Без чувства собственности
Материальный мир, вещи даются людям для творчества и саморазвития, для творения общего блага, а не для привязанности к несуществующей собственности. Не само владение вещами, а чувство собственности сковывает развитие духа и утверждение истины бытия.
Учитель, помоги ученикам, имея собственность, не оказаться в сети чувства собственности!
Лечить и спасти планету
Книги мудрости предупреждают: состояние Земли требует неслыханного врача. Планета больна горячкой отравления, и в этой болезни тонет все. Кому-то хочется избежать последней борьбы посредством заражения всей планеты. Удел Земли может кончиться гигантским взрывом.
Учитель, дай своим ученикам понять, как лечить и как спасти наш общий дом!
Пророк Мухаммед
Священная книга всех мусульман есть настольная кладовая мудрости любого современного цивилизованного человека. Вникнем в нее, дабы не уподобляться «…ослу, несущему с книгами вьюк».
Мысли из Корана
Благочестивы будьте
«Себе вы в помощь призовите терпение, и стойкость, и молитву, сие есть тяга большая, но не для тех, кто кроток духом и смирен».
«Ужель вы станете о Боге с нами препираться, коль наш Господь и ваш един? Нам за свои дела ответ держать, а вам нести ответ за ваши».
«Вы в благостных делах старайтесь обогнать друг друга, и где бы вы ни были, Господь соединит всех вас».
«Терпением крепите ваши души и состязайтесь в стойкости своей, благочестивы будьте, и тогда, быть может, к вам придет блаженство».
Знание выше молитвы
«Ученый, будь обучающимся, или внимающим словам ученых, или любящим ученых, но не будь иным – погибнешь».
«Если овладевший знанием мусульманин обучит брата по вере, это будет наилучшей милостыней».
«Один час получения знаний дороже, чем целую ночь простоять на молитве; один день приобретения знаний дороже, чем три месяца поста».
«Знание выше молитвы, потому что оно основная часть веры».
«Не облекайте истину покровом лжи и не старайтесь утаить ее, когда вы (суть) ее уже постигли».
Знания – жизнь
Знания, предназначенные ученикам, должны быть убедительными, привлекательными, одухотворенными и необходимыми для их будущей жизни. Пусть школьные знания открывают молодым людям свои горизонты гипотезами и предположениями. Так они станут живыми.
Учитель, дай своим ученикам понять, как знания и жизнь вплетены друг в друга!
Творящее терпение
Творящее терпение – великая сила воспитания и преуспеяния. В нем осознание происходящего, условие познания правды и забота о будущем. Творящее терпение крепнет законом причин и следствий, сопровождается доброжелательством и снисхождением. Советует мудрец: «Умейте найти терпение выслушать чужую боль. Найдите благосклонность окрылить чужую радость. Вы не знаете истока этих страданий. Вы не знаете причины зарождения радости, но умейте отеплить и окрылить ближнего».
Учитель, вбирай творящее терпение качеством своего духа и воспитывай его в своих учениках!
Очеловечивать среду
«Лик человека творится человечеством, но если человечество покажет дружную гримасу, то какой же лик человечества получается?» – говорят мудрецы. Доброжелательные, дружелюбные отношения в классе и школьном сообществе в целом предопределяют качество воспитания и нормального творческого развития школьников. Очеловечивать среду вокруг каждого ребенка, особенно того, воспитание которого ущемлено, есть принцип гуманной педагогики.
Резвый корабль
Мудрость Востока: «Установите возможность для успевающих скорейшего продвижения. Если резвый корабль должен спускать паруса для равнения строя, то не будет ли это умерщвлением возможностей? Знаете ли, как создалась стройность устремления корабля? И не построен ли он для принятия наибольшей опасности? Как расходовать его для перевозки мороженых овощей?»
Быстроходы
Восток объясняет: есть ученики с особыми возможностями быстро продвигаться в познании. Медленный шаг школы не должен стать узами для быстрохода. Хвалить их не надо, скрывать от них трудности тоже не надо, но следует расчистить им путь.
Учитель, пусть поможет тебе мудрость зорко распознавать учеников-быстроходов и помогать им!
Воспитывать героев
Герои – смелые, отважные, сознательные защитники правды, свободы, культуры, жизни, попавших в беду, Родины. Они берегут лучшее будущее человечества, перетягивают его на сегодня. Герои – творцы общего блага. Они не нуждаются в указаниях, действуют самостоятельно и незамедлительно. Герои нужны везде, где нарушается человеческое достоинство. «Нужно быть готовым к подвигу… Нужно уже совершить его мысленно, притом осмыслить подвиг с такой непоколебимостью, чтобы претворение его в жизни было уже неизбежно» – так говорит мудрец.
Учитель, будь сам героем и помоги ученикам мыслить о подвиге и свершать его!
Порыв детской души
Говорит мудрец: «Скажут – нужда родит героев». Но еще выше, когда геройство зарождается самобытно, когда расширенное сознание прозревает красоту подвига. Пусть дети почуют, что они уже могут самостоятельно творить прекрасное. Среди каждого обихода можно наблюдать взлеты детской души. Никто не научил их, никто не подал им примера, но сознание подсказало, что можно и должно сотворить нечто необычное и кому-то полезное.
Учитель, поощряй порыв детской души стать героем!
Утверждающий богат
Мудрость гласит: «Нужно изгнать все слова отрицания. Отрицающий беден, утверждающий богат. Отрицающий недвижим, утверждающий устремлен. Отрицающий неправ постоянно, утверждающий прав всегда. Невежество – мать отрицания».
Учитель, будь утверждающим и учи тому же своих учеников!
Живая Этика
Живая Этика учит нас направлять свой внутренний огонь на благо эволюционного развития жизни на земле; она помогает каждому найти и приложить свою скалистую тропинку к заветному образу Homo мoralis – Человека нравственного. Она открывает красоту космической беспредельности и закон творчества бессмертного человеческого духа.
Мысли из книг Живой Этики
Сущность человеческая слагается в тонком мире
Каждый ребенок приходит в земную жизнь с уже сложенным характером. Можно облагородить и возвысить сущность человека, но нельзя изменить ее. Нужно, чтобы наставники осознали эту истину. Они должны прежде всего осознать неизменную сущность ребенка и уже по этой мерке прилагать все остальное… Сущность человеческая слагается в тонком мире… Мать иногда счастливо угадывает эту сущность и начинает бережно прилагать усердие, чтобы чутко вооружить на земное пребывание.
Сердце – свыше действующий орган
Думает сердце; утверждает сердце; объединяет сердце. Можно помнить всегда значение сердца, так долго затемненное мозгом. Сердце вздрогнет первым, сердце затрепещет первым, сердце узнает много прежде, нежели рассудок мозга дерзнет помыслить… Сердце по существу своему есть свыше действующий и дающий орган… Нужно создать особый предмет – сердцеведение… Сердечное воспитание необходимо от двухлетнего возраста… При воспитании сердца мы незаметно для себя привыкаем к сферам тонкого мира.
О космическом воспитании
Мысль известного педагога Константина Николаевича Вентцеля: «Цель космического воспитания заключается в том, чтобы довести воспитанника до сознания общности своей жизни с жизнью космической, до сознания того, что он со всем космосом составляет одно единое нераздельное целое, которое развивается в каком-то направлении, и что он, хочет этого или не хочет, так или иначе принимает то или другое участие в этом процессе развития космической жизни… Основою космического воспитания является естественное единство жизни воспитываемой личности с жизнью всего беспредельного космоса».
Мысль – свобода духа
Мысль творит свободу духа, утверждает творчество. Мыслить самостоятельно, иметь собственные взгляды и оценки – святое и неотъемлемое право человека. Насилие над мыслью есть тяжкое преступление. Образовательное пространство всеми своими процессами и содержанием должно возвеличивать царство мысли.
Учитель, будь защитником добротворящей свободной мысли своих учеников!
Возможность мыслить
Мудрец наставляет: необходимо проверить школьные программы и усилить линию достоверности познания. Суеверие загоняет людей в щели ужаса. Необходимо это выпрямление школьного мышления провести немедленно, иначе еще одно поколение недоумков будет позорить планету. Дайте детям возможность мыслить!
Крылья для полета
«Дети – устремленность в будущее» – так сказал В.А.Сухомлинский. Крыльями для полета в будущее являются свободная мысль и дерзание, мечты и устремление, радость и романтика, науки с гипотезами и фантастикой, Живые Небеса и звездное небо, вера в себя и предвидения, смелость и страсть к познанию.
Учитель, покрой планету страстным зовом: «Спешите, дети, будем учиться летать!»
Величие мысли
Сказано: из всех величайших энергий, которые существуют во Вселенной, самой могущественной энергией, обладающей как созидательной, так и разрушительной силой, является мысль. Мысль есть всеначальная энергия, она есть существо духовного плана со всеми признаками самодовлеющего существования. Она неуничтожаема, вечна, как беспредельность.
Учитель, помоги ученикам постичь величие и истинное значение мысли!
Ответственность за свои мысли
Сказано еще: мысль есть жизнь, и жизнь движима мыслью. Человек есть отражение Вселенной, образ и подобие Творца, потому обладает способностью силой своей мысли и творить, и разрушать жизнь. Мысли воздействуют на поступки и решения человека и сообщества людей, могут провоцировать правонарушения и войны, природные явления.
Учитель, дай своим ученикам глубоко задуматься над ответственностью за свои мысли!
Чистомыслие
Мудрец наставляет: «Совсем не так легко научиться мыслить». Трудно развить напряжение мысли, но еще труднее достичь высокого качества помысла. Часто разумом человек твердит себе: «Буду мыслить чисто», но сущность его привыкла к эгоистическому мышлению. Нужно упражнять мышление не разумом, но огнем духа. Каждая мысль должна быть чиста, как алмаз.
Учитель, направь учеников на достижение чистомыслия!
Гигиена мысли
Размышления В.И.Вернадского: «Мне кажется, гигиена мысли важнее всего в жизни, потому что этим достигается стремление к гармонии и чувство гармонии создается человеком этим путем. Надо не позволять себе думать о всем дурном, что пришлось сделать, нельзя отвлекать исключительно в сторону личных, мелких делишек, когда кругом стоят густою стеною великие идеалы, когда кругом столько поля для мысли среди гармоничного, широкого, красивого, когда кругом идет гибель, идет борьба за то, что сознательно сочла своим и дорогим наша личность».
Мыслить пространственно
Духовные и нравственные истоки являются мощными основаниями для возвышения мышления: надо привыкнуть к мышлению о великой жизни, об общем благе и заботе, о бессмертии, о самоусовершенствовании, о живых небесах, о любви ко всем сущим, о законе причин и следствий.
Учитель, учреди в своей практике уроки духовной жизни и помоги ученикам мыслить пространственно!
Вопросы ученикам
Совет мудреца: спрашивайте у учеников, готовя их к испытаниям жизни: не служишь ли мраку? Не слуга ли сомнения? Не предатель ли? Не лжец ли? Не сквернословец ли? Не ленив ли? Не сердит ли? Не уязвлен ли к непостоянству? Не нерадив ли? Знаешь ли преданность? Готов ли к труду? Не убоишься ли света?
Воспитание сердца
Мудрые книги наставляют: видеть глазами сердца; слышать гул миров ушами сердца; прозревать будущее пониманием сердца; помнить жизненный опыт сердцем – так можно стремительно идти путем восхождения. Сердце, пылающее помощью, – твердыня героя. Сердце – свыше действующий орган.
Учитель, зароди в своих учениках заботу о воспитании своего сердца!
Сомнение
Мудрецы предостерегают: сомнение есть гибель качества. Сомнение есть могила сердца. Сомнение есть начало безобразия. Лучшие силы прямо пожираются сомнением.
Учитель, сомнение должно быть упомянуто в каждой беседе, ибо без качества куда же пойдем?
Вера
Мудрец учит: вера есть предчувствие знания. При многообразии сущего вера имеет действительное основание.
Земля из-под ног святого
Притча из мудрых книг. Обсудите с учениками. «Мать говорила сыну про великого святого: «Даже щепоть праха из-под следа его уже велика». Случилось, что святой проходил селением. Мальчик усмотрел след и взял щепоть земли этой, зашил ее и стал носить на шее. Когда же он отвечал урок в школе, он всегда держал рукою ладанку с землей. При этом мальчик преисполнялся таким воодушевлением, что ответ его был всегда замечателен. Однажды учитель похвалил его и спросил, что он всегда держит в руке. Мальчик ответил: «Землю из-под ног святого, который прошел нашим селением». Учитель сказал: «Земля святого служит тебе лучше всякого золота». Услышал разговор соседний лавочник и сказал самому себе: «Глуп мальчик, собравший лишь щепоть золотой земли. Дождусь прохождения святого, соберу всю землю его, получу самый выгодный товар». И сел лавочник на пороге и тщетно ждал святого. Но святой больше никогда не пришел. Корысть не свойственна огненному миру».
Конфуций
Мудрость Конфуция филигранна, как капля воды, и глубока, как космос. Соприкосновение с этой мудростью готовит наше сознание к постижению человеческого бытия.
Мысли Конфуция
Умелое наставничество
Когда благородный муж учит и воспитывает, он ведет, но не тянет за собой, побуждает, но не заставляет, указывает путь, но позволяет ученику идти самому. Поскольку он ведет, а не тянет, он пребывает в согласии с учеником. Поскольку он побуждает, а не заставляет, учеба дается ученику легко. Поскольку он лишь открывает путь, он предоставляет ученику возможность размышлять. Согласие между учителем и учеником, легкость учения и возможность для ученика думать самому и составляют то, что называется умелым наставничеством.
О человечности
Цзы-чжан спросил о человечности. Конфуций сказал: «Кто в состоянии исполнить пять требований, тот будет человечен». – «Позволю спросить: что это такое?» Конфуций сказал: «Почтительность, великодушие, искренность, смелость и доброта. Если человек почтителен, то он не подвергается пренебрежению, если человек великодушен, то он привлекает к себе всех, если он честен, то люди полагаются на него, если он смел, то он будет иметь заслуги, если он милостив, то в состоянии будет распоряжаться людьми».
Полюбить мышление
Мудрецы настаивают: искусство мышления должно быть развиваемо в школах. Мышление усиливается упражнением. Но такое углубление не должно быть тягостным и скучным, потому руководитель такого предмета должен быть истинным мыслителем.
Учитель, будь мыслителем и помоги ученикам полюбить мышление!
Родина
Мудрецы советуют: мировые эволюционные процессы должны быть очень увлекательно изложены в школах. Родина выливается из мировых процессов и должна занимать вполне обусловленное место и иметь значение. Каждый должен знать истинную ценность своего Отечества, но оно не должно быть растущим древом в пустыне, оно имеет свое сотрудничество со множеством народов.
Учитель, нужно следить, чтобы эти великие пути народов не искажались в угоду невежеству!
Перетягивать будущее
Мудрецы объясняют: человек должен быть постоянно на пороге к будущему. Он не может утверждаться на бывшем, ибо его больше не существует. Направить сознание в будущее есть задача истинной школы. Мудрость сознания новых устремлений соединяет прошлое с будущим. Осознание этого источника рождает неисчерпаемую бодрость.
Учитель, займись со своими учениками перетягиванием будущего на сегодня!
Творение добра
Мудрецы советуют: творение добра есть улучшение и спасение будущего. Можно благотворить ближнего, чтобы улучшить его бытие. Можно поднимать людей героическим подвигом. Можно вносить в жизнь самые полезные открытия, чтобы преобразить будущее. Наконец, можно улучшить мышление народа, и в этом будет заключаться синтез добра.
Учитель, вдохновляй своих учеников мыслить о добре и творить добро!
Знание
Мудрецы советуют: знание превыше всего. Каждый, кто принес частицу знания, уже есть благодетель человечества. Каждый собравший искры знания будет подателем света. Научимся оберегать каждый шаг научного познавания. Пренебрежение к науке есть погружение во тьму. Не забудем о признательности тем, кто жизнью своею запечатлел знание.
Причина и следствие
Закон причин и следствий действует неумолимо, потому следует в школах вести беседы о причинах и следствиях. Пусть учитель задаст причину, а ученики придумают следствия. При таких беседах выявится и глубина мышления учеников. Можно вообразить много следствий одной причины. Лишь расширенное сознание почует, какое следствие будет соответствовать всем привходящим обстоятельствам.
Синтез науки
Мудрецы советуют: в школах должен быть введен предмет «Синтез науки». Из него учащиеся усмотрят, как тесно связаны многие отрасли познания и как велик круг науки. Поймут, что каждый ученый соприкасается с целым рядом научных областей. При ознакомлении с синтезом учащиеся могут сознательнее выбрать свою сферу деятельности. Конечно, изложение такого синтеза должно быть увлекательно.
Психология согласия
В гуманных образовательных процессах учитель руководствуется психологией согласия, а не психологией управления. Психология согласия опирается на три природных страсти ребенка: на развитие, взросление и свободу. Вызов и удовлетворение этих страстей делают ребенка мотивированным и успешным в своей разноплановой деятельности.
Лев Семенович Выготский
Учение Л.С.Выготского, по моему глубокому убеждению, есть благоговейное восхищение талантливого психолога сакральной природой ребенка, оно с особой экспрессией утверждает закон педагогического оптимизма.
Мысли от Выготского
Обучение должно забегать вперед развития
«Основной факт, с которым встречаемся мы при подходе к ребенку, – это развитие. Ребенок есть существо, растущее и развивающееся. Он находится в непрерывном процессе изменения. Поэтому процесс развития есть первое, что приходится понять, когда начинаешь изучать ребенка… Обучение только тогда становится подлинным обучением, когда оно забегает вперед развития… Роль обучения в развитии ребенка заключается в том, что обучение создает зону ближайшего развития».
В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее
«Перед нами два ребенка с одинаковым возрастом в 7 лет.
Но один из них при малейшей помощи решает задачи, рассчитанные на 9 лет, другой – на 7,5 года. Одинаково ли умственное развитие обоих детей? С точки зрения их самостоятельной деятельности одинаково, но с точки зрения ближайших возможностей развития оно резко расходится. То, что ребенок оказывается в состоянии сделать с помощью взрослого, указывает на зону его ближайшего развития… В сотрудничестве ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной работе, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им».
Страсть к развитию
Страсть к развитию подразумевает выявление и совершенствование таких способностей, как мышление, наблюдательность, воля, сообразительность, память, радость, восхищение, переживания, возможность заниматься ремеслами. По мысли И.Г.Песталоцци, следует развивать в детях ум, сердце и руки, то есть умственные способности, эмоциональный мир и практические умения.
Закон развития
Развитие происходит согласно закону преодоления трудностей. Дети приобретают ту силу, что преодолевают. Их надо вести от менее трудного к более трудному. Л.С.Выготский поясняет: в сотрудничестве со взрослым ребенок оказывается сильнее и умнее, чем в самостоятельной деятельности, он всегда может сделать больше и решать более трудные задачи, чем самостоятельно, он поднимается выше по уровню интеллектуальных трудностей, разрешаемых им.
Развивающее обучение
Исходя из идеи развития, Л.В.Занков ввел дидактические принципы: обучать на высоком уровне трудностей, ускорить темп обучения, усилить в программах роль теоретических знаний. А Д.Б.Эльконин и В.В.Давидов предложили вести обучающий процесс от общего к конкретному, от теории к практике. Развивающее обучение ускоряет познавательное продвижение школьников и высвобождает время, которое можно применить для расширения и углубления круга знаний или завершения школьного образования на год раньше.
Страсть к взрослению
Истинное детство есть процесс взросления. Дети могут потерять детство, если лишать их страсти и условий постоянного вхождения во взрослую жизнь. В ролевых играх они воображают себя взрослыми, в быту требуют от взрослых уважения, понимания, доверия, признания, самостоятельности, равноправия и дружбы.
Закон взросления
Страсть к взрослению удовлетворяется в общении со взрослым – это есть закон. Именно от взрослого ребенок должен получить признание, что он тоже взрослый. Равноправное отношение взрослого к нему ускоряет его взросление. Но для взросления подростка годится только умный, мудрый «маленький» взрослый, который понимает всю свою ответственность, а подросток признает в нем своего старшего друга и авторитета.
Благо и зло страсти взросления
В подростковом возрасте страсть к взрослению обостряется. Подросток, не осознавая этого, ищет взрослого, чтобы удовлетворить жажду взросления. И он будет втянут в то взрослое сообщество, которое примет его как взрослого. А сообщество может оказаться или благоприятным, тогда подросток получит лучшие образы для своего становления, или дурной компанией, что сильно исказит его воспитание.
Хождение над пропастью
Находясь в страсти взросления, подросток, не имея дружбы с достойными для его воспитания взрослыми, которые могли бы защитить его от дурного влияния, может с легкостью перенять худшие привычки взрослых: курение, сквернословие, жестокость, хамство, хулиганство; может потянуться к алкоголю и наркотикам, оказаться в зависимости от асоциальных сообществ, заблудиться в понимании жизни, совершить суицид. Страсть к взрослению может вести подростка над пропастью безнравственности.
Дружба или запреты
Родительские и учительские строгости и запреты, уговоры и наказания – самые слабые меры для защиты подростков от дурного влияния среды. Его могут защитить и спасти только искренняя дружба, открытость, доверие хотя бы к одному учителю, хотя бы к одному родителю. Дружба и забота создают то обстоятельство, в котором слово, совет, наставление старшего друга для подростка становятся нормой жизни.
Свобода – творческая энергия
Новый Завет: «К свободе призваны вы, братья». «Познаете истину, и она сделает вас свободными». Н.Бердяев: «Свобода есть внутренняя творческая энергия человека. Через свободу человек может творить совершенно новую жизнь общества и мира».
Закон свободы
В абстрактном смысле свобода означает своеволие человека независимо от обстоятельств. Однако такой свободы не существует. Свободу следует понимать как добровольное принятие нами тех объективных и субъективных реалий, в условиях которых проходит наша жизнь. Сказано: «Познаете истину, и она сделает вас свободными». Это означает иметь свободу выбора. Закон свободы есть право на свободный выбор.
Страсть к свободе
Ребенок, подросток рвется обрести свободу. Мудрость детской природы в том, что он требует от взрослых не абстрактную свободу, а право на выбор и не терпит навязывания, принуждения, решения его вопросов без его согласия. Атмосфера давления (авторитарная семья, такая же школа) вызывает в нем противостояние, уныние. В гуманных же отношениях щедро проявляет творческую энергию, способности, мотивированность к познавательной и другим видам деятельности.
Подход
В образовательных процессах должен действовать принцип свободного выбора. Он обеспечивается в условиях взаимной любви учителя и учеников, при совместной познавательной деятельности, доброжелательности и уважения, помощи, защиты, поддержки, при искусстве учителя быть на равных с учениками, при необычности познавательных единиц, при соблюдении красоты во всем. Ученик на своем опыте должен убедиться, что его ценят, ждут и уважают, к его мнению прислушиваются.
Мария Монтессори
Об огромных возможностях ребенка немало говорили и писали великие педагоги, но лишь Мария Монтессори сумела подобрать ключи к его подлинной безграничности.
Мысли от Марии Монтессори
Секрет воспитания
«Секрет воспитания в распознании и наблюдении божественного в человеке; необходимо знать, любить это божественное и служить ему. Помогать и сотрудничать с позиции творения, а не творца. Мы должны продолжать божественную работу, а не подменять ее собой, иначе мы станем просто растлителями натуры. Что мы пытаемся сказать? «Слушай меня и будь как я!» Что мы должны говорить? «Слушайся Бога и стань как Бог!»
Дадим ребенку представление целой Вселенной
«Дадим ребенку представление целой Вселенной. Вселенная – это внушительная реальность и ответ на все вопросы. Мы пройдем вместе по дороге жизни, где все предметы – части Вселенной и связаны друг с другом, образуя целое единство. Эта идея помогает уму ребенка стать упорядоченным, остановить блуждание в бессмысленных поисках знаний. Он удовлетворен, найдя в себе универсальный центр всего существующего. Если идею Вселенной представить ребенку правильно, это пробудит в нем восхищение и удивление, чувство более возвышенное, чем любой интерес…»
Аксиомы гуманной педагогики
Любовь воспитывается любовью. Великодушие воспитывается великодушием. Благородство воспитывается благородством. Доброта воспитывается добротой. Чуткость воспитывается чуткостью. Культура воспитывается культурой. Человечность воспитывается человечностью. Уча – учимся. Воспитывая – воспитываемся сами.
Помогайте
Ученик часто оказывается в беде. Он в беде, когда отстает, когда вызван на оценку и не припоминает правило, когда пишет контрольную и не может разобраться в задаче, когда сдает государственный экзамен и охвачен страхом. Оставлять ученика в беде одного нельзя, надо помочь, надо спасти. Говорят мудрецы: «Помогайте друг другу, слышите! Помогайте и в малом, и в великом. Помощь есть стук в будущее. Помогайте везде, где может рука проникнуть. Везде, где может мысль пролететь. Так будем стучать в будущее».
Комментарии