоги к решению тех или иных задач подходят творчески. И если рост учителя очевиден, моя управленческая позиция заключается в том, чтобы не мешать, не вредить ему. Я сама родом из учителей, поэтому знаю всю школьную «кухню» и понимаю, как иногда важно не подрезать крылья.Санкт-Петербург
Комментарии