В этом году в Московской области более 600 ребят сдали ЕГЭ на 100 баллов. Из них шестерых подготовил Максим Голубев, учитель математики Физтех-лицея имени Капицы. В Министерстве образования Подмосковья включили его имя в топ-3 учителей, которые подготовили наибольшее количество выпускников-стобалльников. Мы поговорили с Максимом Олеговичем и выяснили, на что нужно обращать внимание при подготовке к ЕГЭ, какие он видит плюсы и минусы в этом формате экзамена, и кто учится в одной из самых престижных школ России.
– Вы преподаете в Физтех-лицее имени Капицы – одной из сильнейших школ не только Подмосковья, но и России. У вас серьезные вступительные экзамены. Какие дети к вам приходят? Ребят можно назвать, как раньше говорили, ботаниками?
– Чаще всего приходят талантливые и даже очень талантливые дети. Свою роль в этом играет известность Физтех-лицея. География крайне широкая: например, в этом году в одном из моих классов учились ребята из Московской, Волгоградской, Иркутской, Белгородской, Нижегородской областей и даже Монголии. Да, пожалуй, ботаниками или, как они выражаются, – ботанами их назвать можно. Этому способствует среда и режим. После занятий большинство из них посещают различные кружки, делают проекты, а также занимаются совместным изучением новых тем, подготовкой к олимпиадам.
– Бывает, что ребенка «запихивают» родители из-за престижности?
– Думаю, что большинство учащихся лицея находятся в нем из-за престижности. По крайней мере, это один из факторов. Если речь идет о том, что лицеист явно не тянет, но, тем не менее, остается в лицее, то я с этим не сталкивался.
– Можете вспомнить, чем вас удивляли ваши ученики в прошедшем учебном году?
– Слово удивляли может нести некую отрицательную коннотацию. Радовали ли? Несомненно! Это блестящие выступления на всевозможных международных олимпиадах, в заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников, а также в различных перечневых олимпиадах. В этом не было удивления – я ждал от них таких результатов, и они оправдывали эти ожидания.
– Работа с одаренными, мотивированными детьми требует особой подготовки. Каждый день для вас – «и снова в бой», как говорили в фильме «Большая перемена»?
– Все-таки в фильме герой Михаила Кононова работал, скорее, со сложной и не очень мотивированной молодежью – искал подходы к ним, способы заинтересовать. В случае с лицейскими ребятами этого нет, и я бы сказал, что для меня каждый день – это встреча с друзьями, совместное движение вперед.
– Они вам задают каверзные вопросы?
– Чаще я задаю им каверзные вопросы, но и они не остаются в долгу. Все-таки ребята занимаются и самостоятельным изучением новых, интересующих их тем, где встречаются нетривиальные факты – например, с ними ребята и обращаются. В том числе и это создает атмосферу совместного движения вперед.
– Ребята вашего лицея не только хорошо сдают ЕГЭ, но и прекрасно выступают на олимпиадах, в том числе и международного уровня. Как вы готовите учеников: к каждому индивидуальный подход и явно не школьная программа?
– В этом году так вышло, что в лицее я был ответственным при подготовке к международным олимпиадам, но это не отменяет тот факт, что были и другие учителя, которые готовили ребят. Это совместный вклад, в том числе учителей предыдущих школ. Подготовка достаточно стандартная: есть набор тем, которые почти всегда встречаются на олимпиадах, подборки по этим темам и разбираются. Да, сложно выработать универсальный подход, но этот факт верен почти во всем.
– После школы ребята в какие вузы поступают?
– Если рассматривать вузы, в которые поступает не один человек, то получится достаточно стандартный набор: МФТИ, МГУ, ВШЭ, СПбГУ.
– Сколько лет вы уже работаете в школе? С ребятами после выпуска общаетесь?
– В лицее я с конца 2020 года. До этого я преподавал в МФТИ, в нем же продолжаю преподавать. Так как большинство учащихся идут именно в МФТИ, то волей-неволей мы пересекаемся – в коридорах во время перерывов и на экзаменах. Бывают случаи, когда у своих же вчерашних школьников я веду семинары. С частью ребят поддерживаем общение: они делятся своими успехами в учебе, а позже и в работе.
– Когда они сдают экзамены, кто больше волнуется? Как-то настраиваете ребят?
– Стараюсь дать какое-то напутственное слово, чаще всего, связанное с тем, чтоб они не волновались, а в их компетентности я не сомневаюсь. Обычно так получается, что когда они пишут ЕГЭ, я принимаю экзамены в институте – это отвлекает, вероятно, иначе волновался бы.
– Многие говорят, что профильная математика на ЕГЭ очень сложная. Ребята вам что-то говорили об этом?
– Испуга перед профильной математикой у ребят я не наблюдал, скорее, наоборот. Мне кажется, что и сам экзамен, и система перевода первичных баллов в тестовые весьма лояльна. К экзамену несложно подготовиться при должном отношении.
– Как вы относитесь к самому формату ЕГЭ, к досмотрам, тотальному контролю и тд?
– Как мне кажется, формат – палка о двух концах. Когда я выпускался из вуза, случился скандал – несколько учащихся и выпускников нашего вуза писали ЕГЭ за школьников. Такие случаи и провоцируют усиление контроля. Получается, что либо тотальный контроль и все на экзамене в равных условиях (если не будет найдена еще какая-то лазейка), либо все расслаблены, но за кого-то из экзаменуемых могут писать профессионалы.
– Многие сейчас выступают за отмену ЕГЭ, как вы к этому относитесь?
– У каждого высшего заведения, а иногда даже у разных факультетов в одном и том же вузе своя специфика. Как мне кажется, это должно отражаться во вступительных испытаниях, как это раньше и было. Формат, который я застал, мне ближе. Несомненно, у него были минусы, также, как и то, что какие-то плюсы есть у ЕГЭ.
– Экзаменационная пора для выпускников только прошла, но уже нужно думать о будущем. Что вы посоветуете родителям и самим старшеклассникам в плане подготовки к ЕГЭ?
– Сложно давать какие-то общие советы. Все очень индивидуально. Как мне кажется, самостоятельно подготовиться к экзамену возможно. Даже если учащийся занимается с репетитором, то основной нагрузкой и важнейшей составляющей будет именно самостоятельная работа. Как показывает мой опыт, именно те ребята, которые проявляли интерес, самостоятельную активность, усидчивость и трудолюбие достигали больших успехов. Роль учителя или репетитора важна, но, в случае с такими учащимися, уже становится второстепенной. В этом смысле, конечно, можно дать совет родителям, которые хорошо знают своих детей, – нужно дергать за те ниточки, которые активируют самостоятельную работу.
Комментарии