search
main
0

Made in Челябинск. «Хрустальный пеликан» достался уральскому физику

Главный редактор сказал, что в «Учительской газете» материал о победителе конкурса «Учитель года России-2005» должен быть таким, чтобы вся страна заплакала от умиления. Вот только 34-летний Иван ИОГОЛЕВИЧ, учитель физики и заместитель директора челябинского лицея № 31 по научно-методической работе, в жизни таков, что слез умиления из себя выжать не может даже собственной победой.

На конкурсе Иоголевич давал серьезные уроки физики, цитировал Канта и древних философов, но не выглядел сухарем и аскетом. Жизнелюбивый такой человек, который весело общался с конкурсантами, пел под гитару, делал учительницам комплименты, особенно тем, кто знал английский язык. Все относились к нему хорошо, вот только мне никакой симпатии Иоголевич не внушал. Понять не могла, в чем дело, просто доминировала в нем какая-то самоуверенность, как будто уже знал, что лучше всех, что обязательно выиграет этот трудный педагогический конкурс. Даже на пресс-конференции после вручения Ивану Александровичу «Хрустального пеликана» он чуть свысока внушал министру: государство, дескать, должно определиться с концепцией – или оно создает условия учителю, дает ему хорошую зарплату и потом требует качество работы, или говорит, за что будет платить зарплату в будущем, чтобы дать педагогам ясные ориентиры. О деньгах, полученных вместе с «Пеликаном», Иоголевич отозвался до удивления спокойно: приемлемая-де сумма, которая лично у него ни удивления, ни восторга не вызвала – после победы в Челябинской области была учителю подарена «девятка», которая стоит немало, а в год он на своей работе в лицее имеет на двадцать процентов больше, чем эта Всероссийская премия. Словом, хоть и зовут ученики своего «физика» дядей Ваней, с чеховским героем, сразу приходящим на ум, Иван Иоголевич ничего общего не имеет – судя по всему, чересчур современен и удобно вписан в современный рыночный мир.

Вот когда эта мысль пришла мне в голову, поняла, что мешало мне воспринимать учителя года адекватным образом. Общество ведь как к учителю часто относится? Забитый, нищий, должным образом не оцененный, а потому страдающий от всего этого ужасно. Иоголевич из этого образа выпадает, поскольку успешен, незакомплексован, живет в своей неплохой квартире, позволяет себе не жалеть денег для жены, одевать ее в эксклюзивные вещи (сам же как патриот Челябинской области носит костюмы, рубашки, обувь исключительно местного производства), посещать по выходным театр, кафе, стадион, болеть за футболистов или хоккеистов, приобретать дорогую аппаратуру. Этот учитель физики обеспечен материально, причем ничто ему с небес не падает, все зарабатывает сам. Правда, на конкурсе он коллегам размер зарплаты не называл, да и в разговоре с журналистами всячески старался эту тему деликатно обойти. Но я его все же «дожала»: оказалось, что получает Иван Александрович 20 тысяч рублей в месяц. Как только мы с ним это выяснили, начался уже серьезный разговор о том, как же может состояться в жизни обычный школьный учитель. Хотя что это я говорю «обычный», Иоголевич как раз необычный. Отсюда и уверенность в себе.

В конкурсе Иван Александрович участвовал не по собственному желанию – его попросили сделать этот шаг те руководители областного образования, с которыми сложились хорошие отношения. Спрашивается, почему попросили его, а не какого-то, скажем, дядю Петю? Тот, кто знаком с Иоголевичем, таких наивных вопросов не задает. Если уж он, как говорится, ввязывается в дело, то должен доверие области оправдать и выиграть, потому что, выигрывая, побеждает себя и нечто в себе самом. Непобеда разрушила бы в жизни Ивана очень важную установку на победу, к которой он неизменно подводит своих учеников. Тут впору задать еще несколько вопросов: каких учеников, на какую победу? Дело в том, что челябинский физик регулярно готовит членов национальной олимпиадной сборной, четыре раза его питомцы привозили на Родину золотые медали международных олимпиад из Турции, Канады, Италии и Англии. Правда, в последний раз это было в 2001 году, Иван Александрович объясняет, что не такое уж простое дело подготовить такого медалиста, для этого нужно найти человека, который будет иметь способности, необходимые для такого ответственного дела. Не каждый отличник сможет победить на олимпиаде, как не каждый спортсмен, даже очень хороший, станет олимпийским чемпионом. Сегодня у тренера (как называет себя Иоголевич) есть только один такой парень, но из чистого суеверия он не называет фамилии, чтобы не давать тому излишних надежд, ведь еще неизвестно, как дела сложатся, чем тренировки закончатся.

В этот момент хорошо бы прояснить, откуда у Ивана 20 тысяч рублей в месяц. Дело в том, что не зарплата это вовсе, а совокупный доход, но не от репетиторства, как можно было бы себе это представить, а от индивидуальных занятий с талантливыми детьми, факультативов, курсов по подготовке к ЕГЭ и так далее. Поэтому и держится Иван так уверенно, что его доход – это не пожалованные кем-то на бедность, а заработанные деньги за реальные две ставки, за работу заместителем директора, за оказание лицеем образовательных услуг. Его родителям-учителям, к сожалению, уже ушедшим из жизни, такие доходы в семье не снились. Родители, никогда не делавшие культа из материального благополучия (отец, например, всегда стремился прежде всего реализовать какие-то идеи, например, создать педагогические отряды, и был примером для детей), хотели, чтобы сыновья стали такими специалистами, каких в семье еще не было. Старший стал инженером, работает в Юридическом институте МВД, занимаясь проблемами компьютерной безопасности. Младшему Ивану отец и мать уготовили стезю медика, и он, может быть, хоть и не привлекала его эта профессия (нравились компьютеры, экономика), пошел бы в медицинский, но тут вмешались учителя той самой физико-математической школы, которую он заканчивал и в которой, ставшей лицеем, теперь работает. Однажды учитель литературы и учитель физики оставили Ивана в классе и совершенно серьезно сообщили: у него недюжинные педагогические способности, хорошая речь, умение объяснять трудные вещи, а потому он должен стать не просто учителем, а учителем физики. Авторитет учителей был высоким, и выпускник школы пошел по предначертанному пути, не спрашивая, зачем, поскольку просто поверил своим наставникам. А те понимали, что сильные выпускники педвуза никогда не идут на работу в школу, и в какой-то мере пытались решить кадровую проблему. Что выбор был правильным, как признается Иван, он осознал позже, когда проработал в школе некоторое время. Кстати, он пришел в свою школу на третьем курсе физфака, поскольку как-то поймал себя на мысли – учится в педуниверситете, прошел 40 процентов пути к диплому, а о школе не знает ничего.

Почему Иван Иоголевич стал учителем физики, а скажем, не математики? Он считает, что математикой трудолюбивый ребенок может заниматься сам и, если есть хорошие книжки, прийти к хорошему уровню. В физике так не получается, физика обращена к явлениям природы. Поэтому ребенку очень трудно, а может быть, и невозможно без учителя прийти к их пониманию. Учитель физики все пропускает через себя, показывая ребенку, что это за предмет, что это за наука. По мнению Ивана Александровича, с физикой нынче положение тяжелое, потому что тут нельзя отделить содержание, представленное в виде каких-то определений и формул, от того, что, как в любой точной науке, оно возникает в процессе размышления, в процессе оперирования. Это-то и упускается в программах, в учебниках, в подходах к преподаванию, и физика превращается в эклектичный курс.

Виктор Садовничий, ректор МГУ и председатель Большого жюри на «Учителе года», каждый год предлагает победителям профессорские должности у себя в вузе. Этот год не был исключением, но Иоголевич к возможности сделать блестящую карьеру вузовского преподавателя относится спокойно. В лицее он – король, в МГУ будет заурядным профессором без степени, у которого для занятий физикой как наукой не хватает знаний, а в лицее имеет возможность постоянно совершенствовать свои знания, хотя бы потому, что этого требуют ученики. Тут возможны два пути: или систематически изучать общие тематические курсы и ту литературу, которая оказывается доступной, или использовать другой источник – тех студентов, которые, окончив лицей, учатся в вузах: когда они приезжают домой, учитель всегда старается их расспросить, что делают, что изучают. Ощущения ущербности от встречи с успешными учениками у учителя нет.

Но дело не только в собственной карьере, выбор у Иоголевича есть всегда, потому что постоянно его приглашают переехать в более престижные столичные города. А он говорит так: я еще не все сделал для своего региона, как я, например, брошу специальные программы – и летние предметные лагеря, и олимпиадные мероприятия в области, и разворачивающуюся программу работы с одаренными детьми, которых еще разыскать надо в малых городах и поселках. Как признается Иоголевич, бросить все это и откликнуться на предложения приглашающих ему трудно морально, хотя и заманчиво. Но деловые контакты у него есть и с Московским физтехом, и с МГУ, и с другими ведущими вузами страны.

Постоянный вопрос: нужно ли учителю учиться, получать второе образование? Иван Александрович учиться хочет, но всегда – под какие-то конкретные задачи, он не может себе позволить учиться вообще, потому что знание всегда конкретно. Чего ему не хватает, каких знаний? Психологических, но для этого хватило бы курсов. Как заместителю директора (стал им не из карьерных соображений, а из уважения к директору лицея, который попросил о помощи) – менеджерских знаний, но размениваться на это, если честно, Иван Иоголевич не стремится, поскольку это отвлекало бы его от чисто педагогической работы. Диссертацию писать, как говорит Иоголевич, видимо, придется, поскольку теперь ему это нужно с точки зрения статуса. Но основная проблема – необходимость защиты диссертации – все же никак не согласуется с теми конкретными задачами, которые он решает, может быть, говорит Иван Александрович, это имело смысл в виде распространения опыта, ибо пока что никак не получается остановиться и посмотреть со стороны на то, что удалось сделать на практике; работа над диссертацией помогла бы оценить и описать опыт. Но вопрос в том, на какую тему писать научную работу. В физике поздновато, к педагогике Иван Иоголевич относится с большой долей осторожности, критичности, не понимая, что это тоже наука, хотя по большому счету он занимается не чем иным, как педагогикой. В свое время Иоголевич прошел через оргдеятельностные игры, был знаком с методологами, в том числе с Георгием Петровичем Щедровицким, это наложило определенный отпечаток, и теперь, когда всякий раз речь заходит о педагогической науке, возникает некая оскомина.

Чего же не хватает в жизни успешному Иоголевичу? Сверхзадач, которые бы ему предложили решить. Правда, теперь, после победы во Всероссийском конкурсе, он понимает: начнется другая жизнь. Сегодня Иоголевич стал задумываться над тем, каким должен быть учитель сегодня. По идее, раз он победил, то, наверное, модель учителя должна быть такой же, и кто-то будет копировать его, учителя года, стараться работать, как он. Но Иван Александрович не думает, что все учителя должны быть одинаковыми, он и сам не стремится быть похожим на кого-то, он старается соответствовать своему представлению о том, каким должен быть сегодняшний педагог. На конкурсе Иоголевич нашел для себя тех, кто соответствует этим представлениям: учителя литературы, английского языка, технологии, физики; они привлекли его своей индивидуальностью, непохожестью, тем, что работают в сельских школах и с огромным энтузиазмом ищут новые формы. При этом одна сверхзадача сегодня у него возникла уж точно: добиваться того, чтобы не потерялись, не опустили руки такие педагоги, чтобы государство поддерживало их материально. Государство, считает учитель физики, должно понять, что в системе образования трудятся его граждане, и нести за них ответственность.

Думаю, а получится ли это у него, не забудет ли он то, о чем думал сразу после победы, не закружится ли голова, ведь теперь его везде и всюду будут замечать, иначе, как лучшим, не именовать? Не отодвинутся ли проблемы других от него, вполне благополучного и успешного? Сложное у него теперь положение, казалось бы, была одна цель – победа, цель достигнута, победа получена, и снова возникают цели, но идти по этой дороге сложней, слава – такой груз, давление которого осилит не каждый. Хочу думать, что со всем справится, ведь он сильный. А силу ему, как поняла я вдруг, дает осознание того, что занимается он очень важным делом. Как считаете, что он имеет в виду: обучение, подготовку к олимпиадам? Нет, Иван Иоголевич считает, что занимается он прежде всего патриотическим воспитанием, понимая его не дословно, в привычных рамках, а как подготовку образованных людей, которые бы оставались в России. Вот это-то и делает для него работу в лицее тем делом, важней которого нынче нет. А его самого – сильным и самодостаточным, выпадающим из образа слабого и несчастного бюджетника. Иоголевич являет собой сильного и преуспевающего бюджетника, словно еще раз подтверждая тезис: «Умный человек может быть богатым». А уж то, что богатство это бывает разным, само собой разумеется.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте