Альбрехт Дюрер, выставка гравюр которого продлится в Государственном историческом музее в Москве до 28 июня, во многом был первым: первый теоретик искусства среди североевропейских художников, автор первого практического руководства по изобразительному и декоративно-прикладному искусству на немецком языке, основоположник сравнительной антропометрии. В математике он один из основателей теории кривых и начертательной геометрии, в военно-инженерном деле — создатель новой теории фортификации, при этом в университете Дюрер даже не учился. Кроме того, он первым из европейских художников написал автобиографию.
Родился он в Нюрнберге, в Священной Римской империи в семье ювелира Альбрехта Дюрера, приехавшего в этот немецкий город из Венгрии в середине XV века. Изначально фамилия Альбрехта Дюрера Старшего была венгерской — Айтоши (венг. Ajtósi, от названия села Айтош, от слова ajtó — «дверь»). В Нюрнберге он её буквально перевёл на немецкий как Türer (нем. — дверь), затем она стала писаться Dürer.
Альбрехт Дюрер Старший работал подмастерьем у нюрнбергского ювелира Иеронима Холпера. Затем он женился на его дочери, Барбаре, и открыл собственную мастерскую. В браке с Альбрехтом Дюрером Старшим Барбара родила восемнадцать детей. Альбрехт Дюрер Младший был третьим ребёнком в семье и вторым сыном. Большинство детей умерли в младенчестве или достаточно рано. По тем временам более-менее долгую жизнь прожили три брата: Альбрехт, Эндрес и Ханс. Эндрес продолжил династию ювелиров, а Ханс стал живописцем и графиком, был даже придворным художником великого князя литовского и короля польского Сигизмунда I. Никто из трёх братьев детей после себя не оставил.
Художественное наследие Альбрехта Дюрера включает рисунок, живопись и гравюру. Рисунок был для Дюрера не только подготовительным этапом при создании картин и гравюр. Многие графические работы самоценны и для художника, и для нас. Вспомните знаменитого «Зайца», «Большой кусок луга» или «Руки молящегося».
В области гравюры Дюрер не знал себе равных. Именно благодаря гравюре — тиражируемому и недорогому виду искусства — он в мгновение ока стал знаменит по всей Европе, а вскоре — и за её пределами, с лёгкостью «обогнав» соотечественников-живописцев.
Дюрер не был изобретателем гравюры, однако он стал первым, кто придал ей статус высокого искусства. До него она считалась чем-то несерьёзным, почти вульгарным. На выставке в Государственном историческом музее представлены гравюры, отражающие все периоды, жанры и техники в творчестве художника.
Коллекция печатной графики Альбрехта Дюрера из Пинакотеки Тозио Мартиненго в Брешии — одна из лучших в мире по качеству отпечатков и их сохранности. Из Италии привезли более 120 гравюр великого художника, среди которых представлены самые известные — «Меланхолия I», «Адам и Ева», «Блудный сын», «Рыцарь, смерть и дьявол».
Все гравюры нужно рассматривать очень внимательно. Например, в «Адаме и Еве» и «Рыцаре, смерти и дьяволе» можно увидеть, кроме всего прочего, реплики упомянутой акварели «Большой кусок луга» с мотивом открытых корней трав. На гравюре «Меланхолия I» Дюрер разместил составленный им так называемый магический квадрат. Он сумел расположить числа от 1 до 16 так, что при их сложении по вертикали, горизонтали и по диагонали, а также во всех четырёх четвертях, в центральном квадрате и даже из четырёх угловых клеток они в сумме дают 34. Кроме того, сумма любой пары симметрично расположенных относительно центра квадрата чисел равна 17. В нижней строке из чисел 15 и 14 образуется год создания гравюры «Меланхолия» — 1514. Если рассматривать средние клетки первого столбца, бросается в глаза, что в них внесены изменения — цифры исправлены: 6 исправлена на 5, а 9 получена из 5. Что этим хотел сказать автор — загадка.
Также загадка — значение знака «I» в левом верхнем углу гравюры после латинского слова «Melencolia». Искусствоведы предполагают, что это может быть как римская цифра 1, так и повелительное наклонение глагола «ire», который переводится как «выезжать, отпускать». В этом случае название гравюры можно истолковать как «Меланхолия, уходи!»
Меланхолию на гравюре олицетворяет женская крылатая фигура с венком из лютиков и водяного кресса на голове. Водяные цветы в старину считались лекарством от меланхолии, сама же болезнь ассоциировалась с землёй и сухостью.
Поскольку в XV–XVI веках на Западе в просвещённых кругах пользовалась популярностью идея приоритета знания и превознесения человеческого разума, Меланхолия Дюрера стремится к познанию. Мы видим символы научного знания: циркуль представляет геометрию, шар — архитектуру, песочные часы измеряют время, весы — массу. Однако, чтобы разгадать все загадки мироздания, всех этих инструментов недостаточно, поэтому Меланхолия грустит и бездействует. А мельничный жернов в центре композиции символизирует научный и творческий поиск, который бесконечен и непостижим.
Альбрехт Дюрер и сам был учёным. При жизни он имел широкую известность, как математик, прежде всего, геометр. Сфера его интересов — теория перспективы, теория кривых и построение геометрических фигур. Полученные им научные результаты высоко оценивались в трудах последователей. Во второй половине XIX века был сделан их научный анализ.
Дюрер читал книги античных авторов, интересовался трудами своих современников, переписывался с известными математиками и инженерами того времени.
В 1525 году вышла в свет его книга «Руководство к измерению циркулем и линейкой». Автор, вопреки сложившийся тогда традиции писать подобного рода книги на латыни, излагал свои мысли на разговорном немецком языке. Таким образом, эта книга стала первым учебником геометрии на немецком языке, а введённая Дюрером терминология впоследствии была положена в основу современной геометрии.
Альбрехтом Дюрером впервые была решена задача изображения трёхмерной фигуры на плоскости — он применил ортогональное проектирование на три взаимно перпендикулярные плоскости, как это делается в современном черчении.
Десятью годами ранее, в 1515 году, Дюрер создал три знаменитые гравюры на дереве, с изображением карт южного и северного полушарий звёздного неба и восточного полушария Земли. Это и произведения искусства, и одновременно ценнейшие памятники науки. Над гравюрами Альбрехт Дюрер работал совместно с видными немецкими учёными того времени.
Вернёмся к выставке в Историческом музее. Отдельным её разделом стала серия «Апокалипсис», созданная Альбрехтом Дюрером в 1496–1498 годах. Пятнадцать листов иллюстрируют последнюю книгу Нового Завета «Апокалипсис, или Откровения Иоанна Богослова». Самым известным произведением из серии является гравюра «Четыре всадника Апокалипсиса». Эта серия — первая крупная работа молодого художника.
Впервые представлены гравюры Альбрехта Дюрера, хранящиеся в собрании Государственного исторического музея, среди которых такие известные отпечатки, как «Портрет Эразма Роттердамского» и «Святой Иероним в келье». Атмосферу времени жизни Дюрера создают предметы декоративно-прикладного искусства, созданные в Германии на рубеже XV–XVI веков из собрания Исторического музея.
На выставке можно также увидеть работы и других художников, современников Дюрера, которые копировали его работы с изумительной точностью.
Прожил Дюрер 56 лет. В Нюрнберге даже сохранилась его могила. Он похоронен на кладбище при церкви Святого Иоанна. Вскоре после смерти был опубликован его последний трактат «Четыре книги о пропорциях человека».
Современными исследователями он признан настоящим универсальным человеком, «северным Леонардо да Винчи». По свидетельству одного из самых ранних его биографов Иоахима Камерария, внешний облик Дюрера соответствовал его «благородному духу». Он был приятным собеседником, с речью «сладостной и остроумной». Все, знавшие художника, считали его достойным, «превосходнейшим» человеком. По их словам, он стремился к добродетели, но не был ни мрачным, ни высокомерным. Дюрер умел наслаждаться жизнью «и даже в старости пользовался благами музыки и гимнастики в той мере, в какой они доступны этому возрасту».
Комментарии