Гонки на традиционных и современных лодках – одно из самых красивых соревнований, проходящих в Кижах летом. Истинным украшением регаты являются традиционные лодки-кижанки. Нынешняя регата стала двадцать второй по счету начиная с 1999 года.
Большая гонка
Учитывая, что в прошлом году мероприятие не состоялось из-за пандемии, нынешний фестиваль народного судостроения и судоходства стал особенно долгожданным. В первый день провели кульминационную гонку, которая в судейских протоколах значится как Большая гонка вокруг острова. Протяженность ее почти 15 километров. В номинации «Традиционные народные лодки» победила сойма, на которой шла команда МЧС музея-заповедника «Кижи», возглавляемая Игорем Кирилловым. Капитану и его помощникам понадобилось меньше 1 часа 45 минут, чтобы обогнуть остров. Вторыми пришли к финишу гости из небольшого городка Луга, что на берегу одноименной реки в Ленинградской области. Их килевая лодка-вревка, изготовленная мастером Николаем Яковлевым, в первый день праздника также участвовала в конкурсе судостроителей и была признана лучшей среди традиционных народных лодок.
Третьим стал экипаж команды Олега Конжезерова из заонежского поселка Повенец. Само же судно – поморский карбас, изготовленное руками капитана, – заняло второе место в конкурсе судостроителей.
«Всю жизнь живем для праздника»
Так говорили в старину заонежане. На дворе ХХI век, современные технологии, но сказанное три века назад актуально и сегодня. Как бы мы ни суетились, душа требует праздника. И когда он наступает, мы радуемся как дети. С утра я поспешил в кижскую гавань – знаковое место острова, связанное с судостроением.
Туристы любят там прогуливаться, осматривать выставленные для обозрения лодки разных типов, начиная от древней долбленки ушкуйников, охотников-саамов, которые первыми после Великого оледенения пришли в наши северные края, и заканчивая традиционными кижанками. В доме зажиточного крестьянина Сергеева устроена выставка «Мастерская кижского лодочника», из которой можно многое узнать об истории традиционного судостроения и судоходства в Кижских шхерах Онежского озера. Есть там и мастерская, где вам расскажут и покажут, как шьют лодку-кижанку.
Из кижской гавани стартуют и туда же финишируют суда во время регаты. Несмотря на раннее время, там уже суетились организаторы, постепенно подходили к берегу суда. Еще накануне у одного из судей я выведал вчерашние результаты, официально они еще не были объявлены, организаторы хотели интриги. Вот она, удача! Первая же моя встреча с одним из членов победного экипажа в Большой гонке в номинации «Современные лодки». Ростислав Мелентьев и Илья Зайцев на двухместном каяке накануне быстрее всех прошли 15-километровую гонку вокруг острова Кижи.
– Каяк – небольшая узкая гребная лодка, приводимая в движение двухлопастным веслом, – поясняет Ростислав. – Спутать современные каноэ, байдарки и каяки легко, потому что изготавливаются они из схожих материалов. Если бы, как раньше, каноэ выдалбливали из ствола дерева, а каяк делали из костей и моржовой шкуры, определить их различия было бы проще. Но сейчас эти лодки могут быть пластиковыми, алюминиевыми, фанерными.
Со своим напарником по экипажу петербуржец Ростислав познакомился еще в начале двухтысячных здесь, на острове, куда приехал работать. С тех пор они поддерживают отношения. А в позапрошлом году договорились вместе посоревноваться на Кижской регате. В своем классе судов стали чемпионами на короткой воде на тысячу метров. Большая гонка в тот год не проводилась.
Интересуюсь, как сложилась гонка накануне. По словам Ростислава, повезло с погодой, не было ветра. Для каяка ветер не нужен, главное – правильно на такой длинной дистанции распределить силы. А они у экипажа еще остались и после финиша.
– Как распределены обязанности в экипаже? – спрашиваю у победителя.
– Капитан сидит сзади и управляет лодкой, а я спереди гребу. Он тоже периодически гребет, но при этом еще и рулит.
– Как настроены на сегодняшнюю гонку?
– Будем придерживаться той же тактики: со старта мощный рывок, сделать отрыв и финишировать первыми.
Уже с утра чувствуется атмосфера праздника. На всю округу звучат карельские песни и танцевальные мелодии, местные торговцы разложили сувенирную продукцию, повара разворачивают полевую кухню, чтобы накормить участников и гостей праздника свежей ушицей и напоить иван-чаем. Народ, соскучившийся за время пандемии по зрелищам, постепенно стягивается в гавань.
Чтобы не слыть Иванами, не помнящими родства
Захожу в павильон, где сотрудники филиала Музея Мирового океана в Санкт-Петербурге «Ледокол «Красин» проводят мастер-классы с детворой по изготовлению бумажных корабликов. Мальчишки и девчонки увлеченно мастерят свои кижанки. Самые любознательные то и дело обращаются к специалистам музея за советом или с вопросом.
– Мы приехали по приглашению музея-заповедника «Кижи», – говорит ведущий специалист филиала музея Мария Мельникова. – Проводим мастер-классы, презентацию музея.
Легендарный ледокол «Красин» четыре года назад уже перешагнул свой вековой рубеж. Ныне пришвартованный на набережной Лейтенанта Шмидта в Петербурге, в 1928 году он совершил подвиг – судно вызволило из ледяного плена участников арктической экспедиции дирижабля «Италия».
Ранним утром 25 мая 1928 года радисты, волею судеб оказавшиеся в западне в Северном Ледовитом океане, передали в эфир сигнал SOS. Интернациональный экипаж дирижабля «Италия», возглавляемый исследователем Арктики Умберто Нобиле, на тот момент уже вписал свое имя в трагическую историю покорителей Севера. По сей день эта экспедиция вызывает неподдельный интерес, а в свое время о ней говорил весь мир.
Подумалось, хорошо бы почаще проводились такие презентации, ведь это полезно и нашим детям, и взрослым. Пользуясь случаем, девушки приглашают в Северную столицу. Ледокол «Красин» – это единственный ледокол в России с рабочим машинным отделением, единственный участник – ветеран полярных конвоев. Сотрудники музея проводят обзорные экскурсии, детские интерактивные программы, экскурсии в машинное отделение на корабле.
На регату всей семьей!
Гостей на праздник приехало много не только из деревень, расположенных на ближайших островах, но и из Петрозаводска и районов Карелии. Безусловно, были и туристы, которые после обзорной экскурсии по музею «Кижи» посетили местную гавань.
– Приехал с семьей из Петрозаводска, – рассказывает Николай Костюков. – Мы с женой Аленой сами родом из Заонежья. Я из Сенной Губы, она из Посада на Волкоострове (деревни вблизи острова Кижи. – Прим. авт.). На регате не первый раз, но сегодня здесь настоящий праздник с самоваром, конкурсами, поделками. Погода солнечная, настроение у всех праздничное.
Костюковы приехали на праздник с маленькими дочерями Соней и Алиной и племянником Кириллом. Сообщили, что есть участник, за которого они будут болеть, – Андрей Степанов из плотницкого центра музея.
Пока мы беседовали с папой, пятилетняя Соня ярким фломастером вывела на бумажной лодке-кижанке название – «Радужный». Ей очень нравится появление на небе радуги. Таким же радужным было настроение всех участников и гостей фестиваля.
Шторм не помеха!
Быстро пролетели утренние часы. Ближе к полудню началась официальная часть фестиваля, а потом и главное событие дня – старты на короткие дистанции в различных номинациях.
В своем выступлении вдохновитель и основатель Кижской регаты, ведущий научный сотрудник Всероссийского центра сохранения деревянного зодчества Юрий Наумов вспомнил, как все начиналось в 1999 году:
– Мы тогда не ожидали, что на регату прибудет 13 традиционных лодок, причем 11 из них – старые кижанки.
Постепенно работа по возрождению и сохранению традиционного заонежского ремесла по шитью лодок стала приносить свои плоды. География фестиваля расширялась, в кижскую гавань стали прибывать и зарубежные участники из Финляндии, Германии, Норвегии. В 2019 году в регате уже участвовало 40 лодок.
– В этом году мы специально никого не приглашали, прибыли те, кто хотел, – отметил маэстро. – При этом сохранилась хорошая география фестиваля.
На регату, поистине народный праздник, собираются люди по зову сердца и велению души. Здесь царит особая атмосфера, благодаря которой Кижская регата живет, и никакие шторма этому не помеха!
На празднике я познакомился с замечательными морскими путешественниками – семьей Логиновых из Североморска. А как по-другому назвать людей, которые пересекли на пути к фестивалю Баренцево и Белое моря, заходили в Архангельск, на Соловки, а уже оттуда двинулись на остров Кижи?
– Прибыли на регату со своей новой лодочкой «Тендер конек», – рассказывает хозяин судна Игорь Логинов. – Она сделана для открытого моря. Такое мероприятие нельзя пропустить ни в коем случае. Я уже участвовал в регате четыре года назад.
Тогда Игорь участвовал в конкурсе судостроителей со шверботиком. В 2017 году в номинации «Судостроение. Современные лодки» шверботик занял второе место.
На этот раз Игорь Логинов стал победителем в этой же номинации. И ему, накануне отличившемуся в конкурсе, предоставили право поднимать на следующий день флаг соревнований.
Кульминация фестиваля
Конечно же, все ждали старта гонок, на этот раз уже на коротких дистанциях. Благо погода благоприятствовала, дождь пошел уже на следующий день, да еще какой – временами просто ливень.
В номинации «Командные лодки» победили реставраторы из плотницкого центра острова Кижи во главе со своим капитаном Михаилом Теребовым. Среди современных малых лодок снова отличились победители Большой гонки Илья Зайцев и Ростислав Мелентьев. Только теперь они выиграли соревнования на короткой дистанции. Среди участников на современных лодках с одной парой весел быстрее всех гонку прошел сотрудник музея «Кижи» Борис Москин.
Особое внимание болельщиков было приковано к гонкам на традиционных деревянных лодках. В группе участников с двумя парами весел отличилась команда Николая Яковлева из Луги. Среди традиционных деревянных лодок с одной парой весел не было равных опытнейшему мастеру по шитью кижанок Сергею Давыдову из деревни Боярщина, что неподалеку от острова Кижи.
В группе участников лодок-кижанок с тремя парами весел отличилась команда девушек во главе с Илоной Сюгияйнен из деревни Воробьи, также расположенной на территории Кижского ожерелья. В той же группе, только с двумя парами весел, победила команда Филиппа Олещука из Сенной Губы, с одной парой весел – Марина Ноженко из деревни Кукуево.
…Поздно вечером, возвращаясь из опустевшей гавани, глядя на зеркальную гладь, я вдруг вспомнил слова известного путешественника и исследователя XIX века А.Ф.Бордзынского: «Живописнее, веселее и населеннее кижской местности я ничего не видел в Олонецкой губернии. Это своего рода Заонежская Эллада». Кижанки, плывущие вдоль острова, подчеркивают ее уникальность. Эллада, да и только!
Наиль ШАБИЕВ, о. Кижи, Республика Карелия, фото автора
Комментарии