search
main
0

Максимы кадетского обучения

Год назад в Твери впервые за последние 15 лет прошли сборы заместителей начальников суворовских военных училищ по воспитательной работе. Тогда под занавес мероприятия заместитель главнокомандующего Сухопутными войсками по воспитательной работе – начальник управления воспитательной работы генерал-майор Виктор Батмазов акцентировал внимание на том, что подобные учебно-рабочие встречи с данным контингентом участников профессионально необходимы тем, кто изо дня в день занимается подготовкой завтрашних курсантов военных училищ. Вот почему аналогичные мероприятия будут проводиться впредь на постоянной основе. В итоге так все и произошло.

– С той лишь существенной разницей, – уточняет генерал-майор Батмазов, – что в этот раз в Екатеринбург участники сбора (к которым присоединились и заместители начальников кадетских корпусов по воспитательной работе) прибыли не на ознакомительное, а на сугубо рабочее, уже можно сказать, плановое мероприятие.

Местом проведения сбора стала база Екатеринбургского суворовского военного училища, которым с этого года руководит полковник Юрий Затонацкий. По словам генерал-майора Батмазова, ЕСВУ выбрано не случайно. Уральская «кадетка» располагает хорошо развитой современной учебно-материальной базой. Традиционно силен преподавательский состав. Ну а по внутреннему антуражу ЕСВУ в ближайшее время окажется вне конкуренции для большинства аналогичных учебных заведений. Сейчас в стенах училища завершается этап серьезных реконструкционно-ремонтных работ. Показать то, к чему надо стремиться в вопросе обустройства учебной, досуговой и бытовой базы суворовцев, и была одна из задач организаторов сбора. Кстати, заслуга в разительном преображении ЕСВУ всецело принадлежит командующему войсками Приволжско-Уральского военного округа генералу армии Владимиру Болдыреву, который лично знакомится с ходом восстановительных работ на курируемом объекте, даже несмотря на плотный рабочий график, минимум два-три раза в неделю.

При этом меняющийся в лучшую сторону облик учебного заведения, казалось, положительно повлиял и на ход самих сборов. Лекции, открытые уроки, обмен накопленным опытом, даже контрольные занятия проходили живо, что называется, на едином дыхании. Участники мероприятий штудировали требования руководящих документов, регламентирующих процесс воспитания личного состава в СВУ и кадетских корпусах, уточняли системы воспитания с учетом особенностей нынешнего времени, участвовали в разработке единой системы (алгоритма работы) должностных лиц СВУ (КК) по организации и проведению мероприятий воспитательного процесса, работы по подержанию правопорядка и дисциплины.

Большое внимание уделялось и профессиональной ориентации обучающихся для поступления в вузы Министерства обороны РФ. На этом направлении деятельности офицеров-воспитателей генерал-майор Батмазов особо заострил внимание участников сбора еще в самом начале рабочей трехдневки. А именно, наряду с положительной тенденцией им было высказано несколько весьма существенных замечаний. В частности, речь шла о «сухости» имеющейся в СВУ и КК наглядно-информационной документации, призванной вообще-то всесторонне просвещать кандидатов в курсанты о специфике военно-учебных заведений и получаемом в их стенах образовании. При этом совсем упускается тот момент, что ряд армейских вузов в силу своей профессиональной направленности дает выпускнику не только войсковую подготовку, но и азы гражданской специальности.

К чему приводят данные упущения? К тому, что воспитанники СВУ, ранее не имевшие возможности через родственников, близких знакомых, служивших или состоящих на действительной военной службе, сформировать собственное мнение о целом ряде «не раскрученных» в обществе и СМИ офицерских должностей, так о них ничего и не знают. Поэтому и возникает избыток желающих на вузовские места в традиционно известные военные училища, а не менее интересные, важные и нужные для линейных частей офицерские категории остаются вне поля зрения.

С сожалением генерал-майор Батмазов упомянул и такой негативный момент последнего времени, как неприбытие к месту назначения выпускников военных училищ. Какое это имеет отношение к суворовцам? Самое непосредственное. Воспитание в подростке, осознанно посвящающем жизнь защите Отечества, чувства патриотизма, любви к Родине – это и многое тому сопутствующее закладывается именно в стенах суворовских училищ, в аудиториях и на учебных практических площадках кадетских классов. Причем не в составе «потока», как это в большей степени свойственно гражданским учебным заведениям, выпускающим партии юристов, бакалавров, бухгалтеров и т.д., а в индивидуальном плане. Защитник – это штучное и дорогостоящее произведение искусства. И там, где об этом забывают, на-гора выходит брак. Свидетельство тому – озвученное генералом Батмазовым число выпускников вузов, не прибывших в минувшем году в места указанного предписания.

В этом плане весьма показательной оказалась инициатива руководителя сбора, пригласившего для участия в вводной беседе офицеров-воспитателей Екатеринбургского СВУ. В ходе завязавшегося диалога генерал-майор Батмазов совершенно неожиданно для присутствующих, но совершенно, что называется, в тему задал приглашенным ряд тестовых вопросов. И что поразительно: вопросы, на которые лет 20 назад любой школьник смог бы ответить не задумываясь, нынешних старших лейтенантов и капитанов поставили в тупик. В частности, из всех опрошенных лишь один припомнил, что Алексей Маресьев был военным летчиком; ни один из офицеров-воспитателей суворовского(!) училища не смог назвать годы жизни Александра Суворова; никто из них не смотрел классическую российскую киноленту Михаила Рома «Обыкновенный фашизм». А именно после просмотра таких фильмов у советских подростков зарождалось то самое жгучее желание поступать после школы в военные училища.

Да и как таковой проблемы в приобретении подобных, правильных с позиции национального патриотизма произведений киноискусства сегодня нет. В каждом из СВУ теперь есть доступ в Интернет.

– Поймите, – обратился к понурившим головы офицерам генерал-майор Батмазов, – выясняя степень ваших знаний, я не отчитываю вас и не позорю. Просто указываю направления приложения усилий для того, чтобы вы, уделяя внимание самостоятельному образованию, могли грамотно и всесторонне воспитывать подчиненных. Хотя бы потому, что ваша нынешняя должность так и называется: офицер-воспитатель. То есть человек не только знающий, но и делящийся знаниями.

Неожиданным и в то же время продуктивным, можно сказать, с заделом на перспективу оказался подход руководителя сбора к оценке итогов минувшего года. Генерал-майор Батмазов не стал традиционно для таких мероприятий перечислять то, что удалось сделать. Напоминая о поставленных задачах в ходе тверского сбора, он предпочел услышать отчеты от самих заместителей начальников суворовских военных училищ по воспитательной работе. В частности, участникам сбора было предложено дать пояснения по двенадцати основным вопросам.

К примеру, год назад шла речь о том, что в учебных заведениях отрабатывается большое количество (от 6 до 24) планирующих и отчетных документов по организации воспитательной работы. Их наличие и зачастую дублирование, как показывает практика, вместо поступательности в работе порождают формализм, упрощенчество и откровенное бумаготворчество.

Оптимизирована ли система отчетной документации? Как обстоят дела сегодня в плане привлечения руководящего состава на местах к проведению мероприятий воспитательной работы, занятий по общественно-государственной подготовке? Удавалось ли в минувшем году к процессу обучения и воспитания суворовцев привлекать представителей органов власти и местного самоуправления, общественных и ветеранских организаций? В чем именно теперь видна эффективность работы с вице-сержантами? По каким критериям ведется отбор на должности первых помощников командиров учебных взводов? На каких аспектах базируется индивидуальная работа с воспитанниками из неполных семей и сиротами? Вот далеко не полный перечень поднятых тем.

Предложенный вариант построения занятия не только позволил трансформировать монолог докладчика в более продуктивное русло диалога, но и помог выяснить, во-первых, степень владения воспитательским составом дисциплинарной практикой на местах. Во-вторых, отметить уровень подготовки участников к данному мероприятию. В-третьих, выработать формулу: «Знает, значит, готовился. Если готовился, значит, может поделиться опытом в работе». А распространение опыта – одна из главнейших задач, ради которой сборы воспитателей СВУ, собственно, и обрели свое второе дыхание.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте