Открываем школьный сайт: ну-ка, посмотрим, что у нас в плане… Подготовка к фестивалю песни? Неужели уже ноябрь? Быстро мчится время, оглянуться не успели, а первый триместр на излете. Не все ребята успели втянуться в учебу. Тем, кто только-только раскачался, нужно срочно подтягивать «хвосты»: сдавать забытые контурные карты, учить стихи, верстать спасительные презентации. До песен ли? «У нас репетиция!» – стонет 7-й «Б». Мол, пожалейте, мы бедные-голодные, мучают нас, не жалеют. Во-первых, здоровый подросток голоден примерно всегда, сколько бы пиццы он в себя ни загрузил. Во-вторых, через три недели именно эти ребята будут, перебивая друг друга, взахлеб рассказывать о фестивале, горя восторгом или пылая праведным гневом, в зависимости от того, насколько успешным было их выступление и как спели «ашки» – вечные соперники.
Трижды в год в нашей школе №1811 «Восточное Измайлово» проходят музыкальные фестивали. Осенний посвящен теме года. В прошлом году пели песни из советских фильмов, в Год экологии споем про братьев наших меньших. Зимний фестиваль «Рождественские встречи» завершает календарный год. На «Рождественских встречах» школа исполняет мировые хиты на английском и французском языках, и если ты мечтал побыть звездой, заткнуть за пояс Синатру, «АББУ» и Стромая, а заодно продемонстрировать блестящее произношение, то это лучший шанс. Последний фестиваль проходит накануне Первомая, и на нем танцуют все, а в финале каждый класс получает ящик мороженого….И каждый праздник начинается с нытья. «Ой, устали, много задают, ничего не получится, мы опозоримся…»«Материя стремится к покою», – не устаю я повторять своим ученикам. Думаете, лишенный принуждения человек ринется переворачивать мир, одаривая всех теплом своего сердца? Увы. С куда большей вероятностью он ляжет на диван и будет смотреть телевизор, пока в холодильнике не кончится еда. Развитие возникает из ограничения. Любой обладатель творческой жилки знает, как трудно бывает заставить себя смонтировать видео, дописать давно задуманный рассказ, взяться за гитару, чтобы подобрать музыку к тексту. Если мы хотим, чтобы в школе была жизнь, ее надо сначала придумать, а потом организовать. Ключевое слово здесь… А вот и не угадали. Не «надо», а «хотим». Но желание не осуществится без усилий.Что же нужно, чтобы пункт в плане мероприятий принес радость, а не набил оскомину? Переходим к ноу-хау. По секрету скажу: труднее всего расшевелить взрослых. Если учитель тяготится внеурочной работой и не в состоянии ничего создать, кроме отчета, пиши пропало. Проще брать в коллектив людей, заранее готовых выдумывать и валять дурака, а потом всеми силами поддерживать их в рабочем состоянии (да, стимулирующие выплаты и билеты в театр играют не последнюю роль в профилактике профессионального выгорания). Но, если в школе хватает креативных педагогов, считай, полдела сделано. Среди детей и подростков магия творческого взаимодействия ведет себя, как вирус. В каждом классе найдется группа ребят, восприимчивых к неформальной инициативе, к любому «а давайте!». Они наверняка предложат что-то интересное. Главное – не одергивать и не критиковать, когда ребята только начинают набрасывать идеи. Пусть будут озвучены (чем громче, тем лучше!) самые смелые и безумные версии. Ни в коем случае не надо сразу хватать ручку и расписывать пошаговую стратегию «как мы будем выступать», а то все испортите. Ближайшая цель – встряхнуть класс хорошенько! Рассмешить и растормошить. Звериной серьезности хватает на уроках, где каждый занят своим делом: одни учат, другие учатся, третьи делают вид, что учатся, а четвертые в поте лица изображают, как их все достало. Эмоционально класс разобщен. Для начала его нужно объединить, а смех действует мгновенно. Нестрашно, если выбор репертуара в какой-то момент станет напоминать птичий базар, значит, в обсуждение втянулись даже те, кто надеялся сбежать под шумок….А когда все отсмеялись, отдышались и стряхнули с себя отчуждение и оцепенение суровых будней, можно и за стратегию браться. Как будем петь – под «минусовку» или а капелла? Вместе или солист пусть за всех отдувается, а остальные его поддержат подтанцовкой? В чем выступать, во что нарядиться? Во время распределения ответственных задач и ролей обычно возникают микроконфликты, требующие от участников моментального решения, и это замечательно, потому что спонтанно. Спонтанность отлично помогает против рутины! Кстати, на этапе проработки стратегии совсем уж безумные идеи – с химической завесой, животными на сцене и сложными акробатическими номерами – отпадают сами, поскольку не поддаются безопасному воплощению. Зато такие простые вещи, как мячики, шарики и конфетти, которыми можно кидаться в зрителей, работают на ура. Самые дружные классы ухитряются еще и декорации сотворить. Представьте, сколько труда, веселья, ярости и упрямства нужно, чтобы сделать большой макет ракеты из картона! На уроке такого коллективного соединения эмоций не достичь. И, конечно, все затеи родного класса нужно держать в строжайшей тайне от остальной параллели: не то что бы правило, но так интереснее.Фестивальный день всегда полон неожиданностей. Кого только не встретишь в школьных коридорах: ангелов с крыльями, чертей с рогами, молодых людей в разноцветных русалочьих париках, девушек в ретроплатьях, Дарта Вейдера со свитой, группу сосредоточенных клерков с Уолл-Стрит и целую пижамную вечеринку с плюшевыми медведями. Ни о чем нельзя догадаться заранее, остается лишь набраться терпения и ждать. А когда действо началось, выясняется, что все болеют за всех, не только за своих. «Вот мы, оказывается, как можем!..» Послевкусие праздника – удивление самим себе. Радость и растерянность. Что, теперь сняли костюмы и по домам? Расходиться не хочется, поэтому фестиваль традиционно заканчивается чаепитием в классах или штурмом ближайшего кафе.Древний архетипический смысл любого праздника заключается в совместности переживания, и школьный фестиваль не может быть исключением. Смех, танец, песня – все это про свободу дышать и чувствовать. Эти глаголы редко бывают связаны со словом «школа», но человека без такой свободы вырастить нельзя. Школьные праздники начинаются как «принудиловка» и всякий раз чудесным образом ее перерастают. Происходит маленькое волшебство, и, наверное, важнее всего обратить на него внимание самих ребят. «Смотрите, у нас получилось!» Рефлексия собственных ощущений позволяет противостоять стереотипному представлению о школе как о «царстве тьмы и боли», без конца воспроизводимому в соцсетях. А добрые воспоминания, коренящиеся в детстве, помогают сохранить доверие к миру, создать в душе точку опоры и стать сильнее. В конце концов даже в прекрасном Хогвартсе, куда втайне мечтает попасть каждый школьник (и некоторые педагоги заодно), обыденных проблем хватает: предметы сложные, учителя строгие, экзамены. Но магия – то, что ты делаешь сам.Марина ГОРДОН,редактор школьной газеты «Таймер» школы №1811 «Восточное Измайлово»
Комментарии