search
main
0

Люди, живущие судьбами детей. Центр «Радуга» помогает преодолеть страх

«Мне было 6 лет, когда я попала в детский дом. Почему именно я, что со мной не так, почему моя мама меня не любит? Я задавала себе эти вопросы бесконечно. Вскоре у меня появилась новая семья. Мои приемные мама и папа любили меня не за отличные отметки и примерное поведение, а просто так», – вспоминает Виктория М., бывшая воспитанница детского дома №4 Петропавловска-Камчатского. Сейчас Виктории 28 лет, она красивая и уверенная в себе девушка, и не скажешь, что когда-то, совсем маленькой, ей пришлось столкнуться с недетскими проблемами. И вот уже на протяжении нескольких лет она работает в центре «Радуга» педагогом-психологом, помогает детям не только найти семью, но и не падать духом.

Сегодня в детских домах много мальчишек и девчонок, которые ждут и надеются, что когда-нибудь их возьмут в семью. Но далеко не многие взрослые решаются осчастливить малыша. Часто мешают чувство страха, боязнь того, что это слишком большая ответственность. Но все эти эмоции не чужды и детям. «Я очень хотела обрести семью. Помню свои первые встречи с приемными родителями. Как же я боялась, что могу им не понравиться! Я не знала, что делать, как себя вести. Хотелось расплакаться и убежать. Но рядом были мои педагоги, они меня поддерживали, говорили о том, что в любой ситуации нужно оставаться собой. Это я запомнила на всю жизнь», – делится своими воспоминаниями Виктория М. Сегодня в Петропавловске-Камчатском существует Служба развития семейных форм устройства детей, которая работает при Центре содействия развитию семейных форм устройства «Радуга». Двери службы всегда открыты для замещающих семей, в любое время специалисты готовы прийти на помощь. За небольшой период работы – всего 7 месяцев – 8 ребят в возрасте от 3 до 12 лет обрели семьи: 7 детей переданы в замещающие семьи, 1 малыш возвращен в кровную семью. Подготовка ребенка к переходу в новую семью специалистами Службы развития семейных форм устройства осуществляется поэтапно. На первом этапе ведется реабилитационная работа с ребенком. Деткам постарше психологи объясняют, в чем разница между биологической и приемной семьями, через ролевые игры демонстрируют формы общения с родителями, знакомят с элементарными правилами поведения. Также на занятиях учатся преодолевать страх остаться снова одному, выполняют упражнения, направленные на повышение самооценки. Эта работа проводится на протяжении всего пребывания ребенка в центре. «Почти у всех ребят, живущих в детском доме, есть страх при переезде в новую семью. Принять новый уклад жизни – это очень сложно для ребенка. И наша задача – помочь детям, вселить в них уверенность, устранить страх очередного предательства. Также мы должны помочь и будущим родителям. Работа со взрослыми, уже состоявшимися людьми, не так проста, как может показаться на первый взгляд», – рассказывает руководитель центра «Радуга» Ирина Ивлиева. Психологи центра постоянно проводят беседы с потенциальными родителями, предлагают им поэтапное знакомство с ребенком. Это и организация совместных прогулок, и посещение детских мероприятий. Такая работа необходима для формирования чувства привязанности как у родителей, так и у ребенка. Именно с таких встреч началось общение семьи Ивановых с трехлетней Аней (все имена детей изменены. – Прим. ред.). «Этот выбор дался им нелегко. Помню, как будущие родители переживали, боялись, что маленькая застенчивая девочка не примет их. Каждый день они гуляли, вместе отмечали праздники. Они стали по-настоящему родными людьми! Это чувствовали все в центре. И вот тот долгожданный день, когда они забрали Аню домой. После нашего разговора приемная мама поделилась со мной, что, переступив порог дома, они с мужем почувствовали, что наконец-то вся их семья в сборе», – рассказывает Виктория. После передачи ребенка в приемную семью начинается этап психологической поддержки. Специалисты консультируют родителей, если у них возникают вопросы, привлекают замещающую семью к участию в различных семейных праздниках и мероприятиях, для того чтобы семья стала еще крепче. Одним из ярких мероприятий, направленных на укрепление семей, является всероссийский конкурс «Ассамблея замещающих семей». Традиционно в его региональном этапе принимают участие семьи из отдаленных районов Камчатского края. Это мероприятие не просто раскрывает творческие таланты каждого члена семьи, оно дает возможность общаться замещающим семьям, делиться опытом разрешения тех или иных проблемных ситуаций. Как показывает практика, самая сложная проблема, которая может возникнуть у приемной семьи, – это адаптация ребенка к новым условиям жизни. Появляется больше друзей, но страх быть отвергнутым и не принятым сверстниками у ребенка остается. В связи с этим он может замкнуться в себе или стать раздражительным. Столкнувшись с трудностями снова, не все родители готовы их решать. Чтобы эти моменты преодолеть, специалисты службы разрабатывают индивидуальный маршрут сопровождения ребенка для каждой семьи, учат взрослых создавать условия, при которых дети будут понимать, что они не одни, что у них есть мама и папа, которые желают им добра. «Я часто общаюсь со своими воспитанниками, – продолжает рассказывать Виктория. – Помню девятилетнюю Машу, которую взяли приемные родители. Ей предстояло пойти в другую школу. Девочка боялась, что сверстники ее не примут, не будут дружить с ней, потому что у нее приемные родители. Но все сложилось хорошо. Специалисты часто навещали эту семью. И однажды Вика поделилась со мной, что у нее нет больше страха. С уверенностью и радостью она мне сказала, что не чувствует себя одинокой. На тот момент мне стало спокойно и радостно за девочку. Ведь у каждого ребенка должны быть мама и папа!» Примечателен тот факт, что приемные родители стараются не разделять родных братьев и сестер. Решив создать семью для одного и узнав, что есть брат или сестра, тут же решаются взять обоих. «К нам в центр для знакомства с мальчиком приходила одна женщина. Она много времени проводила с ним, играла, шутила. Но у этого мальчишки есть родной брат. Я стала переживать: как же быть? Нельзя их разъединять, родные братья должны быть вместе и держаться друг за дружку! К моему счастью, эта женщина взяла обоих. Их радости не было предела. Сейчас у них все хорошо. Я периодически встречаю эту семью. Они становятся все дружнее, счастливее, роднее…» – вспоминает Виктория.Благодаря работе социальных педагогов службы Фаины Черепановой и Оксаны Никитиной, психологов Натальи Коротковой и Светланы Суходоловой дети успешно адаптируются в новых семьях, и у замещающих семей сложные ситуации возникают все реже и реже. Большую работу специалисты учреждения ведут и по профориентации воспитанников. В основном ребята выбирают рабочие специальности и добиваются в них значительных успехов. Большую роль в выборе профессии в жизни Виктории Викторовны сыграли ее воспитатели и педагоги, которые с ней рядом и сейчас. Она вернулась в свой первый «родной дом», окончив педагогический колледж. «У меня были хорошие примеры для подражания. Мне повезло – меня научили любить и быть доброй. Я нашла свое призвание». Пообщавшись с Викторией, я для себя отметила, что она не держит обиды на своих родителей из прошлой жизни. И теперь, как и ее коллеги-единомышленники, живет судьбами детей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте