Бывает, слушаешь новый альбом дорогой сердцу группы и задаешься вопросом: каково же быть известным, вдохновлять? Что нужно сделать для этого, какими принципами руководствоваться? Как спеть строчки вроде «Ты сидишь на кровати моей, // прижимая меня к груди, // и похожа на грустную тень, // словно жизнь уже позади, // ты любила меня как могла, // не бывает плохих детей, // и была, как и я, молода. // Что же, что же с тобой теперь?» (цитата из песни Людмилы Соколовой «Мама». – Прим. ред.) так, чтобы твой голос проник в сердце? Мы решили об этом поговорить с Людмилой Соколовой, замечательной певицей, известной благодаря передаче «Голос» и эмоциональным песням, исполненным в различных жанрах: «Сердце как стекло», «Люда хочет войти», «Еще один мартини», «Долго» (совместно с группой «Любэ»), «Девочка в белом», «Я стала другой» и др. Волшебное тепло голоса Уитни Хьюстон и мир сильных женщин, мудрость романов Пауло Коэльо и судьбоносный переезд в Москву, воспитание детей и учеба под музыку, тяжесть таланта и вечное желание учиться – в эксклюзивном интервью артистки «Учительской газете».
– Людмила, не так давно вы с Александром Панайотовым исполнили песни Уитни Хьюстон в Московском театре мюзикла. Как появилась идея столь интересной программы? Чем близок вам мир Уитни Хьюстон, человеческий и музыкальный, почему решили в него погрузиться?
– С творчеством Уитни Хьюстон я ознакомилась 30 лет назад, когда вышел знаменитый боевик «Телохранитель», заглавной песней которого был хит I Will Always Love You. В этом фильме использовано много других потрясающих песен, таких же незабываемых, как и сама Уитни, но в историю вошла именно I Will Always Love You. Я целенаправленно пыталась изучить манеру ее пения, и за долгие годы мне не удалось услышать никого, способного петь так же, как это делала Уитни Хьюстон, скопировать ее не получилось никому. Знаю, что есть ее двойник в Америке, которая ездит по всему миру на гастроли, но она не похожа на Уитни, потому что не может повторить истинно хьюстоновский тембр, передать то волшебное тепло ее голоса… Я была счастлива, когда встретила несколько лет назад Павла Неона, человека, знающего об Уитни Хьюстон буквально все. Он был почти на всех ее концертах, выкупил ее платье с аукциона, смотрел все ее интервью и концерты, знает наизусть все ее песни, и при этом фанатом его не назовешь. Скорее человеком, который искренне любит хорошую музыку. И вот он предложил девочкам и мальчикам, участвовавшим в проекте «Голос», попробовать выступить на первом концерте, посвященном памяти Уитни Хьюстон. Это был потрясающий концерт, один из лучших в рамках проекта «Голос»! Было много талантливых кандидатов, ведь хороших голосов очень много, но Павел пригласил лишь нескольких, и отказаться от такого предложения было невозможно. Ведь это же Уитни Хьюстон! В тот раз я исполнила I Learned From The Best и Heartbreack Hotel совместно с Александрой Беляковой. Мне очень понравилось, что все мы болели музыкой, песнями Уитни Хьюстон, а не просто выступали в качестве исполнителей. Мы пели для того, чтобы посвятить каждого зрителя в мир искусства, в мир Уитни Хьюстон, в мир звука и образов, эмоций и слов. Этот мир вечен, несмотря на любые потрясения и неопределенность. Музыка – это то, что спасает всех нас.
– Ваши героини – сильные женщины. Например, в юмористическом клипе «Люда хочет войти» женщина с трудом завоевывает себе право на счастье. То же делает героиня песни «Еще один мартини». Вам самой часто приходилось добиваться счастья вопреки обстоятельствам?
– Со стороны, возможно, так оно и есть, что героини моих песен – сильные женщины. Я тоже не считаю себя слабой, хотя песню Аллы Пугачевой «Сильная женщина» знаю наизусть. Конечно, так и бывает, что мы должны становиться примером для других, ведь, как пел Высоцкий, «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков». Мне бы хотелось в песнях показать не столько личность, сколько мощь и энергию человека. Не только женщины, мужчины тоже умеют быть сильными, а еще умеют любить. Важно быть сильным, и даже не физически, а духом. А это невозможно без трудностей, без преодоления препятствий. Я не знаю ни одного человека, который обрел личное счастье и при этом уверенно не сказал бы, что да, я прошел через огонь, воду и медные трубы, но оно того стоило! Трудности закаляют и учат смотреть правде в глаза, быть сильной, говорить то, что думаешь. Я вообще правдоруб, меня многие за это не любят, но я считаю, что лучше сказать правду, чем помочь человеку развратиться на лжи. Правда всегда лечит. Остается рассказывать об этом, вселять надежду через песни, музыку, голос. Это и есть счастье, которого я добиваюсь благодаря жизни, творчеству, музыке.
– В одном интервью вы так выразились о воспитании детей: «Я сказала себе, что помогу им только в том случае, когда они покажут свой уровень. Не хочу, чтобы потом про меня говорили, что я протолкнула детей в шоу-бизнес». Чем вы руководствовались, когда принимали такое решение?
– Действительно, я никогда не хотела показывать своих детей на сцене просто потому, что они мои дети. В свое время я даже занималась с одной очень талантливой девочкой, Рагдой Ханиевой. Впоследствии она заняла второе место в проекте «Голос.Дети», потом она одержала верх в шоу «Победитель» на Первом канале. Я горжусь Рагдой и рада, что сумела помочь ей и дала возможность миллионам людей услышать ее потрясающий голос. Так вот, мои дети очень ревностно относились к тому, что я уделяю столько внимания Рагде. Но впоследствии они с ней подружились и поняли, что для того, чтобы что-то получилось, надо усердно работать над голосом, над дыханием, над образом. Потому я всегда говорила и говорю в интервью, что мои дети пойдут на сцену только тогда, когда я услышу, что их пение очень талантливо. И сейчас, наблюдая за их развитием, увлечениями, достижениями, опытом работы, я могу смело сказать, что мои дети готовы к участию в музыкальных конкурсах.
– А нравится ли вам что-то из современной музыки?
– Да, современная музыка очень интересная, в ней есть как много плюсов, так и определенные минусы, например достаточно однообразный стиль, который захватил наш мир буквально несколько лет назад. Такой стиль прослеживается как в текстах песен, так и в аранжировках. Получается в основном нудно, я нисколько не критикую, просто не особо сочетается с моим восприятием музыки. На мой взгляд, песня должна быть сложной, красивой, запоминающейся, у певца обязательно должны быть четкое произношение, красивый тембр и голос. Она должна хранить в себе удивительную историю, способную чему-то научить, вдохновить на что-то. Например, песни группы A’Studio, которую я считаю очень современной. Я рада, что музыканты всегда придумывают что-то новенькое, но и верны своим хитам, было удивительно услышать знаменитую песню «Так же, как все», которую пела Пугачева, в исполнении Кети Топурия. Меня потрясали песни в исполнении Полины Гриффис и Батырхана Шукенова. Это несравненная группа.
– Говорят, что можно и даже нужно слушать музыку и параллельно что-то делать. Например, читать. Делаете ли вы так? Вдохновляют ли вас хорошие книги на творчество?
– Честно скажу, когда мои дети были маленькие, у нас была помощница Людмила Михайловна, царствие ей небесное, которая их обучала скорочтению. Я помню, как они решали примеры по математике, читали книжки под музыку, иными словами, делали несколько дел одновременно. Музыка была неотъемлемой частью процесса получения знаний. Вспомним, что раньше детей из благородных семей обучали помимо точных и гуманитарных наук музыке, ведь она помогает правильно усваивать материал. Я тоже не могла учить уроки без музыки, она обязательно должна была звучать фоном. Как без нее вообще можно жить, не представляю. Самые счастливые люди – те, кто умеет петь и играть на музыкальных инструментах.
Что касается книг, то расскажу вот что: прочитав лет двадцать назад роман Пауло Коэльо «Алхимик», я неожиданно сделала для себя нужные выводы, которые помогли изменить жизнь к лучшему. То же скажу про книгу «Две жизни» Конкордии Антаровой, которую перечитывала несколько раз. Благодаря этим книгам я однажды решилась, собрала своих детей и переехала с ними из Нижнего Новгорода в Москву. Почему? Потому что поняла, что должна выполнить свое предназначение, несмотря ни на что. Даже если есть теплое местечко, которое тебе не дает возможности исполнить свое предназначение, надо от него отказаться и двигаться дальше, делать то, ради чего ты и появился на свет. Я в Москве уже двадцать лет и от всей души благодарна авторам вовремя прочитанных мной книг, которые помогли решиться на, как раньше казалось, невозможное, но очень нужное дело.
– Как же можно понять, что момент настал?
– Надо научиться распознавать знаки, о чем много писал Коэльо в «Алхимике». Они тебя окружают повсюду – какие-то мелкие, невзрачные события, будь то плакат на улице или случайно упавшая книга с полки. Это, думаю, относится больше к эзотерике, а не к художественной прозе. У меня дома много эзотерических книг, я их изучала и рада, что сейчас наступают времена, когда люди вновь берут в руки книги и читают их.
– Есть ли у вас коронная песня?
– Честно скажу, у меня много красивых и интересных песен, но до сих пор нет такой, про которую будут говорить: «Во, это хит Соколовой!» У меня настолько все разнообразно, что люди меня иногда даже не узнают, когда слышат ту или иную песню, такие в них разные тексты, мелодии, жанры. Я всегда меняю жанры, тембр, манеру, мне это очень нравится. Когда у меня проходят концерты, то репертуар становится настолько разнообразным, что это поражает. Мне даже одна певица как-то сказала: «Знаешь, надо петь в одном стиле, чтобы ты стала узнаваемой». А я считаю, что если у тебя есть и драматические, и комедийные песни, то их и надо исполнять, а не ограничиваться каким-то одним стилем. Этим я, наверное, от многих и отличаюсь – тем, что люблю быть разной.
– Вы лауреат многочисленных музыкальных премий, в том числе «Бог Эфира» и «Золотой граммофон», любимы зрителями и слушателями, исполняете свои песни в дуэте со Стасом Михайловым и многими другими… Что побуждает не останавливаться на достигнутом?
– Никогда не стремилась к регалиям, для меня они не играют роли. Они важны для других людей, когда объявляют артиста и нужно сообщить зрителю, чего же тот сумел добиться. Можно сказать, что это некий значок, мол, меня приняли в пионеры или в комсомол. Это не повод для гордости, разве что для радости. Что касается планов, то скажу так же, как говорила всегда: я стремлюсь брать высокие планки и знаю, что мне предстоит учиться петь еще очень-очень долго. Важно не останавливаться на месте, изучать новые стили, наблюдать за тем, как в них работают другие певцы, как меняются тембр и техника… Я знаю, что буду учиться. Всегда.
Комментарии