Игорь ИЛЬИН, начальник Департамента Министерства труда и социального развития:
Концепция уже отправлена на утверждение в регионы, поэтому она еще рабочий вариант. В ней предусмотрена тарифная система, которая будет состоять из 4 частей. Это оплата труда руководителей по типам и видам учреждений; специалистов в зависимости от видов и типов учреждений, образования и стажа работы; рабочих и части служащих; тех, кто работает с трудными детьми.
Система премирования и система стимулирующих выплат за результаты работы сохраняется примерно в том же виде, что и сейчас. Размеры и виды таких выплат будет устанавливать само учреждение.
Еще одно новшество – введение для особо выдающихся специалистов на индивидуальных условиях и на основе срочных трудовых договоров ставок заработной платы без ограничения размера. Разумеется, в порядке исключения.
Главное: будет несколько иным распределение полномочий, и это вызывает наибольшее количество возражений. Предлагаемая система оплаты труда работников образования будет распространяться не только на учреждения федерального уровня, она будет рекомендована субъектам РФ для всех. В этом ее отличие от существующей тарифной сетки, которая была обязательной федеральной системой оплаты труда. Теперь у субъекта появляется больше прав по установлению различных систем оплаты труда, потому что все особенности, которые есть у образовательных учреждений, мы отсюда, из центра, учесть не можем, да и сейчас не учитываем с Единой тарифной сеткой.
Конечно, мы бы очень хотели при введении новой системы оплаты труда решить и вопрос повышения зарплаты. Но возможности ограничены, предстоят выплаты по внешнему долгу, и эти ограничения мы преодолеть не можем.
Перераспределение полномочий приведет к усилению ответственности субъектов за уровень оплаты труда бюджетников на своей территории. Пока мы сталкиваемся с тем, что губернатор следует тарифной сетке: вы получили, и все – ни копейкой больше. Мы считаем, что можем подтолкнуть многих из них к существенному повышению зарплаты на своей территории.
Что касается федеральных гарантий, то они связаны с работой комиссии Дмитрия Козака, которая сейчас занимается разграничением межбюджетных полномочий. Принимать гарантии за счет субъектов Федерации было бы неправильно. Сейчас мы оплачиваем из федерального бюджета примерно 20% федеральных бюджетников, и если встанет вопрос об обеспечении всех по ЕТС, то бюджета на это не хватит. При нынешней системе оплаты, как бы мы ни старались устанавливать федеральные гарантии, у нас всегда в худшем положении будут федеральные учреждения. Они будут получать на уровне минимума, тогда как субъекты получат право устанавливать больше. Такая ситуация сейчас в Москве, когда московские учреждения получают в 2 раза больше, чем федеральные. Хотя у последних более высокий уровень и специалистов, и учреждений.
Владимир Яковлев, председатель Профсоюза работников народного образования и науки:
– Работники Минтруда РФ плохо представляют себе специфику системы образования, ее финансирование, абсолютно не знают о том, какие тенденции были в последнее время в развитии системы образования. Это беда, но при этом еще и Минобразование РФ свою роль – просветительскую – и в Минтруде, и в Правительстве РФ в значительной степени утратило, ибо соглашается с теми идеями, которые навязываются в первую очередь Минэкономики РФ. Проблема изменения системы оплаты труда полтора года назад обсуждалась на совещаниях у Валентины Ивановны Матвиенко, мы тогда шли по направлению, которое могло оказаться довольно корректным, устраивающим всех. В феврале позиция вдруг изменилась. Правительство приняло совсем другое решение, и для всех нас было полной неожиданностью, что в Концепции будет заложена муниципализация системы оплаты труда. Сейчас от этой идеи отказались, но в результате все зависло. А ведь зачем-то собирался Госсовет, правительство пусть не приняло, но зачем-то обсуждало документ о демуниципализации системы образования, сегодня этот документ можно выбрасывать, как ненужный, потому что все идет совсем по-другому. Три года мы с Минобразованием “занимались глупостями”, готовили документ по изменению финансирования системы образования, искали подходы. (Может быть, нас просто за нос водили эти три года?!) Сказали – все решит окончательно комиссия Д. Козака. Теперь эта комиссия все окончательно не успела решить, а мы уже стали ее обгонять, говорить – платить за все в образовании будут муниципалитеты. А из чего платить, те еще не знают, как не знают, из каких источников и какие деньги будут иметь, поскольку комиссия Козака свою работу еще не завершила. Нет государственной логики в таких действиях.
Галина Башкина, заместитель начальника Управления экономики Минобразования РФ:
– При первоначальном расчете мы исходили из того, что повышение должно произойти в 2,5-2,7 раза. Сейчас мы поставлены в такие условия, когда все расчеты ориентированы на увеличение зарплаты работникам образования всего лишь в 1,33 раза, и в полной степени реализовать возможности отраслевой системы оплаты труда не представляется возможным. Если отвлечься от цифры 1,33, то увеличение зарплаты должно произойти минимум в 2 раза.
Комментарии