Можно ли сделать так, чтобы уроки физической культуры каждому ребенку были в радость?
Уникальный проект «Урок-секция» Департамента образования и науки города Москвы, которому был дан старт в столичных школах, – еще один интересный, на первый взгляд неожиданный, но такой логичный путь для проявления возможностей и талантов.
Вспоминая свои уроки физкультуры, каждый из нас, взрослых, наверняка скажет, что одному нравилась гимнастика, у другого дух захватывало от лыжного бега, а кто-то не мог дождаться футбольного поединка. А можно ли было сделать так, чтобы все уроки физической культуры каждому ребенку были в радость? Чтобы они воспринимались не просто как уроки, которые для детей ассоциируются со словом «надо», а как интереснейшее, увлекательное занятие, о котором они говорят с гордостью «хочу» и «могу».
Участие школы №1793 в течение двух лет в реализации проекта «Урок-секция» позволяет нам дать однозначный ответ: да, можно!
В нашей школе около 500 старшеклассников занимаются в восьми спортивных залах четырех школьных корпусов. У каждого школьного здания свои традиции.
В одном развивались игровые виды спорта: волейбол, баскетбол, футбол. На протяжении многих лет оставался высоким спрос на занятия в секциях дзюдо и самбо.
В другом царят легкая атлетика и футбол. Учителя – кандидаты в мастера спорта с многолетней практикой тренерской работы в школе олимпийского резерва. Один из них сам является игроком любительской лиги Москвы, у него 2‑й взрослый разряд по футболу.
В третьем много лет работает военно-патриотический клуб «Звезда», в практическую программу которого входят занятия по общему физическому развитию, упражнения на формирование физической выносливости, силы, ловкости, координации движений.
В четвертом традиционны занятия боевыми искусствами, много лет работают секция ОФП с элементами дзюдо, клуб «Жулебино» и филиал Центра спорта и образования «Самбо-70».
Более пятидесяти объединений дополнительного образования различной спортивной направленности позволили предоставить старшеклассникам возможности выбора занятий в соответствии с индивидуальными интересами и запросами, состоянием здоровья, планами на будущее.
Итак, возможности выбора для ребят стали очевидны. Но необходимо было при всей заинтересованности старшеклассников не уронить планку серьезного отношения к этим спортивным занятиям в секциях. И здесь ключевую роль сыграла рейтинговая система оценивания, которая была разработана в школе. В ее основе несколько ключевых позиций: суммирование рейтинговых баллов, возможность выбора видов деятельности, зачет различных видов деятельности, учет индивидуальных достижений. На начальном этапе работы нашей школы в проекте целая группа ребят, которые занимаются в спортивных секциях, физкультурно-оздоровительных объединениях вне школы, активно воспользовалась возможностью получить зачет, не посещая уроки физической культуры в школе.
Но наша задача была в другом – не увести детей из школы, а, наоборот, сделать занятия в школьных спортивных залах более привлекательными и востребованными. Ребята могли выбрать для себя одно из направлений: баскетбол, волейбол, фитнес, настольный теннис, бокс, спортивный туризм, футбол, ГТО, образовательный водный туризм, военно-патриотический клуб. И им это пришлось по вкусу.
Освоили новые для себя компетенции и учителя физической культуры, которые разрабатывали и реализовывали программы спортивных секций для десяти- и одиннадцатиклассников.
Отдельной непростой, но увлекательной страницей реализации проекта «Урок-секция» и для ребят, и для педагогов стали дистанционные уроки физической культуры в марте – мае 2020 года. Освоенный педагогами новый профессиональный опыт помог развитию творческой инициативы учителей. Они стали участниками конкурсов «Физкульт-коннект» (номинация «Семейная»), с удовольствием проводили гимнастику до занятий, разработали онлайн-уроки «Здоровые каникулы».
Да, физическая культура увлекла всех. И главное – они задорны, энергичны и здоровы. А это нас, взрослых, радует больше всего!
Ирина КРЮЧКОВА,
заместитель директора по содержанию образования школы №1793 имени Героя Советского Союза А.К.Новикова
Комментарии