search
main
0

Маэстро компилятор. Программа для проектирования ЭОР

Проектирование ЭОР всегда определяет выбор программного обеспечения, посредством которого производится компоновка учебного материала электронного ресурса. Поэтому обычно возникает дилемма: либо разрабатывать программную среду самому, либо использовать уже готовую.

Первый способ реализуется путем прямого программирования сценария обучения на каком-либо алгоритмическом языке: Бейсик, Паскаль, СИ, Java и тому подобное. Сюда же можно отнести и использование HTML. В принципе такой подход позволяет реализовать практически любой дидактический сценарий разработчиков. Сложность его использования обусловлена трудоемкостью процесса разработки ЭОР, а также необходимостью профессиональной подготовки в области ИКТ.

Второй способ подразумевает использование инструментальных программных средств, предназначенных для конструирования систем учебного назначения, подготовки или генерирования учебно-методических и организационных материалов, создания графических или музыкальных включений, сервисных «надстроек» программы.

Сюда входят прежде всего зарубежные разработки: Dreamweaver, CourseBuilder, Dazzler, Hyper Studio, Everest, Quest, Semina, ToolBook Assistant. Однако есть и отечественные программы – eAuthor 3.1, Дельфин, Дизайнер курсов, STRATUM, КАДИС.

Все они различны по спектру предоставляемых возможностей и сложности освоения, но обладают одним общим недостатком: это коммерческие программные продукты, которые нужно где-то найти и купить, заплатив за них достаточно весомые деньги. Однако, как показывает практика, в большинстве случаев учителю требуется разрабатывать сравнительно несложные мультимедиаприложения «презентационного» характера, интерактивность которых сводится лишь к реализации произвольной (нелинейной) траектории просмотра карточек. Для этих целей вполне достаточно более простых средств, например входящего в комплект общераспространенного сегодня пакета Microsoft Office стандартного приложения PowerPoint, рассматриваемого здесь уже не просто как система для подготовки презентаций, а как полноценная инструментальная среда.

Выход из сложившейся ситуации – в использовании простых программ-компиляторов. Принцип работы такого ПО заключается в объединении логических элементов учебного ресурса в единый програмный продукт. Преподаватель вначале самостоятельно разрабатывает электронные формы учебного материала, а затем при помощи компилятора соединяет их вместе. В качестве примера могу привести eBook Maestro – профессиональный компилятор информационных приложений с целой палитрой уникальных возможностей (рис. 1). Программа доступна для свободного скачивания в Интернете, ее можно найти на огромном количестве сайтов. Используя eBook Maestro, можно создавать электронные книги, документацию, галереи (рис. 2) и другие информационные продукты с полностью индивидуальными интерфейсами. Компилятор позволяет менять и настраивать все, включая кнопки на полосе управления. Опциональные механизмы защиты позволяют зашифровать часть файлов, чтобы пользователь прошел регистрацию прежде, чем сможет получить доступ ко всей информации.

Другая особенность eBook Maestro – специальные расширения скрипта, позволяющие запоминать и обрабатывать данные, введенные пользователем, что позволяет создавать интерактивные книги, обучающие курсы, тесты, мастера настройки для ПО и так далее.

Благодаря сильным алгоритмам упаковывания готовое приложение имеет очень маленький размер, причем на скорости исполнения это никак не отражается. Сам процесс настройки и компиляции также не отнимает много времени. Вы просто указываете компилятору директорию, в которой лежат файлы с HTML-страницами, и через мгновение получаете самостоятельное приложение, не требующее никаких дополнительных программ для исполнения.

Хочу добавить, что при выборе программного средства реализации ЭОР необходимо четко сформулировать учебные потребности и профессиональные возможности и лишь затем осуществлять выбор. Вместе с тем в настоящее время налицо явное отставание методических разработок в области электронных учебных средств от соответствующих технологических разработок. Такое отставание приводит к неполной функциональной интеграции электронных образовательных ресурсов в учебный процесс.

Артем ПРИБОРОВИЧ, сотрудник лаборатории информатики исторического факультета Белорусского государственного университета, Минск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте