search
main
0

Максимы гуманной педагогики

Воображение

Развитое, обширное и чистое воображение есть качество совершенной личности, оно служит расширению сознания, способствует вместимости и подвижности мышления. Развитое воображение позволяет человеку шире рассмотреть действительность. Для него уменьшается невозможное и появляется глубокий обзор всего возможного. Особенно это необходимо в век переустройства мира и переоценки ценностей. Воображение есть творческое видение будущего на основе закона причин и следствий. Воображение нуждается в воспитании.

Учитель, пусть поймут твои ученики, что им открыты великие пути!

 

Вредное невежество

Из мудрых книг: распространение ложных сведений есть особо вредное невежество. Но как поступить со школьными учебниками, которые имеют столько заблуждений? Науки устремляются к новым открытиям, ученые утверждают основы истины, опрокидывают прежние теории, говорят о различных направлениях, но молодое поколение получает обветшалые, скудные сведения.

Учитель, если учебники не исправляются, то твоя смелая задача – устно предупредить учеников об ограничениях и ошибках прошлого!

 

Царство сердца

Мудрая восточная притча для обсуждения с учениками: «Некий юноша просил мудреца научить его управлять государством. Мудрец сказал: «Охотно, но для начала назначу тебя правителем своего сердца. Когда осилишь это царство, тогда придешь ко мне».

Учитель, задай ученикам вопрос: что значит осилить царство сердца?

 

Пост сердца

Обсудить с учениками. «Учитель, дай мне жизненный совет!» – попросил ученик Конфуция. «Постись, и дам тебе совет!» – ответил Конфуций. «Учитель, я из бедной семьи, больше трех месяцев не ел мяса, не пил вина, я постился!» – сказал ученик. «Так постятся для торжественного жертвоприношения, а я говорю тебе о посте сердца!» – ответил учитель. Ученик задумался, не понял, как надо держать пост сердца. «Осмелюсь спросить, учитель, что есть пост сердца?» – спросил он. Конфуций сказал: «Пусть будет в сердце твоем чистота. Приди и дам совет!»

 

Знакомить детей с величием мироздания

Мудрец советует: надо знакомить детей с раннего возраста с величием мироздания. Дайте заглянуть им в микроскоп и телескоп и удивляться самым величественным наблюдениям. Еще лучше, если проведете их в обсерваторию, такое зрелище врежется навсегда и даст особое направление мыслей. Они поймут показанное, будут восхищены зрелищем и получат радость.

 

Народный учитель

Говорит мудрец: нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Может ли человек, униженный и стесненный, говорить о возвышенном, указывать на красоту небосклона и расширять мысль маленьких слушателей?

 

Учитель – ученик своего сердца

Мыслитель поучает: «Каждый учитель должен быть учеником сердца, без этого все наши устремления окончатся разрушением. Горе бессердечным».

 

Авторитет и авторитар

Авторитет внушает доверие, авторитар несет принуждение и страх. Ученик может признать авторитетом для себя того учителя, кто много знает и предвидит, но не навязывает, а предлагает, кто искренен и дружелюбен, держится достойно, любит и уважает его. Ученик будет обращаться к нему за советом, добровольно примет его наставления и исполнит их. К авторитарному же учителю будет относиться с недоверием, будет для него непослушным, невнимательным, конфликтным.

Учитель, это твоя обязанность – стать авторитетом для своих учеников!

 

Космография – наука об основах устройства Вселенной

Мудрец советует: космография – наука об основах устройства Вселенной – должна быть введена во всех школах как один из самых увлекательных образовательных курсов. Многие знания будут синтезированы в обозрении космоса: астрономия, астрохимия, астрология, астрофизика, и все науки и народные верования найдут место в научном объяснении мироздания. Пусть эти ознакомления происходят в виде бесед, не требующих испытаний, которые могут отвращать любовь к образовательному курсу. При этом постоянно должны быть включены новые научные нахождения. Пространство оживет, и чуткое сознание молодых наполнится представлением о величии Вселенной. Молодые сердца почувствуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету.

 

Красота духа и жизни

Из мудрых книг: человек возвышается, приобщаясь к прекрасному, смотря на прекрасное, слушая о прекрасном, мысля путями прекрасного. Строить новый мир без заботы о прекрасном немыслимо. Какие возможны труд, творчество, общение, сама жизнь без понятия о прекрасном? Какое знание может жить, если не включает в себя прекрасного? Какая справедливость может народиться, если она будет лишена прекрасного озарения? Каждая крупица прекрасного уже делает человека сотрудником высших сил.

Учитель, укажи своим ученикам путь красоты духа и жизни!

 

Красота воспитывается красотой

Пусть законы красоты станут ведущей основой обустройства образовательного мира: красивый двор школы, красивый парадный вход, красивые коридоры и кабинеты, элегантные и улыбающиеся учителя, доброжелательное общение, красивые уроки с изящными методами, любовь учителей к ученикам, выраженная в утонченных формах и делах, красивая радость и вообще невидимый, но вездесущий и всеобъемлющий обаятельный дух школы.

Учитель, начни с себя, твоя духовная и внешняя красота, красота твоей речи, твоих дел, твоего педагогического искусства пусть станет мерой прекрасного для твоих учеников!

 

Сокровища в человеке

Мудрец наставляет: люди изучают жизнь пчел, муравьев, обезьян; люди изумляются перелетным птицам, их порядку, их стройности, но все же не делают соответственных выводов для улучшения жизни земной. Естественная история должна быть преподана в школах как можно полнее и увлекательнее. Нужно на примерах растительного и животного царства дать понять, какие сокровища заложены в человеке. Если сравнительно низшие организмы чуют основы бытия, то тем более человек должен приложить усилия к преуспеянию. Много ценных показаний проявлено всюду. С самых первых уроков учащиеся пусть порадуются чудесам жизни.

 

Практикум для укрепления духа

Думайте

Из книг мудрости. Думайте, что ничто не принадлежит вам, тем легче не повредите вещи. Думайте, как лучше украсить каждое место, тем вернее убережетесь от сора. Думайте, насколько каждая новая вещь должна быть лучше старой, тем утвердите лестницу восхождения. Думайте, как прекрасно завтра, тем приучитесь обращаться вперед. Думайте, как жестоко явление животных, тем начнете жалеть низшее. Думайте, насколько мала Земля, тем улучшите понимание соотношений. Думайте, как красно Солнце, скрываясь за сферою Земли, тем воздержитесь от раздражения. Думайте, как белы голуби на свете луча, тем укрепите надежду. Думайте, как сине небо, тем приблизитесь к вечности. Думайте мужественно о ликах высших, тем проведете черту единения. Думайте, какое счастье идти по коре планеты, насыщая ее сознанием духа. Думайте, какое счастье проходить под лучами созвездий, являясь средоточием лучей десятков тысячелетий. Думайте о ваших ангелах-хранителях, тем протянете нить жизни.

 

Практикум для укрепления нрава

Когда

Из книг мудрости. Когда кто-нибудь заступит дорогу, отойди в молчании, если знаешь свой путь. Когда надо ночлег найти, припаси добрую весть хозяину. Когда придет час ухода, найди привет оставшимся, если широк путь твой. Когда расцветает дерево при дороге, не ломай его, может быть, оно придаст радость после идущему. Когда слышишь зов привета, не посоли его. Когда слышишь поющую птицу, не тряси дерево. Когда видишь приходящих детей, скажи: «Мы ждали вас». Когда торопишься к обеду, ступай по сухим камням. Когда думаешь отдохнуть, утверди положение мысли. Когда принимаешь приятное, не заноси в свою записную книгу. Когда думаешь об обиде, оглянись, где сор на полу.

 

Практикум для жизни

Три мыши

Из книг мудрости. Три мыши приблизились к отшельнику, привлеченные его неподвижностью. Он сказал каждой из них: «Ты поселилась в муке. Хотя запасов ее хватит на весь род твой, но от того ты не стала добрее. Ты избрала местожительство в книгах и перегрызла немало их, но не стала образованнее. Ты поместилась среди священных предметов, но не стала возвышеннее. Право, мыши, вы можете стать людьми. Как люди, вы посрамляете данные сокровища».

 

Практикум для жизни

Три льва

Из книг мудрости. Три льва при­шли к отшельнику. Он сказал каждому: «Ты только что умертвил путника, спешившего к семье. Ты похитил овцу у слепой. Ты уничтожил коня у вестника важного. Можете, львы, стать людьми. Наденьте страшную гриву и начните войну. Не удивляйтесь, если люди окажутся более жестокими, нежели вы».

 

Практикум для жизни

Три голубя

Из книг мудрости. Три голубя прилетели к отшельнику. Он сказал каждому: «Ты склевал чужое зерно и счел его своим. Ты вытащил целебное растение и почитаешься священной птицей. Ты прилепился к чужому храму и во имя суеверия заставил кормить себя. Право, голуби, пора вам стать людьми. Суеверие и ханжество славно прокормят вас».

 

Практикум для жизни

Лучше

Из книг мудрости. Лучше идти ко сну с молитвою, нежели с проклятием. Лучше начинать день с благословения, нежели в ожесточении. Лучше принимать пищу с улыбкой, нежели с ужасом. Лучше приступать к труду с радостью, нежели с унынием.

 

Практикум для жизни

Семь слуг

Из книг мудрости. Вот мы пошлем семь слуг на базар принести виноград. Что вижу? Первый утерял данные деньги. Второй променял их на хмельное вино. Третий утаил. Четвертый не распознал зеленого винограда. Пятый, пробуя зрелость, раздавил всю ветку. Шестой отобрал умело, но толкнул и рассыпал по неосторожности. Седьмой принес спелую ветку и нашел листья, чтоб украсить ее. Так семеро прошли одной дорогой и в одно время.

 

Василий Александрович Сухомлинский

Творчество Василия Александровича Сухомлинского есть высшая ступень современной педагогики. В условиях замкнутого образовательного пространства он ценой собственной жизни возродил, развил и обогатил идеи классического гуманизма, уберег их от авторитарных извращений.

 

Мысли от В.А.Сухомлинского

Источник моей любви к детям

«В самих детях, в их оптимистическом мировосприятии источник моей любви к ним. Мне хочется быть с детьми. Особенно сильным становится это желание тогда, когда по каким-то своим внутренним причинам я чувствую упадок духовных сил. Знаешь, что общение с детьми вдохнет бодрость, пополнит духовные силы, и потому в такие минуты больше, чем когда-либо, стремишься быть с детьми».

 

Важная закономерность воспитания

Но тут есть одна очень важная закономерность воспитания, о которой надо помнить. И если вы забыли о ней, то ни вы не будете любить детей, ни дети не будут любить вас. Эту закономерность можно сформулировать так: если все время, на протяжении которого учитель находится вместе со своими воспитанниками, считать единым целым, то две трети его должны быть непринужденным, товарищеским, дружеским общением, в котором дети забывают, что они воспитанники, а учитель – их воспитатель.

 

Делай как все?

Люди любят таинственность. А область изучения духа поставила бы их перед многими закрытыми дверьми. Но почему они избегают всего неизвестного для них? Потому что в школах и в семье им говорили: «Делайте как все». Полезно в школах учить о бессмертии. Искусство мышления должно быть развито в каждом ученике. Учеников следует приучить к уважению произносимого понятия.

 

Только убеждение

Мудрец объясняет: учение будет самым приятным часом, когда учитель распознает способности учеников и даст каждому утвердиться в своем творчестве. Никакое насилие не применимо в школах. Только убеждение может приличествовать познанию. Больше опытов, больше бесед, больше радости в приложении своих сил.

 

Творцы – гордость страны

Нужно оборудовать школы так, чтобы они были рассадниками украшения жизни. Каждый предмет может быть обдуман с любовью. Каждая вещь должна быть сделана со­участницей счастливой жизни. Форму для каждого обихода можно найти в сотрудничестве. Не кулачные бои, но творцы будут гордостью страны.

 

О вечном и великом

Забота В.И.Вернадского: нельзя отложить заботу о вечном и великом на то время, когда будет достигнута для всех возможность удовлетворения всех элементарных нужд. Иначе будет поздно. Мы дадим материальные блага в руки людей, идеалом которых будет «хлеба и зрелищ». Есть, пить, ничего не делать, наслаждаться любовью. Неужели учитель может удовлетвориться, когда он будет воспитывать Скалозубов, Молчалиных, жадных до денег банкиров, обжор, эгоистов?

 

Мысли в одном предложении из книг «Антологии гуманной педагогики»

Человек есть самое высшее, самое совершенное и превосходное творение.

Земная жизнь является только подготовлением к вечной жизни.

Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

Весь истинно гуманный дух наших сил заключен в вере и любви.

Человек не воспитывается по частям.

Учитель – ведущий наставник и друг для своих учеников, он указывает лучший путь познания и красоты жизни.

Истинным практическим педагогом может быть только человек, глубоко проникнутый гуманной и нежной нравственностью евангельского учения.

Не явление насилия, но улыбка зова.

Истина воспитания в воспитании самих себя.

Мы должны видеть не просто ребенка, а Бога в нем, мы должны уважать в нем законы творения.

Самым тщательным образом нужно оберегать детей от сообщества испорченных людей, чтобы они не заразились от них.

Уважайте детское незнание.

Сущность школьного образования и воспитания заключается в самообразовании и самовоспитании.

Если в школах жизни просочилось предательство, то самое суровое осуждение положит конец такому безумию.

Чистота в жизни есть преддверие чистоты сердца.

Язык сердца, язык любви – один и тот же.

Для любви надо открыть и воспитать сердце.

Духовность, религиозность, подвиг, героизм, доброжелательство, мужество, терпение и все прочие огни сердца расцветают в саду прекрасном.

В воспитании дело идет… о восхождении к свободе.

Воспитать человека – значит воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость.

Школа есть мастерская гуманности, в которой молодые люди воспринимают черты подлинной гуманности.

Надо, чтобы учащийся школы помнил значение труда как основу мироздания.

В школах нужно говорить о признательности как о залоге благосостояния.

Полезно в школах задавать содержание целых историй с вопросом: как поступили бы ученики на месте героев?

Нужно не вкладывать в учеников определенные ответы, наоборот, открыть поле всяких соображений.

Нужно настоятельно объяснять школьникам действие закона причин и следствий и приучать их творить достойные причины для достойных последствий.

Западная школа следует обычно путем мозговым, тогда как на Востоке, где основа еще не утерялась, по-прежнему знают, что мощь заключается в сердце.

Каждый школьный учитель знает, как многообразен должен быть его язык, чтобы сделать друзей из школьников.

Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики.

Всегда следует отыскивать такой метод, который в сильной степени мог бы вызвать интерес и даже наслаждение.

Знание законов жизни важнее всякого другого знания.

Нужно обращать внимание в школах на изучение будущего.

Всякое учение в школе должно только отвечать на вопрос, возбужденный жизнью.

Каждая мать, подходя к колыбели ребенка, пусть скажет первую формулу образования: «Ты все можешь».

Без путей красоты не может быть образования.

Хорошее образование перетекает в самообразование, хорошее воспитание – в самовоспитание.

Дети не жестоки, пока не увидят первое жестокое действие, оно точно открывает поток темного хаоса.

Что же лучшую улыбку соткет, нежели сознание видеть самого последнего ребенка смеющимся?

Ошибочно думать, что ребенку нужно дать его вещи, ибо ребенок легко поймет, как могут быть вещи общими.

Дети любят Свет.

В каждом ребенке заложено какое-то мастерство.

Ребенок знает чувство справедливости лучше судьи.

Помощь есть стук в будущее.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте