Мало кто осознает, что первый стресс человек испытывает при своем рождении от крика собственной матери. Как сделать так, чтобы мать и ребенок были готовы к вступлению во внешний мир? В Ярославском детском саду N 187 решили, что воспитывать ребенка необходимо тогда, когда он еще находится в материнской утробе, подготавливая также и родителей к нелегким испытаниям. Будущие папы и мамы приходят в уютную комнату детского сада, которую сами педагоги называют “семейной”, и опытные психологи проводят с ними занятия. Время показало, что родители, прошедшие такую школу, совсем по-другому относятся к своим детям, а ребенок, с которым разговаривали до рождения, слушали с ним музыку, не только узнает голоса близких людей, но и познает окружающее пространство гораздо эффективнее сверстников. После рождения воспитание ребенка, как правило, продолжается в этом же детском саду.
Заведующая, организатор, разум и душа этого детсада – Людмила Анатольевна Соколова. Двадцать лет она проработала воспитателем перед тем, как стать руководителем коллектива почти в 50 человек.
Но когда-то четверть века назад все было по-другому. Людмила Соколова окончила школу и решила поступать в педагогический институт, потому что всегда мечтала быть учительницей. Ни о каком дошкольном учреждении она тогда не думала. Сразу поступить в вуз не удалось. И Людмила Соколова пошла работать не куда-нибудь, а в государственный банк. В то время это было возможно, наверное, потому, что зарплата у бухгалтеров была не выше 90 рублей, а слово “джип” у большинства населения рождало только мутные образы из восточных сказок. Первое образование будущая заведующая получила соответствующее – окончила техникум по специальности “Банковское дело”. Вполне возможно, что судьба Людмилы Соколовой сложилась бы иначе, но реалии социалистической жизни оказались таковы, что, выйдя замуж и родив сына, она не смогла отдать полуторагодовалого ребенка в детсад. Дать дошкольное образование было возможно, только устроившись воспитателем в этот же садик. Так дефицит мест в дошкольных учреждениях и нехватка в них педагогов определили судьбу Людмилы Соколовой.
Сегодня многие ее знакомые шутят: “Променяла банк на детсад”. Только она нисколько не жалеет о своем выборе. И, несмотря на то, что работать воспитателем ее заставили жизненные обстоятельства, без этой работы она себя не представляет.
А тогда совсем молоденькую и совершенно неопытную девушку, как часто у нас водится, поставили на самый сложный участок – группу круглосуточников. Этих детей забирали только на выходные, были они недоласканные и недолюбленные – фактически интернатские. Людмила Соколова вспоминает: “Насмотрелась я на этих полуброшенных детей, и столько во мне родилось нежности и любви, что уже просто не могла уйти. Хотя группа была самая сложная – ее посещали и 3-летние, и 7-летние. Мне удалось создать такую атмосферу, когда старшие стали заботиться о младших, а младшие – слушаться старших. У детей появились чуткость и внимание друг к другу, которых так не хватало их родителям”.
Но не только любимой работой жила Людмила Соколова. Человек активный и целеустремленный, она окончила пединститут по специальности “Дошкольная психология и педагогика”, родила дочку и опять поступила в вуз – на этот раз в Московский педагогический государственный университет на специальность “Логопедия”. Учиться с двумя детьми, отбирающей все силы работой было тяжело. Занималась ночами, старшему сыну приходилось воспитывать свою трехлетнюю сестренку, когда мама была занята. Но по-другому быть не могло, ведь Людмила Соколова считает: заведующая должна знать все, что знают работающие под ее началом специалисты. Она улыбается и тихо говорит: “Мы люди ответственные, плохо делать не умеем, поэтому своих сил и времени тратим много”.
Людмила Анатольевна родилась в Ярославле. Коренной его житель. Преданно любит свой город, никогда не допускала и мысли, чтобы уехать из него. А ведь сравнивать ей есть с чем! В свое время она объездила всю страну, побывала в Сибири, на Кавказе, Байкале, в Закарпатье. Но куда бы ни заносили ее туристские маршруты, всегда думала о родном городе. Особенно любит его старинную часть. Там она чувствует умиротворение, а когда заходит в церковь и ставит свечку, то все суетное исчезает, остается только вечное.
Помимо туризма, Людмила Соколова занималась спортивной гимнастикой. Трудно поверить, что эта хрупкая женщина – мастер спорта в таком серьезном виде. Любовь к спорту осталась у нее и по сей день. Бывшая гимнастка очень переживала проигрыш наших хоккеистов на Олимпиаде.
В чем же особенность детского сада N 187? Вот как рассказывает его заведующая: “Детский сад необычный – он напрямую подчинен Управлению образования мэрии Ярославля и является экспериментальной площадкой. В нем отрабатывается новая модель дошкольного воспитания. Наша задача – адаптировать ребенка к условиям детского сада. Дело в том, что сейчас много молодых семей, которых не устраивает массовое дошкольное воспитание. Им не хочется, чтобы ребенок с утра до вечера был в детском саду. Например, папа хорошо зарабатывает, и мама имеет возможность постоянно находиться с ребенком. Она прекрасно за ним ухаживает, но чтобы дать ребенку образование, все же нужен педагог. Мама приводит к нам ребенка на какое-то время и остается с ним. Если ребенок не капризничает без нее, мама может уйти на час или на два. Но, как правило, родители редко уходят. Мы работаем не только с ребенком, но и со всей семьей. Мама видит, как занимается педагог, и модель этого поведения переносится в домашние отношения”.
Этот эксперимент придумала жизнь. Ведь больше 50% детей вообще не посещают детсад. Выяснилось, что людей не устраивает массовое воспитание, все хотят, чтобы с их детьми работали индивидуально. И это желание обоснованное. Общество очень изменилось, изменились и родительские запросы. Раньше было как: ребенок сыт, чист, накормлен, после прогулки белье высушено. Сейчас задают вопрос не как их ребенок ел, а как занимался.
Люди, знающие Людмилу Соколову, говорили о ее удивительной тактичности, умении решать проблемы без конфликта. “Мы стараемся все делать тихо, деликатно, без всякого надрыва, без обиды, – делится заведующая. – Мне нравится современная молодежь, такая целеустремленная, грамотная. У меня сейчас сын такого возраста. Они настолько стремительны, им все время что-то надо, они постоянно чем-то интересуются. Я стараюсь видеть в людях только хорошее – это мой жизненный принцип”.
Людмила Анатольевна начинает светиться, когда говорит о детях, – для нее нет плохих детей. Ребенок никогда не виноват – виноваты взрослые. “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому, – рифмует она житейскую мудрость, – если мы видим проблемы у ребенка, то очень деликатно выясняем, какая атмосфера в семье, и, как правило, находим причины детских стрессов. Начинаем работать с мамой, с папой. Часто высокопоставленные и обеспеченные родители не любят говорить с психологом, но после нескольких бесед совершенно меняются, с удивлением обнаруживая, что все конфликты рождаются из их повседневного поведения”.
Работать в 187-м детсаду сложно: постоянно в течение дня меняется количество детей и родителей. Работа полностью подчинена запросам мам и пап. Двери не закрываются с 7 утра до 7 вечера, и все это время Людмила обычно на своем рабочем месте: “У меня 8-часовой рабочий день, но я никогда не ухожу рано. Все время бываю в саду допоздна. Очень люблю своих сотрудников. Я богата людьми”.
Любовь к педагогике Людмила Анатольевна передала и своим собственным детям. Сын Алексей окончил факультет географии и биологии в местном пединституте. Дочка Наталья в этом году заканчивает школу. Будет поступать в пединститут на факультет психологии. По всему, у нее есть данные к этому – она очень прозорливый человек, с ней уже сейчас постоянно советуются сверстники.
Пытаюсь задать традиционный вопрос о материальном положении.
“Не все можно измерить деньгами, главное – выполнять любимое дело, – Людмила Анатольевна грустно улыбается и добавляет. – Но хочется, чтобы зарплата была повыше”.
Первые выпускники Людмилы Соколовой уже имеют свои семьи, но до сих пор помнят первую воспитательницу, узнают на улице, останавливают и рассказывают свою жизнь. А если встретятся первоклашки – недавние дошколята, то покажут все дневники и тетрадки. Могут и пожаловаться на не таких добрых и любвеобильных, как Людмила Соколова, педагогов. Детей, как известно, никогда не обманешь.
На прощание заведующая детсадом N 187 говорит:
– Я патриот нашего дошкольного образования и своего детсада в частности. Например, вчера вечером выхожу из детского сада, все уже ушли, и я сама себе говорю: “Как мне не хочется уходить! Ну зачем идти домой, когда утром я снова буду спешить на любимую работу?..”
Юрий ГОРЮХИН
Ярославль
Комментарии