Уютный Батайск – ближайший пригород Ростова-на-Дону, жить здесь намного комфортнее, чем в огромном шумном городе, а что касается качества образования, то уровень образовательных учреждений – школ и детских садов – здесь ничуть не хуже, чем в столице Южного округа. У батайчан есть все основания гордиться своими педагогами. О том, какие задачи стоят перед образованием города, о планах на будущее и острых проблемах, которые нужно решать, мы говорим с начальником Управления образования администрации города Батайска Людмилой Берлим.
– Людмила Ивановна, в рейтинге городских округов Ростовской области по развитию муниципального образовательного комплекса в 2018 году Управление образования города Батайска заняло первое место. Скажите, благодаря чему стал возможен этот успех?
– Я считаю, что такого большого успеха мы достигли благодаря системному взаимодействию руководителей и коллективов преподавателей образовательных организаций, и все это смотивированное сотрудничество находит свои новые управленческие модели. У нас очень ответственный и профессиональный корпус директоров и заведующих, все стремятся к поиску новых путей, новых управленческих моделей. История нынешнего успеха, конечно, складывается из целого ряда предысторий. Так, в течение последних десяти лет ниже 3‑го места мы не опускались, кстати, по итогам 2013 года Управление образования администрации города Батайска также заняло 1‑е место. Одна из серьезных задач для образовательного комплекса города – это обеспечение обучения учащихся в одну смену. Об этом достаточно подробно в своем интервью информировал глава администрации города Геннадий Павлятенко. Хочу добавить: чтобы полностью перевести образование города на односменный режим, нам необходимы как минимум 7 новых школ.
– Какие задачи помимо строительства школ вы считаете первоочередными для себя?
– Одна из основных – кадровая проблема, средний возраст учителей в Батайске – 53 года. Школы мы будем строить, соответственно нужны будут педагогические кадры. Мы много внимания уделяем переподготовке учителей, ставим на первый план профессиональный рост, используем все региональные и федеральные возможности для повышения квалификации. Материально-техническое обеспечение школ требует ежедневных и перспективных проектов.
– Учитель – ключевая фигура в образовании. Ни одну из реформ нельзя реализовать без готовности к ней учителя. Задача повышения профессиональной компетентности педагогов ставится и в нацпроекте «Образование». Как идет реализация этого направления в Батайске?
– Все наши педагоги проходят повышение квалификации в Ростовском институте повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров. В образовательных учреждениях Батайска развито наставничество, в городе работают Школа молодого учителя и Школа молодого воспитателя. У нас закреплены за каждым образовательным учреждением научные сотрудники университетов, они ведут большую работу. Мы стараемся посещать все выездные семинары, которые проводят региональные и федеральные специалисты. В городе несколько педагогических клубов, есть методические объединения, мы постоянно проводим семинары, мастер-классы, форумы молодых учителей. Мы заинтересованы, чтобы молодым учителям было интересно у нас работать. Молодые педагоги активно участвуют в профессиональных конкурсах «Учитель года», «Воспитатель года». Традиционная городская выставка «Образование. Карьера. Успех» – это мастер-классы, педагогические чтения, всевозможные круглые столы, все это работает на процесс становления педагогов города, в том числе и молодых коллег.
– Как реализуются задачи инклюзивного образования в городе?
– Сегодня мы уже не представляем, как бы работали по проблеме инклюзии без двух учреждений – Центра психолого-медико-социального сопровождения и Центра реабилитации и коррекции. Наши центры – это диагностика состояния развития детей, содержание их реабилитации, методология, построение инклюзии, формирование профессиональных компетенций служб практической психологии и многое другое. Открыта группа для слепых детей в дошкольном учреждении №3, пока единственная в Ростовской области. Она существует уже седьмой год. У нас есть класс для слепых детей в школе №2. В лицее №3 сегодня работают уже три инклюзивных класса. Ну и в каждой школе есть дети, которые обучаются по индивидуальной программе. На данный момент в детском саду «Мечта» пытаемся организовать группу для глухонемых детей. Как результат работы по введению инклюзии в каждую школу стало возможным проведение областного образовательного форума по инклюзии на основе практики общеобразовательных учреждений города. Это такой областной форум, на который собрались около 29 муниципалитетов Ростовской области, 9 городов, в нашем зале собрались более 400 участников форума. Считаю важным психологическое преодоление и определение платформы инклюзивной практики. Основное концептуальное убеждение учительского корпуса в том, что ценность ребенка не зависит от его способностей и каждый ребенок имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
– Людмила Ивановна, вы давно ведете активную работу с родителями. Что вас подтолкнуло к этому?
– Я с 19 лет живу в Батайске и тружусь здесь. Начинала учителем биологии в средней школе №5. Потом работала учителем в школе №21, заместителем директора по учебно-воспитательной работе, а затем и директором 21‑й гимназии. И вот 15‑й год я работаю начальником управления образования и хорошо знаю: у батайчан свой менталитет. Это город, где многие люди знают друг друга целые поколения. Лицо Батайска – это и новостройки, конечно, но это и зеленые ставни частных домиков. Каждый микрорайон чем-то ценен, и все это объединено, связано на протяжении десятилетий, даже столетий, потому что Батайск существует уже 250 лет. В своей работе я никогда не отступала от гражданственности и патриотизма, потому что люблю свой город. Я отношу себя к приверженцам сохранения классических традиций в воспитании: как были у нас Пост №1 у Вечного огня, патриотический клуб, так они и есть, также сохранены парады, конкурсы, соревнования, юнармейское движение.
– Как вам удалось добиться доверия родителей?
– Конечно, одного профессионального старания и усердия недостаточно. Мы стремимся подключать новые технологии, не быть зашоренными, искать темы и формы сотрудничества с семьей, предлагать новые взаимоинтересные контакты. Сейчас в соцсетях популярны видеоролики. Вот и мы проводили фестиваль короткометражек «Ах уж эта школа!». Каждая школа снимала фильм. Родители с детьми играли главные роли. Показывали потом их на форуме. В 2015 году мы открыли еще один проект для ребят дошкольного возраста и их родителей. Он называется «АУЛ» – Академия успешных людей. Это муниципальное учреждение относится к центру новых технологий, где у нас огромное количество всяких проектов. История его создания такова: когда мы работали над расширением сети детских садов, пришли к выводу, что у нас нет центра для родителей и детей. Беда в том, что современные родители в большинстве своем играть с ребенком не умеют. Как сделать так, чтобы родителям было интересно проводить время с детьми? Если папа или мама приводят своего малыша, надо дать им то, что они могут делать вместе. Мастер-классы по рисованию, росписи, лепке и даже по защите семейных традиций. Там есть игровой зал, а также место, где можно попить чай, кофе. Они могут здесь отметить детские дни рождения, посмотреть спектакли, побывать на новогодних представлениях. Сейчас семьи уже не надо зазывать, они приходят сами, вечерами там не протолкнуться. И все же времена меняются. В городе строится много новых домов, приток населения огромный. Этих людей тоже надо включать в нашу жизнь, развивать внутренние отношения городского сообщества семей.
– Как получилось, что у пап и мам в Батайске появилась своя «Родительская газета»?
– Мы издаем ее уже более 12 лет. Сначала вместе с батайской газетой «Вперед». Сейчас это самостоятельное издание, информационно-просветительский проект образовательных организаций города. Ну а почему мы решили издавать эту газету? Просто однажды пришли к выводу, что в газетах мы видим сплошной негатив. Я понимаю, критика должна присутствовать. Но мы не можем каждый день программировать родителей на плохое и приводить их к мысли о том, что все у нас настолько проблемно и ничего хорошего не может быть. Показатели и измерители – это многоплановые понятия. Можно и о проблемах поговорить, и показать достойные примеры их решения. Это издание дает родителям самую разноплановую информацию о воспитании, обучении, развитии детей. И, учитывая то, что родители выписывают эту газету, обсуждают ее, она востребована. Предлагаем нашим коллегам, тем, кто заинтересуется вкладышем по образовательному комплексу города Батайска, одну из полос «Родительской газеты» города, февральский номер.
– В феврале этого года в Академии успешных людей представители управления образования, руководители образовательных учреждений города Батайска собрались для обсуждения, обмена идеями и творческими находками. Расскажите об этом поподробнее.
– Главная тема встречи – современные дети и взаимодействие с ними для решения педагогических задач. Встреча гостей проходила в форме тренинга «Перезагрузка образа». Каждый участник выбирал свой головной убор, «шляпу», в которой должен был прийти каждый руководитель, в формате визитной карточки учреждения, в котором работает педагог. Во время тренинга участникам предлагалось выполнить несколько заданий, с помощью которых открывается «третий глаз» на окружающий мир – работа, мысли, система. В результате участник расстается со своим головным убором, тем самым показывая, что он готов к трансформации. Это так называемая методика «Фанк». Образование не стоит на месте, а хочет, может и реализует новые подходы в системе образования. Эта встреча многих вдохновила на новые подходы. В нашем городе уже используют методику «Фанк» в образовании, и радует то, что это только начало!
Нас в городе действительно очень много – тех, кто любит педагогику, тех, кто посвящает свою жизнь людям от 0 до 18, тех, кто готов к поиску, экспериментам, открытиям, кто готов вместе с детьми и их родителями дарить свое сердце детям и наполнять нашу общую жизнь радостью и вдохновением. В рутине повседневности – отчетах, проблемах, вечном страхе не успеть, пропустить – мы редко задумываемся о важности самого факта: нас много, нас целая «армия ведущих за руку». Поэтому возникла идея создания клуба. Каждый из нас – носитель не только определенного опыта, но и своей философии, своего видения дела, которому мы служим. Клуб позволит делать это творчески, нестандартно, вкладывая новые смыслы и формы. Постоянно учиться самому – одно из главных условий работы любого педагога.
Комментарии