search
main
0

Махнем по-коммунарски?

С коммунарами я познакомился в 1964 году, когда работал учителем в старших классах. Преподавал в школе с “торговым уклоном” экзотический по тем временам предмет “Реклама и декорирование”.
То, что встретился с коммунарами не где-нибудь, а на Всесоюзном коммунарском сборе в Братске, куда на заработанные собственным трудом деньги собралось около 200 старшеклассников из десятков городов страны, считаю, очень повезло. Я увидел это “племя младое, незнакомое” в его родной стихии. Работа на строительстве жилых домов, феерия коллективных творческих дел, включая “Праздник моря” для всего города, диспуты и песни у ночного костра…
Первыми “трофеями” для будущей “Коммунарской энциклопедии” стали магнитофонные записи, сделанные прямо в тайге, с рассказом ребят о празднике инсценированной песни, их выступлениями на диспуте “О физиках и лириках”.
Я сразу понял, что открыл чудесную “страну коммунарию”, которая поможет мне (как учителю) не только найти “формы” работы с подростками, но и самому вернуться в юность, а может быть, даже в детство. Дело в том, что я спешил стать взрослым, для этого даже школу окончил на год раньше, перейдя из “художественной 11-летки” в “обычную ШРМ” (школу рабочей молодежи). Но, став скоропостижно взрослым, понял: где-то за бортом остались романтика, “пыл благородных стремлений”…
…Через два года вдоль “гармошек” (сложенных на манер детских книжек рулонов обоев с фотографиями, письмами, текстами песен и всякой другой дорогой сердцу всячиной) бегали наперегонки. Кто бегал? Ребята из нашего коммунарского городского штаба “Алый парус” городского Дворца пионеров Свердловска. Где бегали? На берегу уральской реки Рефт, где проходил “трудовой десант”, участники которого помогали строителям ГРЭС расчищать котлован под водохранилище питьевой воды.
А в 1972 г. участников Всесоюзного макаренковского симпозиума, который проходил в МГПИ, поразила надпись на листе ватмана: “Музей коммунарского движения”. Стрелка указывала на круглое помещение, где двумя кольцами были расставлены книжные шкафы, с обеих сторон которых были прикноплены “экспонаты” музея. В центре зала в круглой башне два кинопроектора демонстрировали одновременно в разные стороны “коммунарскую кинохронику”. Студенты и школьники в зеленых рубашках и галстуках деловито “водили экскурсии”, а в углу кто-то пел под гитару коммунарские песни.
Еще через три года на борту теплохода (и можете себе представить – под алыми парусами!) семьдесят человек из 20 городов без отрыва от путешествия по Волге сочинили и изготовили музей “Макаренко и современность”, которым “расплатились” со школьным заводом “Чайка” за 20-дневный “фрахт” корабля.
Потом создавались общественные “коммунарско-макаренковские” методические центры, в которых печатались (на машинке одним пальцем) толстенные “альманахи”…
…Новый всплеск интереса к “коммунарству” у меня случился в связи с переходом на работу в НИИ культуры и подготовкой диссертации “Условия участия населения во внешкольной социализации детей по месту жительства”. А когда появилась техническая возможность “перекачивать” на лазерные компакт-диски (по принципу “уложу в рюкзаке, что хранил и берег”) не только тексты и фотоснимки, но и звуковые фрагменты, видеоклипы, мы создали “учебно-методическое пособие по социальной педагогике”, которое назвали “Отечественное внесемейное внешкольное воспитание в России”. В нем центральное место занимал раздел о коммунарском движении.
Конференция осенью прошлого года в Архангельске “Коммунарское движение и педагогика сотрудничества: вчера, сегодня, завтра” (“УГ” подробно писала об этом в N 48, от 20 ноября 2001 г.) подвигла написать очерк истории коммунарства и развернуть коммунарский раздел нашего “сиди” в самостоятельный компакт-диск.
В него вошли книги и отдельные статьи “о разном коммунарском”, есть “залы” нескольких крупных коммунарских объединений. И тех, что были раньше, и тех, что живы и сейчас. Например, архангельского городского штаба школьников (включая “стенды” с материалами по итогам названной выше конференции).
Есть “стенды” известных участников коммунарского движения, его основателей: И.П.Иванова, Л.Г.Борисовой, Ф.Я.Шапиро, О.С.Газмана, В.А.Караковского, а также таких “апостолов-пропагандистов”, как С.Л.Соловейчик, И.И.Зюзюкин, В.Р.Хилтунен, О.В.Мариничева… Есть и статьи уважаемых ученых (С.А.Шмаков, О.В.Лишин, В.И.Максакова…). А кроме того – два сборника песен, в каждом из которых их по несколько сотен.
Наша самая большая гордость как создателей диска – десятиминутный видеоклип, составленный из нескольких выступлений И.П.Иванова, в котором он обращается к нам – педагогам-энтузиастам будущего.
Как приобрести диск? Мы предпочитаем “коммунарскиий бартер”. Вы нам материалы об использовании “чего-нибудь коммунарского” (или вообще “педагогики сотрудничества” в вашей работе, работе ваших знакомых), а мы вам – диск.
Ждем предложений!

Ричард СОКОЛОВ,
академик Академии педагогических и социальных наук
P.S. Наш телефон в Москве 971-11-93.
E-mail:rsokoLov@mtu-net.ru

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте