На Малой сцене Московского театра “Сатирикон” состоялась премьера музыкально-драматического спектакля “Мадам, еще”. Его метафористичность продиктована замыслом авторов – воссоздать атмосферу нашего века в мелодиях Вертинского. Задуманное действо, как и само искусство известного певца, актера, композитора, вбирает в себя элементы всех театральных жанров.
Как же рождался его замысел? Актриса Елена Бутенко вскоре после окончания школы-студии МХАТ сыграла главную роль в российско-датском фильме “Русская певица”. Его отметили на Берлинском кинофестивале. По возвращении из-за рубежа Елена серьезно задумалась о профессиональном пении.
Создавая песенный репертуар, актриса перелистала сотни страниц самых разных поэтов. Искала глубокие чувства, яркие образы, певучесть. Стремилась угадать именно свое. И вдруг вспомнились ей строки Вертинского:
Мадам, уже падают листья,
И осень в смертельном бреду!..
“Песенки настроения” – меланхолические и томные – принесли Вертинскому большую известность. Как-то после очередного концерта в фойе Дома актеров Качалов громко и возбужденно восхищался: “Какой мастер!.. И как красив!.. А руки… Вы обратили внимание?”
Елена загорелась мыслью не просто познать искусство Вертинского, но и приблизить его мотивы к сегодняшнему слушателю, зрителю. Она пыталась постичь истоки настроения автора песен… Прологом к спектаклю стал музыкальный альбом “Мадам, уже…” На обратной стороне диска – крупным росчерком, словно авторский автограф, – “Песни А.Вертинского”. В пении Елены Бутенко, в аранжировках слушатель улавливает тонкие оттенки чувств самого автора. Вслушиваясь в интонации Вертинского, Елена как бы воплощалась в образы, уже “прозвеневшие” в его душе. Но ее личное осознание и “чувствование” поэтических и психологических нюансов новеллы двигало к построению иной формы, иной конструкции, иных линий, иной концепции их передачи зрителю. Но камертоном, по которому настраивалось “звучание” спектакля в целом, служил прежде всего изысканный поэтический стиль Вертинского. Ему подчинялись вся творческая направленность спектакля, его настроение, пластически выверенное, почти скульптурное построение мизансцен.
В спектакле только два героя – Он (Вертинского играет актер Театра “Сатирикон” Денис СУХАНОВ, удивительно похожий на певца) и Она. Действие увлекает таинственностью, интимностью, страстью. Экспрессия чувств захлестывает исполнителей. Одна мелодия сменяется другой. И удивительные новеллы Вертинского сплетаются в единый романтический сюжет. Спектакль идет на одном дыхании, в вихре пластического диалога. Актриса поет и танцует. Любит, горит, страдает… Эмоциональная энергия исполнителей и напряженный ритм создают единую художественную атмосферу, которая позволяет зрителям ощутить себя в далеких 1920-х годах.
А для Елены Бутенко самым важным в день премьеры было услышать оценку своего мужа – Константина Райкина, художественного руководителя и режиссера Театра “Сатирикон”. Ведь он не помогал ей в постановке спектакля. Константину Аркадьевичу досталась роль зрителя на первом прогоне. “Это очень лихо! Очень обаятельно и смело! И очень хорошие актерские работы”, – так отозвался он и предложил взять спектакль в репертуар Театра “Сатирикон”.
Альбина ТУРБАСОВА
Комментарии