Еще совсем недавно в Северном округе столицы работала всего одна школа, где изучали испанский язык, – школа имени Сервантеса. Сегодня таких учебных заведений уже семь. Это означает, что интерес к испанскому языку и испанской культуре среди московских школьников растет с каждым годом. Так что совсем не случайно в ноябре 2008 года между Северным округом Москвы и муниципалитетом испанского города Лас Росас Мадрид (Испания) было подписано соглашение о сотрудничестве в области культуры и образования. Помимо всего прочего программа российско-испанских школьных контактов предусматривает и регулярный обмен делегациями. Причем в состав делегаций входят не только педагоги и руководители учебных заведений, но и ученики. Этим летом в московских семьях проживали пятьдесят испанских школьников, а также учителя, директора, администрация Лас Росаса во главе с мэром Бонифасио де Сантьяго Прието.
В октябре 2010 года в Лас Росас с ответным визитом отправились ребята московских школ Северного округа. В состав делегации вошли учащиеся школ №№1252, 1288, 1289, 1296, 1315, 1474, 1884, учителя, директора, методист по экономике Методического центра САО Оксана Гончарова. Одним из центральных и наиболее значимых для развития Испанского проекта событием стало посещение школы имени Кармен Конде. У участников российской делегации особый интерес вызывало все, что связано с организацией учебного процесса, внеклассных мероприятий, проектной работы в испанских образовательных центрах.С первых же минут знакомства стало ясно, что испанцы активно используют инновационные технологии в преподавании школьных дисциплин, европейские и мировые культурные и социальные ценности для испанских педагогов приоритетны в воспитании подрастающего поколения. Особое внимание испанская школа уделяет воспитанию в детях терпимости к учащимся с отставанием в развитии и с физическими недостатками. Свободный безбарьерный (в буквальном смысле слова!) доступ ко всем помещениям школы, передвижение по коридорам, обустройство учебных помещений и, конечно, специально разработанная методика преподавания позволяют таким учащимся быстро интегрироваться в учебный процесс и чувствовать себя социально адаптированными людьми.Коллажи, фотомонтажи, картины и рисунки, другие творческие работы учащихся, с гордостью представленные в кабинетах и коридорах школы, воспитывают толерантность, осознание себя членами единого европейского пространства, показывают мир без границ глазами испанских учеников.Организация работы педагогического коллектива – вопрос, который прежде всего интересовал директоров и учителей школ САО. В этом смысле у испанцев тоже есть чему поучиться. Например, весьма интересным показалось наличие в учительской комнате персональных почтовых ящиков у каждого преподавателя школы. Это ноу-хау позволяет администрации находиться в контакте со всеми преподавателями школы и предметно, а главное – оперативно предоставлять необходимую информацию каждому сотруднику. Вообще использование современных информационных технологий – отличительная черта испанской школы. Мы имели прекрасную возможность воочию наблюдать, как научно-технический прогресс работает на благо учеников. Например, использование возможностей приставки «Нинтендо» на уроках математики или организация единого информационного пространства, куда имеют доступ не только дети, но и их родители. При помощи системы коммуникаторов, объединенных в единую сеть и подключенных к Интернету, родители любого ученика могут в любой момент зайти в электронный журнал и получить исчерпывающую информацию о посещаемости и успеваемости своего чада. Проектная работа – одно из основополагающих направлений испанской системы образования. Темы и проблемы, поднимаемые и решаемые посредством создания проектных и исследовательских работ, оказались актуальными для всех участников встречи. Поэтому интерес испанских школьников и преподавателей к предложению о сотрудничестве и презентации серии проектов по предпринимательству («Логистика и материальный поток»), финансам («Молодежь на международном финансовом рынке»), ресурсосбережению («Модель энергоэффективной школы»), социальных и экологических, представленных координатором инновационных проектов Оксаной Гончаровой и учениками школ САО (перевод проекта на испанский язык и представление проекта были сделаны учащимися московской школы №1252 имени Сервантеса), был искренним и неподдельным. Особенно испанцев воодушевила идея зарабатывания и использования заработанных средств в рамках реализации проекта по сохранению естественных ресурсов и энергосбережению. Кстати, учащиеся школы Кармен Конде имеют в этой области огромный опыт: нам показали компьютерный класс, полностью обеспечиваемый энергией за счет солнечной батареи, установленной на территории школы, и это для испанцев не что-то экстраординарное. Наоборот, во всех испанских школах реализуются разнообразные экологические программы, например по раздельному сбору мусора, для чего в школьном дворе стоят специальные мусоросборники. В школе имени Золя мы видели макеты кораблей, созданные учащимися из подручных материалов – коробок, пенопласта, пластиковых бутылок. Испанские школьники, покупая что-то в магазинах, выбирают упаковку из так называемых зеленых материалов – бумажные пакеты, сумки из биологически разлагаемого полимера. Все это весьма интересно и может с успехом внедряться и в московских школах. Московские дети также привезли в испанские школы свои проекты, с которыми блестяще выступили на испанском языке. Всем приехавшим московским школьникам был оказан самый теплый прием. Центральным событием визита стало посещение нашей делегации в мэрии Лас Росаса. Поприветствовать российскую делегацию пришли сотрудники мэрии во главе с мэром Бонифасио де Сантьяго Прието, по чьей инициативе был создан и реализован проект «Москва – Мадрид», директора испанских школ. В ходе этой встречи каждому гостю был вручен ценный подарок от муниципалитета Лас Росас. В этот же день мы посетили библиотеку имени Льва Толстого, названную в честь проекта «Москва – Мадрид». Участники встречи договорились об открытии в библиотеке в 2011 году российского культурного центра в связи с объявленным Годом России в Испании и Годом Испании в России. Волнующим и запоминающимся событием стало посещение членами делегаций своих школ-побратимов. Учащиеся и педагоги школы имени Золя представили европейские проекты по созданию Европарламента, культурно-исторические проекты по изучению европейских путей, проложенных испанскими воинами на протяжении веков, российские и испанские школьники договорились о совместных проектах. В школе имени Кармен Конде учащиеся представляли свой журнал о научных, творческих достижениях учащихся. В школе учреждена литературная премия в разных номинациях для учащихся. В традициях школы – проведение ежегодной книжной ярмарки. Учащиеся школы самостоятельно разработали дневник (авторский детский проект). В дневнике предусмотрены места для записок родителей для педагогов, замечания по поведению учащихся, объяснительные записки об опозданиях и отсутствии на уроках, разрешения на выход из школы. Московским учащимся была предоставлена возможность посетить уроки в школе Бургос. Особенно интересным показался урок театрального мастерства, в течение которого дети смогли попрактиковаться в испанском языке, получили мастер-класс ораторского искусства. Школьники побывали на уроке технологии, который проводился на английском языке, все задания и примеры их выполнения были продемонстрированы в форме видеоклипов на интерактивной доске. В ходе урока дети изучали электромагнитные цепи, создавая свой собственный макет. Интересно, что в каждой рабочей группе, точно так же, как и при выполнении любого проекта, был ответственный за безопасность, ответственный за материалы, за окружающую среду. Учителя испанских школ заинтересованы в том, чтобы ученики расширяли свои знания о русской культуре и науке, особенно о музыке, литературе, достижениях в области физики, поэтому в ходе встреч обсуждались планы создания совместного проекта российских и испанских школ по астрономии и литературе. Испанские семьи отнеслись к русским детям как к хорошим друзьям, водили в гости к родственникам. Дети имели возможность в компании своих сверстников отправиться в Мадрид, посетить музеи Королевы Софии и Прадо, где представлены лучшие произведения испанского искусства, побывали они и в монастыре – усыпальнице испанских королей – Эскориале. Подводя итоги визита, мэр города Лас Росас Бонифасио де Сантьяго Прието сказал, что мечтает, когда зала заседаний мэрии будет недостаточно, чтобы вместить всех участников проекта «Москва – Мадрид» и всем участникам придется собираться на футбольном поле стадиона города Лас Росас – тренировочной базе знаменитой в Испании футбольной команды «Реал Мадрид». На прощании с русскими гостями родители и дети плакали, выражали надежду на скорую встречу, многие испанские ученики, приезжавшие летом в Москву, надеются снова увидеться со своими побратимами в следующем году. «Это потрясающая страна, здесь кажется, что у всех всегда прекрасное настроение, люди всегда рады познакомиться с тобой, ответить на любые твои вопросы», «Шесть дней пролетели незаметно. Пришло время прощаться. Расставаясь, мы не смогли сдержать слез, такими родными стали для нас ребята! Прощались на трех языках – английском, испанском и русском, договаривались переписываться в Интернете и не забывать друг друга!», «Нам посчастливилось принять участие в замечательном проекте, стать толерантными и открытыми миру. Надеемся, что испанцам было у нас так же хорошо, как комфортно и интересно было нам в Испании. Мы благодарны нашей любимой школе и администрации Северного округа за предоставленную возможность общения с интересными ребятами из Испании!», «Этот визит взаимно обогатил каждого из нас. Только проживая в испанских семьях, можно лучше ознакомиться с традициями и культурой этой страны, подружиться с испанскими школьниками», «Мне очень понравились испанские школы, было очень интересно на уроках, понравилось обсуждать планы на дальнейшее сотрудничество», «У нас очень много общего. Очень хочется поделиться всем увиденным со своими друзьями в Москве» – так сформулировали свои впечатления о поездке участники российской делегации. Родители московских школьников – участников проекта при встрече в аэропорту «Домодедово» выражали искреннюю благодарность Управлению образования Северного округа, руководителям делегации, директорам школ за уникальную возможность участия в совместном образовательном проекте «Москва – Мадрид» и выражали надежду на дальнейшее развитие проекта и расширение сотрудничества между двумя странами. Ирина КУРЧАТКИНА, директор ЦО №1474, участник международного проекта «Москва – Мадрид»
Комментарии