search
main
0

Максимы гуманной педагогики

Учитель - это даритель света и художник жизни

Короткие высказывания о разных аспектах гуманной педагогики, которые я назвал максимами, я извлек из разных источников, в первую же очередь из томов «Антологии гуманной педагогики». В некоторых случаях редактировал длинную мысль, сокращал, доводил до ограниченного объема, но, разумеется, сохранял главную идею. Среди других есть и мои высказывания. Предлагаю их дорогим коллегам – учителям, воспитателям, родителям. Надеюсь, что они послужат обновлению и совершенствованию воспитательной и образовательной практики.

 

«Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?..

Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух?..

Не упустим часа, чтобы устремить мысль к радости будущего.

Но позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны.

Приходит время, когда дух должен быть образован и обрадован истинным познанием.

Не урок заданный, но совместное с учителем устремление дает мир чудесный.

Открыть глаза ученика – значит вместе с ним полюбить великое творение.

Так научимся заботиться обо всем, что утверждает будущее».

(Живая Этика)

 

Живые Небеса

Мудрецы наставляют: не забудем ближайшую нужду человечества – она не в бедности телесной, но в невежестве духовном. В близком времени усилится познавание Живых Небес. Непреложные научные исследования разрушат убеждение, что ничто не существует после земной кончины. Люди усвоят реальность Надземного Мира не как нечто сверхъ­естественное, но как основу земной жизни. Только при реальности Надземного Мира может усовершенствоваться эволюция. Как глубоко человек должен осознать, что находится в вечном движении и в постоянном преображении!

Учитель, дай об этом знать твоим ученикам!

 

Духовность и сердечность

Педагогическое сознание блуждает в лабиринтах трехмерной науки, для которой понятия «духовность» и «сердечность» – пустой звук. «Трехмерность есть окова демона… Кто сковал человеческое сознание трехмерностью, был настоящим тюремщиком». Понятие духовности открывает врата духовного и сердечного образовательного мира, где его граждане уже живут той жизнью, которую хотят они принести человечеству.

Учитель, своей духовностью и сердечностью наполняй этот мир!

 

Пора изменить многие определения

Мудрец возмущен: «Утрата истинных значений понятий много способствовала современному одичанию. Как песок – сыплют люди жемчуг. Право, пора изменить многие определения». Действительно, так произошло с педагогическими понятиями. Школа не есть учебно-воспитательное заведение, она лестница для восхождения души и духовности растущего человека и находится в учителе. Учитель не есть тот, кто учит, он есть душа, даритель Света. Также воспитание есть питание духовной оси утонченными образами. Образование не есть сумма знаний, а есть раскрытие в человеке Божьего образа.

Учитель, ищи истину в понятиях, чтобы твое педагогическое творчество тоже стало истинным!

 

Школа – лестница для восхождения духа

«Столь знакомое слово «школа» также связано в своих смысловых истоках с Церковью. Русское «школа» восходит к латинскому «скале» – «лестница». И человек, знающий древнюю христианскую культуру, конечно, понимает, что речь идет прежде всего о лестнице духовного восхождения человека», – сказал Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй. Измерение духовности объяснит нам: Учитель – это Душа, даритель Света, Воспитание – питание духовной оси светлыми образами, Ребенок – возрожденное новое бытие, Дети – народ, действующий в Истине, Сердце – Свыше действующий орган, Гуманность – познание своей сути.

 

Школа и политика

Школа не прихвостень политических партий, она выше их. Она основывается на вечных законах развития человеческой сути, служит и поклоняется задаче воспитания у молодого поколения духовной и нравственной культуры, раскрытия в нем талантов и развития страсти к познанию. Ее не касаются политические распри и междоусобицы, борьба за власть. Школа должна сделать только одно: воспитать в школьной молодежи преданность национальным идеям своего народа, знакомить с основами конституционного обустройства своей страны. Остальное молодые люди решают сами для себя.

Учитель не имеет права навязывать свои предпочтения.

 

Источники расширения учительского сознания

Расширение учительского сознания от материалистического до духовного понимания образовательного мира станет самым величайшим обновлением, которого веками ждет этот мир, ждет планета Земля. Реформа школы зависит не от новых стандартов и учебников, новых указов и ограничений, а от обновления учительского сознания, исходным источником которого станут понятия Дух – Духовность, Любовь, Сердце – Сердечность, Гуманность.

 

Воспитание сердца

Святое Писание учит: «Добрый человек из доброго сокровища сердца своего выносит доброе. Злой человек из злого сокровища сердца своего выносит злое. Ибо от избытка сердца говорят уста его». Сердце – обитель всего прекрасного в человеке. Но сердце есть и обитель всего, что оскверняет и позорит его. В сердце накапливается бессмертие человека – Свет. В сердце собираются причины его гибели – Тьма.

Учитель, беспокоится ли твое сердце о воспитании сердца своих учеников?

 

Иисус Христос

«Не будете как дети, не войдете в Царство Небесное», – сказал Иисус Христос своим ученикам, а потомству оставил вечную загадку: кто они, наши дети, и как остаться нам детьми до конца жизни нашей?

 

Мысли от Христа

Будьте совершенны

Вы слышали, что сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных. Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? И если вы приветствуете только братьев ваших, что особенного делаете? Итак, будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.

 

Собирайте сокровище на небе

Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

Почему не прожить нам жизнь героями духа?

Гуманная педагогика – удел учителей, героев духа. У героя духа большое сердце, наполненное верой и культурой. Он мыслит духовно и героически, раскрывает в ребенке его Божественный образ, ведет учеников к Свету, к духовному и нравственному прозрению, насыщает образовательный мир высшей мудростью, ради спасения одного погибающего ребенка положит жизнь свою. Ученики давно ждут любимых наставников – героев духа.

Учитель, почему не прожить нам жизнь героем духа?

 

Человек

Мудрость тысячелетий гласит: истинно, человек есть высшее проявление Вселенной. Он выбран нареченным строителем и собирателем всех сокровищ космоса. Название «человек» означает утверждение творчества и космических высот. Человек – соработник у Бога. Он храм Божий, и Дух Божий живет в нем.

Учитель, дай своим ученикам познать свое величие во всей Вселенной!

 

Ребенок в Новом Завете

«В то время ученики приступили к Иисусу и сказали: «Кто больше в Царстве Небесном?» Иисус, призвав дитя, поставил его перед ними и сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное. Итак, кто умалится, как это дитя, тот и больше в Царстве Небесном. И кто примет одного такого дитя во имя Мое, тот Меня принимает. А кто соблазнит одного из таких малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили бы во глубине морской. Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих, ибо говорю вам, ангелы их на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного… Итак, нет воли Отца вашего Небесного, чтобы погиб один из малых сих».

 

Коменский о ребенке

«Если бы кто-либо пожелал основательно обсудить, почему Бог так любит маленьких детей и так предписывает нам попечение о них, тот найдет для этого много причин. Во-первых, если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, то смотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковыми они должны стать по начертанию Божьему. Ты увидишь в них не только происшедших от нас обитателей мира и благодетелей Вселенной, но и наравне с нами соучастников Христа, царских жрецов, избранный народ, спутников ангелов, судей дьяволов, утешение небес, ужас ада, наследников небес во все века. Что можно придумать более возвышенного?»

 

Миссия ребенка

Ребенок приходит в земную жизнь не с пустыми руками, а со своими дарами духа и своей миссией. Но свою миссию он может открыть в себе только сам. Миссия поведет его по пути творения общего блага. Задача заботившихся о нем взрослых – дать ему широкую панораму разнообразия жизни и взращивать в нем культуру и высокое чувство свободного выбора. Можно советовать, но навязывать свою волю недопустимо.

 

Говорить с учениками о миссии

Учитель, поговори со своими учениками о миссии, с которой каждый из них пришел на Землю. Дай им размышлять о своем будущем, о своих дарах духа, о своем служении, о творении общего блага. Укажи путь поиска своего предназначения. Дай им изучить жизнь героев духа, благодетелей общества, сподвижников.

 

Миссия П.И.Чайковского

10 сентября 1862 года Петр Ильич Чайковский писал сестре: «Я поступил во вновь открывшуюся консерваторию, и курс в ней начинается на днях. Я… теперь решительно убедился, что рано или поздно, но я променяю службу на музыку. Не подумай, что я воображаю сделаться великим артистом, я просто хочу только делать то, к чему меня влечет призвание; буду ли я знаменитый композитор или бедный учитель, но совесть моя будет спокойна, и я не буду иметь тяжкого права роптать на судьбу и на людей».

Миссия П.М.Третьякова

Сохранилось письмо Павла Михайловича Третьякова дочери Александре: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь… Обеспечение должно быть такое, какое не дозволяло бы человеку жить без труда». Москва получила в подарок от Павла Михайловича Третьякова Третьяковскую галерею.

 

Миссия В.И.Вернадского

«Я ясно стал сознавать, что мне суждено сказать человечеству новое в том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть мое призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен проводить в жизнь – как пророк, чувствующий внутри себя голос, призывающий его к деятельности. Я почувствовал в себе демона Сократа… В двух областях шла эта работа моего сознания во время болезни… в области религиозно-философской… в области моей будущей судьбы в связи с научным моим призванием». Так писал в дневнике в 1920 году Владимир Иванович Вернадский.

 

Служение общему благу

Служение есть высшая деятельность человека. Оно истекает из его состояния великодушия и благородства или из устремленности к нему. Служение обращено на творение общего блага. Отдающие себя служению готовы отказаться от удобства жизни, лишь бы помочь людям обновляться. Они несут живое слово туда, где оно послужит общему благу, где люди поймут, что дары жизни связаны с духовными сокровищами.

Учитель, направь свою жизнь на служение общему благу и веди по этому же пути своих учеников!

 

Любовь

Любовь есть всетворящая энергия. Вселенная сотворена мыслью и любовью. Учительская любовь есть объединяющая и одухотворяющая сила жизни людей на планете Земля.

 

Уметь любить

Любовь – чудо. Радость жизни – детище любви. Творчество – деяние любви. Восхождение дается любовью.

Учитель, умей любить, если восходишь!

 

Творить в любви

Любовь – влага для процветания жизни. Любовь – наша мощь и надежда. В любви куются счастливые судьбы человека и человечества. Любовь – источник радости и преуспеяния.

Учитель, люби и твори, и вся радость придет!

 

Взаимная любовь

Воспитание в любви – торжество культуры и цивилизации планеты. Сила и влияние любви возрастают, когда ученики отвечают на любовь учителя взаимной любовью. В любви ребенок преуспевает многократно большего.

Учитель, учи счастью любви!

 

Быть любимым

Надежда будущего в детях. Они полны все­творящей энергии любви, которую надо зажечь. Закон один – любовь воспитывается любовью.

Учитель, люби учеников своих и будь любимым для них!

 

Качества любви

Творящая сила любви в ее качествах: все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит, долготерпит, милосердствует, не раздражается, не мыслит зла, не ищет своего.

Учитель, посреди сада любви растут озарения духа!

 

Любовь к познанию

Жизнь – это знание. Знание без любви мертво, опасно, вредно. Жизнь творится любовью и знанием, любовь и знание все превозмогут. Любовь к познанию – путь к творчеству и облагораживанию жизни.

Учитель, оживляй знания, каждый предмет может быть обдуман любовью!

 

Улыбка мощь несет

Любовь утверждается в действиях, наполненных дружелюбием, уважением, сотрудничеством, помощью, заботой. Сопровождается соответствующими тоном, взглядом, улыбкой.

Учитель, улыбайся своим ученикам, улыбка мощь несет!

Общение

Общение есть сердце общественной жизни, оно есть сердце образовательного процесса. Общение, как и сердце, может быть здоровым или больным. Здоровым является гуманное общение, больным – авторитарное. Общение будет гуманным, если ученик чувствует и осознает, что его уважают и понимают, принимают как взрослого, с ним считаются, им интересуются. Учитель одухотворяет общение тоном дружелюбия, согласия, сорадости или сочувствия.

Учитель, пусть при общении с тобой ученик взрослеет в высоте культуры, духа и нрава!

 

Исправлять любовью

Ученики бывают послушные и своевольные, прилежные и менее прилежные, активные и пассивные, блюстители порядка и нарушители порядка, вежливые и дерзкие. У каждого ученика есть свои характер и проявления.

Учитель, в воспитании своих учеников придерживайся принципа «Люблю неправых в жизни исправлять любовью!».

 

Иоганн Генрих Песталоцци

Пусть твои ладони закроют дрожащие от неуверенности и огорчения руки ребенка; пусть твои глаза прольют слезы сострадания, видя страдания плачущего ребенка; пусть твоя душа станет пристанищем для его оскорбленных чувств… Только тогда в тебе откроются тайна воспитания, дар воспитателя, откроется суть Иоганна Генриха Песталоцци.

 

Мысли от Песталоцци

Я умер для своего времени

Я умер для своего времени. Мир, современность больше не мой мир. Я преисполнен мечтой о подлинном воспитании бедных, а для ее осуществления требуется менее испорченный мир… Я хотел бы сказать, что весь истинно гуманный дух наших сил заключен в вере и любви. Сила сердца, вера и любовь являются для человека, то есть для божественного вечного существа, подлежащего воспитанию и образованию, как раз тем, чем являются корни для роста дерева.

 

Я и не хотел ничего другого знать

Я не знал ни порядка, ни метода, ни искусства (воспитания), которое не явилось бы следствием моей глубокой любви к детям. Я и не хотел ничего другого знать. Таким образом, я и учение детей подчинил высшей цели, а именно пробуждению в них всех лучших чувств и тому, чтобы с полной силой заставить на них воздействовать естественные условия, в которых они были вверены моим заботам и совместно жили…

 

Глаз добрый

Людская доброта созидает и облагораживает жизнь, сближает людей, укрепляет в них надежду настоящего и вселяет веру в будущее. Добро творится не порывами, а устремлением. Воспитание доброты есть служение обществу и забота об умножении общего блага.

Учитель, твои ученики должны иметь глаз добрый!

 

Мощь духа

Вселенная сотворена ради развития духа человеческого. Дух есть бессмертная сущность, она не уничтожаема, и сила ее неисчерпаема. Тело – инструмент духа. Рост духа означает облагораживание жизни на Земле и эволюционное движение Вселенной.

Учитель, заговори с учениками о мощи духа!

 

Истинно гуманное образование

Мудрец объясняет: велико значение воспитания. Оно есть питание всем возвышенным и утонченным. Бережное воспитание открывает возможность правильного образования. «Истинно гуманное образование есть воспитание духа человеческого», – учит К.Д.Ушинский.

Учитель, смело твори гуманное образование!

 

Ян Амос Коменский

Источник величайшей гуманности педагогического учения Яна Амоса Коменского можно найти в идее природосообразности, которую его гений открыл нам в качестве универсального закона мироздания.

 

Мысли от Коменского

Маленькие боги

Природным дарованием в нас является то, благодаря чему мы представляем собою образ Божий, то есть маленьких богов, оставаясь тем не менее людьми. Школа называется мастерской гуманности, в которой молодые и необразованные люди образуются, чтобы вполне воспринять черты подлинной гуманности, чтобы не остаться болванами, а выйти из нее живыми образами Божиими, созданиями, в наибольшей степени похожими на их Создателя… Истинными школами, мастерскими гуманности должны быть все учебные заведения, предназначенные для обучения юношества.

 

Что может быть более возвышенным?

Если тебе теперь дети представляются не заслуживающими внимания, смотри не на то, каковы они теперь, а на то, каковы они должны быть по начертанию Божию. Ты увидишь в них не только произошедших от нас обитателей мира и благодетелей Вселенной, наместников Бога среди творений, но и наравне с нами соучастников Христу, царских жрецов, избранный народ, спутников ангелов, судей дьяволов, утешение небес, ужас ада, наследников небес во все века веков. Что может быть более возвышенным?

 

Одухотворение знаний

В духовном мире следует поселить светлые образы и возвышенные мысли, мечтания о будущем и созидание блага, мужество и устремление к подвигам, понимание и творение красоты, служение и заботу, радость и восхищение, всепрощение и любовь ко всем. В таком духовном мире знания одухотворяются, умножаются и возвращаются людям в виде плодов творчества и ценностей культуры.

 

Носители духа

Среди образовательных курсов пусть будет астрономия, вводящая учеников в открытую Вселенную и сеящая мысль о жизни в дальних мирах. Пространство оживет, астрохимия и лучи наполнят представление о величии Вселенной. Молодые сердца почувствуют себя не муравьями на земной коре, но носителями духа и ответственными за планету.

 

Жить в духовном мире

Духовный мир есть творящий источник внешнего мира. В духовном мире можно творить и добро, и зло, свершать подвиги или проявить трусость, мечтать о будущем или оплакивать прошлое. Через качество духовной жизни творится качество жизни материальной.

Учитель, помоги ученикам полюбить свой духовный мир и научи жить в нем достойно!

 

Самоусовершенствование

Смысл жизни на планете Земля в самоусовершенствовании духа.

В мудрых книгах сказано: «Спросят: «Где же поиски совершенства?» Отвечайте: «Нам – в Любви, Красоте и Действии, этих трех путей достаточно».

Учитель, устремись сам к усовершенствованию духа и устреми к тому же учеников!

 

Восходить к красоте

Цель духа – восходить к вечной и беспредельной красоте мыслей, любви, нрава, общения, служения, веры. Устремленность к красоте утончает дух и облагораживает жизнь.

Учитель, живи сам по законам красоты и укажи своим ученикам путь красоты духа!

 

Жизнь – великая книга

Жизнь есть самая великая книга для познания мудрости. К жизни готов тот, кто умеет ее читать и понимать. Жизнь дает живые знания, по которым становится возможным идти в ней верхними путями.

Учитель, научи учеников своих учиться на явлениях жизни!

 

Жить общественной жизнью

Утверждает А.С.Макаренко: детский коллектив решительно не хочет жить подготовительной жизнью к какой-то будущей жизни, он не хочет быть явлением только педагогическим, он хочет быть полноценным явлением общественной жизни, как и каждый другой коллектив.

 

Учитель

Слово «Учитель» самое важное после слова «Бог». «Учитель» означает «душа, даритель Света». Свет – высшая культура, в которой нрав и знания одухотворяются душой и сердцем человека.

Учитель, будь достоен своего высокого звания!

 

Учитель – художник жизни

Труд и творчество учителя создают качество жизни людей на планете Земля. Учитель – художник жизни, он соработник у Бога в творении вершин духовности и культуры людей, народа, страны. Учитель – душа, даритель Света.

Учитель, сотвори в себе Учителя от Бога!

 

Герой духа

Учительский труд и творчество нуждаются в подвигах: защита детей от агрессии среды, утверждение духовности, освобождение содержания образования от рутины, постоянное обновление своего педагогического сознания.

Учитель, почувствуй себя героем и подумай, какой героический подвиг можешь совершить сегодня!

 

Дисциплина духа

Дисциплина духа, озаренная пониманием необходимости и утвержденная волей, дарит истинную свободу. Она завышает качество духа и жизни, она источник мудрости. Дисциплина духа обеспечивает царственность духа, она крылья для высших полетов.

Учитель, помоги ученикам своим познать дисциплину духа и научи их жить по ее законам!

Шалва АМОНАШВИЛИ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте