Несколько месяцев меня не было в нашем центре в Екатеринбурге (Центр развития таланта, лидерства, креативности). Уехал в начале мая, и вот уже близится середина осени. Поднимаюсь по ступеням, а в груди волнение и радость. Помнят ли меня дети? Как встретят? Я по ним соскучился.
В холле гурьба детей, возбужденно что-то обсуждают, решают какие-то необходимые и важные для них дела. И вдруг поверх всего звонко раздается:
– Ди-и-ма! Солнышко наше приехало!
С распахнутыми счастливыми глазами и объятиями ко мне летит Сашка. Как трогательно и забавно! Она никогда так меня не называла. Влипает в меня, обдавая жаром своего сердца. Радость пришла. Она повсюду – искрится в глазах, улыбках, ладошках, голосах. Океан любви и радости, рожденный в сердцах этих чудных и прекрасных детей. Они скучали и ждали.
– Дима, ты обещал вернуться, как только осень настанет! А тебя не было так долго…
– Так я и вернулся осенью. Видишь, дожди пошли, и я приехал, – отшучиваюсь, а они тяжелыми, спелыми гроздями повисают на мне.
– Мы тебя никуда уже не отпустим! Понял?!
– Дима, а когда глина будет? – этот вопрос мне задает почти каждый встречный ребенок.
Радостно показывают свои зубы, вернее отсутствие таковых, новые ботиночки и кофточки, меряются ростом, трогают бороду, улыбаются, держат за руки, наперебой рассказывают свои новости.
– Как твои близнецы, Ева?
– Очень хорошо! Кира бегает уже так быстро! Если я вовремя за ней не побегу, то она меня обгоняет, залезает на диван и танцует там.
– А в динозавра играть будем? А в белого медведя? А в футбол? – этими вопросами сыплют вчерашние детсадовцы, а теперь уже солидные первоклашки Моисей и Илюша.
– Обязательно поиграем! – обнадеживаю их я и счастливый спускаюсь в детский сад.
В детском саду мы с детьми играем на улице в подвижные игры. Для меня это час невероятного счастья – счастья общения и взросления. Детский сад встречает спокойно. Дети рассыпаны по детской площадке и занимаются своими делами. Но через мгновение вспышка:
– Дима приехал!
Это старшие группы вспомнили, а младшие (их много) смотрят отстраненно и недоуменно. Но это пока, скоро подружимся! Старшие ребята хотят играть в динозавра, это одна из самых любимых у них игр. У нее есть вариации – в акулу, в снежного человека или еще во что-нибудь, что в голову придет.
– Нет, я хочу в хоккей! – говорит, надув губы, Максимка и выжидающе исподлобья смотрит на меня.
Я тоже люблю хоккей, но на улице мокро, асфальт вместо снега и льда, настроение вовсе не хоккейное. А он хочет и ждет.
– Макс, обязательно сыграем в хоккей! – говорю я.
Светлая улыбка озаряет лицо мальчишечки. Но остальные хотят в динозавра.
– Бежим играть в динозавра! У вас есть три секунды чтобы спрятаться! А иначе… Раз, два, три-и-и!
С веселым визгом дети разбегаются по площадке. Кто-то бежит подальше и прячется. А кто-то отбегает недалеко и озорно, с огоньком поглядывает на меня. Мишаня весь как сжатая тугая пружина. Упруго подпрыгивает на месте, готовый в любую секунду сорваться и дать стрекача. Но просто бежать ему неинтересно, надо, чтобы за ним гнались, чтобы все на грани было. Когда Миша бежит, он вытворяет какие-то совершенно невероятные финты, как заяц, петляет и уходит в сторону. Бегу за ним, но неожиданно сворачиваю к стайке ребят. А они, счастливые, с громкими визгами разбегаются в стороны. И тут в ноги бросается Тимур и мертвой хваткой вцепляется в меня. Смотрит по-доброму и счастливо в глаза:
– А я своего брата не дам поймать. Лучше ты меня к себе в пещеру утащи.
– Вау! Круто, Тимур! Ты решил брата спасти и собой пожертвовать! Благородно! Уважаю, – восхищенно говорю мальчишке, но тут же, поменяв интонацию, грозно рыкаю, как и подобает динозавру: – А теперь пеняй на себя, будешь сидеть взаперти в моем логове!
Наигравшись в динозавра, дети просят футбол:
– Давай! Идем за воротами.
– А хоккей? – вдруг раздается голос Максимки.
– Максим, сейчас футбол, а потом сразу хоккей.
Но мальчика это не радует. Он хотел что-то сказать, но обижается и убегает. Такие ситуации часто случаются у педагогов, когда один хочет одно, а другие – что-то иное. И не всегда есть время и возможности уделить каждому внимание. «Сердце мое, научись быть чутким и отзывчивым. Освети и обогрей…» Вот как быть? Да все очень просто – надо обязательно поиграть с Максимом в хоккей. Идем с ребятами на нашу веранду за воротами и мячом. А в мыслях держу Макса, надо его сейчас найти и успокоить. Мальчишки берут ворота и тащат их на площадку, а я иду искать Максима. Он обидчивый, надо его поддержать. Однажды мы лепили с их группой из глины. А Максим еще до начала занятия на что-то обиделся и все время просидел под полкой в шкафчике. Я его пытался выудить оттуда – разговаривал, предлагал, но он был как сжатый комочек, но не тугой, а обмякший. Пока шло занятие, я лепил для Максима птичку и в конце подарил ему. Осторожно и трогательно мальчик взял ее в руки и улыбнулся: «Спасибо большое».
Иду по игровой площадке и заглядываю в домики и под домики, за кусты и под горки. Наконец вижу его.
– Максим, – говорю и спокойно и твердо смотрю ему в глаза. Надо чтобы он почувствовал правду и надежность. – Я тебе обещал поиграть в хоккей, и мы поиграем. Но ты же видишь, что сейчас ребята хотят поиграть в футбол. И я не могу их бросить. Но потом, после прогулки, мы останемся с тобой вдвоем и поиграем. Хорошо?
– Да, – ласково улыбается Максимка.
И мы идем с ним договариваться с воспитательницей, чтобы она разрешила нам еще остаться вдвоем после прогулки и поиграть. Договорились, пообещали долго не задерживаться.
С легким сердцем я пошел на футбол, там уже ребята заждались. Моя команда проиграла – 4:10. Победители были в полном восторге и весело поскакали в детский сад, а мы с Максом пошли на веранду за клюшками и мячиком. Но мячик почему-то найти не смогли. Зато нашли шайбу. Шайбой играть на асфальте неудобно, но можно. И мы начали. Максим играет старательно, но неуклюже. Это ничего, научится. Хочет ведь, горит, а это самое главное, умение придет со временем и опытом. Наконец Макс забивает первый гол. Его лицо озаряет тихая и спокойная улыбка.
– О, Макс! Гол забил! Я сейчас отыграюсь! – восклицаю я.
Улыбка моего приятеля становится еще шире. Максим играет неторопливо, размеренно, как будто делает что-то важное и основательное. В хоккей надо играть, конечно, иначе – быстрее. Но Максимка не торопится, и мне требуется приложить определенные усилия, чтобы матч закончился со счетом 3:1 в пользу Максима. Несмотря на дождик, мальчик счастлив, и я вместе ним. Макс берет двое ворот, это неудобно, они соскальзывают, но он упорно подкидывает их на плечи и тащит на веранду.
– Давай помогу тебе.
– Не надо. Я сам.
Максимка часто мне помогает, даже когда не играет с нами. Когда приходит время уходить с площадки, он бежит ко мне и берет ворота, чтобы унести их на веранду.
Мальчик мой, я помню хорошо, как два года назад ты неожиданно признался мне в любви. Мы лепили из глины домик, а в конце занятия ты, переполненный добрым чувством, крепко обнял меня и при этом так же неторопливо и основательно, с тихой улыбкой сказал: «Дима, ты мой. Я тебя люблю».
Об авторе
Дмитрий Александрович Дмитриев, педагог Центра развития «ТЛК» города Екатеринбурга, гончар, руководитель летней детской программы на международных курсах в усадьбе семьи Амонашвили в Бушети, рыцарь гуманной педагогики, профессор Академии гуманной педагогики Амонашвили, отец троих сыновей, любящий и любимый муж.
С 1999 года Дмитрий Дмитриев занимается разработкой и реализацией тренинговых, развивающих программ для детей от 1 года до 17 лет. В их числе курс для подростков «Сердце Героя», программа «Искусство педагогического общения», которая помогает делать общение взрослых и детей вдохновляющим и сердечным. Вся его педагогическая деятельность строится на принципах гуманной педагогики, главное в которой – безграничная вера в возможности ребенка. Дмитрий Александрович Дмитриев входит в когорту любимых учеников великого педагога современности Шалвы Александровича Амонашвили, является его верным сторонником и последователем.
Комментарии