search
main
0

Максим Гулин: «Образование нуждается в новых механизмах и инструментах управления»

Беспрецедентное количество поправок в закон “Об образовании в Российской Федерации” от 29.12.2012 сформировало необходимость полного пересмотра инструментов управления самой образовательной системой. Когда задача поставлена, найдутся и те, кто способен ее эффективно решить. Эксклюзивное интервью одного из самых молодых и активных Депутатов Госдумы 8-го созыва, Первого заместителя Председателя Комитета Госдумы по просвещению Максима Алексеевича Гулина.

Максим Алексеевич, что Вы можете сказать по поводу конкурса «Успешная школа»?

– В первую очередь, хотел бы поблагодарить руководство Издательского дома «Учительская газета» за приглашение стать членом Жюри Всероссийского конкурса «Успешная школа». Думаю, это серьезный конкурс, в котором ежегодно участвуют активные школы страны, предлагающие инновационные механизмы развития системы образования.

Мне интересно ознакомиться с проектами этих школ еще и в связи с тем, что при Комитете Госдумы по просвещению я сформировал Рабочую группу по инновационным практикам в государственном и негосударственном секторе образования.

Каковы цели создания такой Рабочей группы и что планируется на выходе?

– Желание организовать обсуждение проблематики и перспектив развития дошкольного, общего, дополнительного и среднего профессионального образования, анализа инновационных практик учреждений государственного и негосударственного сектора образования, раскрывающего суть и содержание планируемых изменений, их эффективность и механизмы реализации.

В рамках деятельности Рабочей группы будет проведен комплекс мероприятий по реализации инновационных механизмов повышения качества образования. Понимая, что система обеспечения качества образования в рамках конкретной муниципальной, региональной системы образования в настоящее время находится на этапе своего совершенствования, Рабочая группа ставит на повестку дня необходимость осуществления системных изменений в образовании.

В организации деятельности Рабочей группы предусмотрен межведомственный уровень взаимодействия, а ключевыми результатами станут законопроекты по введению новых финансово-экономических механизмов для повышения качества образования.

На основе законодательных инициатив будут даны ориентиры для разработки в дальнейшем на ведомственных уровнях методик экономических рычагов повышения статуса и престижа профессии учителя, методические рекомендации по организации процесса бюджетирования и планирования, будут сформированы векторы реализации новых финансовых инструментов для повышения качества в учреждениях государственного и негосударственного сектора образования.

Дошкольное образование – одна из важных ступеней процесса. Какие вопросы по детсадам планируете затронуть на заседаниях Рабочей группы?

– Международные и отечественные исследования показывают, что дошкольный возраст играет огромную роль при дальнейшей адаптации ребенка к школе. Поэтому, погружаясь в проблематику детских садов, я не только знакомлюсь с экспертными суждениями, но и активно посещаю государственные и частные учреждения.

На заседаниях Рабочей группы будет уделено внимание проблемам финансирования дошкольного образования, оно в России существенно отстает от общемировых тенденций, заработные платы педагогов детских садов и школ не отвечают стандартам развитых стран. Также для России особо остро стоит вопрос включения семьи в дошкольное образование. Наиболее серьезная проблема-это повышение эффективности работы с родителями, формирование ответственного родителя и сильного родительского сообщества.

Предметом обсуждения также станут вопросы соотношения педагогов и детей в группах, нагрузки на педагогов, продолжительность непосредственно образовательной деятельности, материально-техническое оснащение и многие другие.

По каким направлениям школьного образования развернется дискуссия на мероприятиях Рабочей группы?

Уже развернулась вокруг ЕГЭ – в прямой связи с отменой в России Болонской системы образования. Спекуляций на этой теме хватает, но, мне бы хотелось заострить внимание на том, что причины опасений у школьников и у учителей в провале на ЕГЭ более глубокие.

Во-первых, не секрет, что дети испытывают трудности при освоении основных предметов. Поскольку «единый» предполагает проверку знаний всех, то результаты ЕГЭ показывают реальную картину освоения или не освоения материала школы. Когда многие учащиеся сегодня не могут сдать ЕГЭ, то одни эксперты считают, что программы составлены так, что их освоить невозможно, другие видят причины в уровне квалификации отдельных учителей, в слабой материальной базе школ, хоть и заметно улучшенной за последние годы.

Во-вторых, как добиться того, чтобы дети, приходя на ЕГЭ, не были нацелены на то, чтобы всех обмануть и что-то списать. Ведь, если он будет уверен в своих знаниях, ему не будет смысла приносить шпаргалки и списывать, заранее обрекая себя на лишение прав получить хотя бы какие-то баллы. Здесь я согласен с высказыванием многоуважаемого профессора МГУ, д.п.н, Александра Асмолова: «Надо реорганизовать ЕГЭ, чтобы оно было нацелено на смыслы, а не на дрессуру».

В-третьих, сегодня ребята сдают ЕГЭ, испытывая стресс и тревогу, которые у них вызывают множество камер, строгие правила, металлоискатель, лишение средств связи при сдаче экзамена. Но самый большой стресс выпускники испытывают, когда они получают низкие баллы, не позволяющие им в этом году поступить в вузы.

Считаю неправильным, чтобы дети воспринимали экзамены как непреодолимое препятствие или пропуск в достойную жизнь, которой не будет в случае провала ЕГЭ.

С этой целью мы по линии партии «Новые люди» в апреле 2022 года внесли в Госдуму законопроект о предоставлении возможности повторно сдать ЕГЭ в резервные сроки. Кроме того, я выдвинул предложение по обязательности видеофиксации процедуры апелляции, как это делается на самом ЕГЭ и при проверке работ.

Расскажите, пожалуйста, про законопроект по дебюрократизации образования. Какие проблемы он призван решить?

– Хочу отметить, что избыточная отчетность учителей отнимает много времени от их основной деятельности – работы с детьми.

Для понимания актуальности данной проблематики я специально с января текущего года инициировал Круглые столы в Челябинской, Пермской, Томской областях.

В ходе обсуждения многие отмечали, что запросы сведений, находящихся в открытом доступе на сайтах школ, трудозатраты на непрофильный документооборот значительно сокращают время учителей для творческой работы с детьми, сегодня продолжают поступать в школы. Несмотря на принимаемые меры, до сих пор сохраняется большое количество разных форм отчетности и запросов не только от учредителя, но и от других ведомств.

На встречах с учителями были озвучены опасения, что их трудозатраты на непрофильный документооборот школ значительно сокращают время для творческой работы с детьми, развития его педагогического мастерства, совершенствования методов обучения и воспитания, создания условий для формирования новой, комфортной, современной образовательной среды.

В ходе обсуждения многие отмечали, что сегодня продолжают поступать в школы запросы сведений, находящихся в открытом доступе, когда можно использовать сбор информации с сайтов школ. Понятно, что при сохранении значительного массива отчётности учителей школ звучат предложения по принятию соответствующих мер на разных уровнях управления образованием.

Так, директор одной из продвинутых школ в Перми сообщила о том, что в течение года школа циклично отправляет отчеты в разные инстанции 172 раза,  48 отчетов разных форм направляются в 10 организаций от районного до федерального уровня, среди которых кроме профильных организаций указаны минсоцразвития, казначейство, центр занятости, МВД и др. Кроме того, школа размещает отчеты на 13 разных сайтах, а 56% отчетов направляются по почте, на педагогов и классных руководителей приходится 16% всей периодической отчетности.

Выступающие в Томске заострили внимание на эмоциональный аспект данного вопроса, а в Челябинске предложили на уровне Государственной Думы ФС РФ внести изменения и поправки в федеральные законы, гарантирующие школьным педагогам защиту от избыточной отчётности и полностью освобождающие их от необоснованных запросов.

Принятый Госдумой 06.07.22 года федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в части снижения документационной нагрузки на педагогических работников впервые на законодательном уровне зафиксировал решение этой проблемы.

Тема излишней нагрузки на учителей затрагивает в целом положение педагога российской школы. Что Вы думаете об этом?

– Мне кажется, вопрос о положении российского учителя тесно связан с престижем профессии учителя, который для страны должен иметь не меньшее значение, чем укрепление ее обороноспособности, требует кардинальных изменений в предоставлении достойной оплаты труда. Ведь на учителе ответственность за будущие поколения, а значит, и за будущее страны. Нужно сделать так, чтобы каждый педагог ощущал свою значимость, внимание государства, признание в обществе.

Для этого, я намерен совместно с экспертами от образования и финансистами провести анализ систем оплаты труда учителей для изменения ситуации. В качестве одного из выходов мы по линии партии «Новые люди» предлагаем ввести единый федеральный оклад в размере не менее 75 тысяч рублей. Это объективно возможно, если идея получит поддержку у тех, кто принимает решение на самом высоком уровне.

Какие проблемы и перспективы развития Вы видите в системе среднего профессионального образования?

– Изучение вопросов в данной сфере я также начал с посещения государственных и частных колледжей Москвы и моей родной Челябинской области, где прошли встречи со студентами и Круглые столы с работодателями по обсуждению точек роста системы СПО. Участники встречи обсудили вопросы льготного поступления выпускников ссузов в вузы, отсрочки от армии не только на время обучения в среднем специальном учебном заведении, но и после получения диплома. Большое внимание было уделено вопросам дальнейшего трудоустройства выпускников, а также поднята проблема привлечения узкопрофильных специалистов с возможностью повышения заработной платы для них. На базе Челябинского механико-технологического техникума также прошел Круглый стол по вопросам взаимодействия общего и среднего профессионального образования в рамках профориентации школьников с участием директоров школ и ссузов города Челябинска.

Что Вы можете сказать о частных и государственных колледжах?

– Огромные плюсы частного сектора СПО я увидел при посещении колледжа при МИДИС в Челябинске и колледжа IThub в Москве. Руководители этих учреждений держат руку на пульсе, постоянно получая информацию от игроков своих сфер и отраслей, корректируют свои учебные программы, увеличивая практическую часть подготовки своих студентов при предоставлении в нужном объеме базы теоретических знаний. Студенты этих колледжей трудоустраиваются на предприятиях во время обучения. Не имея контрольных цифр приема (КЦП), частные колледжи работают эффективнее многих гос. учреждений и в использовании помещений, и в подготовке студентов к рынку труда.

Какие перспективы развития в сфере СПО Вы могли бы выделить?

– Говоря о перспективах СПО, мне хотелось бы заострить внимание на вопросах, затронутых в ходе моей встречи в марте текущего года с В. С. Неумывакиным, директором Департамента Государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России.

Виктор Сергеевич считает, что сегодня профессиональные организации пересматривают подход к обучению, в том числе к образовательным программам, быстрой и при этом продуктивной интеграции  обучающихся в реальную     профессиональную деятельность уже в процессе обучения, а также к организации среды обучения студентов.

Необходимо отметить, что по линии Минпросвещения России ведется огромная работа по реализации проектов «Профессионалитет», «Молодые профессионалы», по комплексной реструктуризации системы СПО, перехода на отраслевую модель подготовки специалистов, востребованных на рынке труда.

В этой деятельности особого внимания заслуживает состояние учебных заведений, т.к. современного специалиста нельзя выучить на морально и физически устаревшем оборудовании в старых и ветхих зданиях. Для кардинального изменения ситуации нужна программа строительства ссузов по аналогии с той, которая направлена на строительство школ.

Завершая наш разговор, хочу сказать, что сегодня образование нуждается в новых механизмах и инструментах управления. Важен учет требований, запросов, ожиданий общества, государства, потребителей, работодателей, партнеров и заказчиков. Нам всем вместе нужно работать над созданием ресурсных условий для инновационного развития всей образовательной системы с целью улучшения качества образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте