Тема “Общение”
Цель: показать взаимосвязь человека и общества, зависимость развития личности от общения.
Задачи: развить у учащихся представления об общении, его видах;
показать роль правильной самооценки в процессе становления личности;
дополнить знания о правилах общения.
Материалы к уроку: учебное пособие Я. Соколова ╖ 4; Д. Карнеги. “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” (правила общения); результаты экспресс-опросов.
Понятия: общение (формальное, неформальное), опыт, неформальная группа, самоуважение, авторитет, самооценка, отчужденность, подражание.
Эпиграфы:
“Человеку свойственно ошибаться, и оттого у него есть друзья” (И. Гете)
“Люди существуют друг для друга” (Марк Аврелий)
В начале урока учитель организует работу над понятием “общение”.
Задания для учащихся (по выбору учителя):
1) Дайте краткое определение понятия “общение”: общение – это друзья, хорошее настроение, возможность поделиться болью и радостью, возможность найти понимание, возможность быть нужным, самовыражение, откровение.
2) Прочитайте условия вставки-задания на стр. 24. Подумайте, какой смысл в понятие “общение” вкладывает М. Жванецкий, какой – Робинзон Крузо.
3) Представьте, что вы пишете контрольную работу. Каждый должен работать самостоятельно, но некоторые пытаются общаться с соседом. Почему? Какие цели они преследуют? Теперь подумайте, что будет, если не общаться во время перемены: молчать, не говорить друг с другом. Вы готовы к этому? Пошли бы вы учиться в школу, где детям запрещено общаться во время отдыха, после уроков, да и на самих уроках?
Ответы обобщаются в схеме “Роскошь человеческого общения”. Вводится и анализируется определение понятия “общение” (стр. 25 учебного пособия).
Вопрос об общении как об источнике человеческого опыта рассматривается в процессе обсуждения следующих заданий:
1) Люди отличаются от животных тем, что умеют говорить и думать. У них есть средство общения – язык. Вспомните, как и почему у людей появилась речь.
2) Устное народное творчество является своеобразной формой общения – общения эпох и поколений. Сколько мудрости, опыта запечатлелось в былинах и сказаниях, пословицах и поговорках! Объясните, чему учат данные пословицы и поговорки:
“Не рой яму другому – сам в нее попадешь”, “Не плюй в колодец – пригодится воды напиться”, “Гром не грянет – мужик не перекрестится”, “Скучен день до вечера, коли делать нечего”.
От каких ошибок хотели нас предостеречь наши предки? Стоит ли проверять эти истины на собственном опыте?
3) Опыт, накопленный человечеством, отразился и в мудрых мыслях выдающихся ученых, писателей, философов. Обсудите высказывания Сократа, Н.А.Добролюбова, Ж.Ж.Руссо (стр. 33 учебного пособия).
4) Подтвердите конкретными примерами, что именно общение помогает людям избегать ошибок, приобретать жизненный опыт (учащиеся говорят, например, о том, что люди дают друг другу советы, как готовиться к экзаменам, печь пироги, лечиться; тренер готовит молодых спортсменов, ученый передает свои знания талантливым ученикам).
5) Расскажите, как вы приобретаете свой жизненный опыт. Учитесь на ошибках? Прислушиваетесь к советам старших? Как вы понимаете слова Конфуция: “Три пути у человека, чтобы поступать достойно. Первый, самый благородный, – размышление. Второй, самый простой, – подражание. И третий, самый горький, – опыт”?
6) Обсудите поэтическое определение А.С.Пушкина: “Опыт – сын ошибок трудных”. Объясните его.
Переходя к вопросу о формальном и неформальном общении (термины записываются на доске и в тетрадях), учитель предлагает ребятам найти в учебном пособии определения этих понятий (стр. 26 и 33) и привести примеры (стр. 26).
Итоги работы подводятся в процессе обсуждения вставки-задания (стр. 26 учебного пособия), и выясняются причины стремления молодых людей к общению в неформальных группах. Целесообразно следовать логике учебного пособия, анализируя каждую причину, приводя примеры и доказывая выявившиеся точки зрения (стр. 26-28). Особого разговора заслуживает вопрос о самоуважении.
Самоуважение складывается из оценки человеком самого себя (самооценки) и его оценки другими людьми. Каждому человеку небезразлично его положение в обществе, он хочет, чтобы его ценили, уважали, признавали. Нередко именно стремление к самоуважению лежит в основе поступков и поведения людей.
Самооценка может быть объективной (соответствующей действительности), заниженной, завышенной.
Определение понятия “самооценка” полезно записать в тетради и проанализировать его. Затем организуется работа над понятиями “завышенная самооценка”, “отчуждение” и “заниженная самооценка”. Важно показать взаимосвязь самооценки со статусом личности, с отношениями человека с окружающими.
Задания для учащихся
1) Ответьте на вопросы теста “Мое положение в классе” (раздел “Познай людей и самого себя”, стр. 30-32 учебного пособия).
2) Объясните мысль А.С.Грибоедова: “Власть человека над собой почти неограниченна”. Как связаны самоуважение, чувство собственного достоинства, воля, мужество?
3) Выполните задание 1 (стр. 28-29 учебного пособия). Познакомьте друг друга с результатами экспресс-опроса “Что значит быть “белой вороной”?”. Обсудите ответы респондентов.
4) Утверждают, что основой самоуважения могут быть только реальные поступки, поведение человека. Продолжите высказывания: “Если я себя уважаю, то…”; “Если я обижу слабого, то…”; “Если я нарушу данное слово, то…”.
5) Выскажите свое отношение к мнениям Сенеки и Г. Форда: “Самый сильный тот, у кого есть сила управлять самим собой” (Сенека); “Люди сами надевают на себя оковы, завязывают себе глаза и после этого удивляются, почему так плохо живется?” (Г. Форд).
На уроке целесообразно провести тренинги коммуникативных умений.
Тренинг
“Благородный поступок”
Для того чтобы жить в мире и согласии с окружающими, приходится иногда чем-то жертвовать. Например, вместо долгожданного визита к другу необходимо идти по заданию мамы в магазин.
Вспомните, ради кого вам пришлось отказаться от собственного удовольствия. Это был ваш родственник или очень хороший друг, а может быть, и совсем незнакомый человек?
Теперь подумайте о том, при каких обстоятельствах вы совершили этот поступок. Была ли это ваша инициатива, вам очень хотелось поступить именно так по отношению к этому человеку? Или он сам попросил, потребовал, приказал?
Тренинг выполняется в группах по 4 или 7-8 человек. Во время выступления участника остальные слушают не перебивая. В случае отказа от высказывания ведущий может попросить его попробовать еще раз после того, как выступят остальные. Если тот вновь откажется, настаивать не стоит.
Тренинг
“Общительный ли я?”
Человеку интересно и полезно знать о себе мнение окружающих. И у нас есть такая возможность. Давайте зададим друг другу только один вопрос: “Как ты думаешь, я общительный человек?”.
Для проведения опроса используется специальный бланк – опросный лист:
имя или тренинговое имя;
мнение (в баллах);
подпись опрашиваемого.
Каждый должен подойти как можно к большему числу товарищей и спросить: “Как ты думаешь, я общительный человек?” Ответ оценивается в баллах по следующей шкале:
+2 балла: “Ты самый общительный”.
+1 балл: “Ты общительный, но есть более общительные”.
0 баллов: “Я тебя совсем не знаю с этой стороны”.
-1 балл: “Ты необщительный человек, но есть более необщительные”.
-2 балла: “Ты совсем необщительный человек”.
Работа продолжается в течение 5 минут. Ответы необходимо удостоверить подписью.
Тренинг
“Комплимент”
Проводится в группе из 6-8 человек. Участники садятся в круг. Каждый должен внимательно посмотреть на соседа слева и подумать, какая черта характера, какая привычка этого человека ему больше всего нравится.
Начинает тот, кто готов сказать приятные слова партнеру.
Тот, кому сделан комплимент, должен поблагодарить, а затем сделать свой комплимент соседу слева. Тренинг продолжается до тех пор, пока не выскажутся все участники.
В заключение урока учащимся предлагаются задания:
1) Расставьте приведенные ниже качества по их значению в общении. Первое место останется за тем качеством, которое в наибольшей мере помогает человеку в общении, последнее – за тем, которое больше всего мешает.
Открытость.
Подозрительность.
Интуиция.
Простота.
Тактичность.
Наблюдательность.
Душевность.
Пассивность.
Энергичность.
2) Ознакомьтесь с разделом “Прочтите и подумайте” (стр. 29 учебного пособия). Заполните схему “Правила общения”. Сравните эти правила с теми советами, которые дает Д. Карнеги.
Как завоевать друзей?
Шесть правил
Правило 1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
Правило 2. Улыбайтесь.
Правило 3. Помните, что имя человека – это самый сладостный звук на любом языке.
Правило 4. Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о себе.
Правило 5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
Правило 6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значительности и делайте это искренне.
Домашнее задание
Напишите рассказ-сочинение о том, как подросток становится членом преступной группы. Используйте материалы учебного пособия (стр. 36-37).
Напишите сочинение-размышление по одному из афоризмов раздела “В мире мудрых мыслей” (стр. 39 учебного пособия). Поинтересуйтесь, были ли у ваших родителей неформальные группы в годы их молодости.
Тема “Человек в неформальной группе”
Цель: раскрыть зависимость процесса формирования личности от ее ближайшего окружения.
Задачи: показать особенности возникновения неформальной группы;
показать специфику ценностных ориентаций в неформальных группах подростков;
предупредить об опасности влияния на развитие личности неформальных групп с негативной направленностью.
Материалы к уроку: учебное пособие, ╖ 5; подборка газетных статей о неформальных группах.
Понятия: неформальная группа, фактическое общение, групповая сплоченность, групповые нормы, преступная группа, конформизм, подражание.
Эпиграфы:
“Тот человек не свободен, кто сам себе не хозяин” (Эпиктет)
“Люди одиноки, потому что вместо мостов они строят стены” (Ежи Лец)
Урок целесообразно начать с беседы по схеме “Что такое неформальная группа?”
Вопросы для беседы
Какой признак неформальной группы является главным, родовым? (Это общность людей).
У неформальной группы нет юридического статуса. Как вы понимаете этот признак? (Неформальная группа не зарегистрирована юридически в отличие от политической партии или общественного движения; у нее нет юридического адреса; она возникает и прекращает свою деятельность спонтанно; у нее нет юридического статуса).
Приведите примеры неформальных групп. В какие неформальные группы вы входите, чем вас привлекает неформальное общение?
Выполните задание 1 (стр. 37 учебного пособия).
Что является причинами сплоченности неформальной группы? На чем держится ее единство? (Причины сплоченности: наличие лидера, общий интерес, общее дело, взаимное уважение, взаимная поддержка, взаимозависимость и др. Источники единства: понимание целей, дружба, уважение, талант лидера, правила отношений, принятые в группе). Уместно сделать соответствующие записи на доске и в тетрадях учащихся.
Началом разговора о групповых нормах и ценностях может стать игра. В ней участвует три команды (по рядам). Учитель кладет три горстки скрепок на первые парты каждого ряда и говорит учащимся: “А теперь – играйте!” Возникает замешательство, затем кто-то пытается начать что-то делать, например соединять скрепки. Тот, кто посмелее, сразу спросит: “Во что мы играем? Каковы правила игры?”
Вводится понятие “групповые нормы” (стр. 34 учебного пособия) и организуется беседа:
Для чего нужны групповые нормы?
Почему без общепринятых правил и норм невозможна совместная деятельность людей?
Какие нормы вам известны?
Задания для работы в группах
Попытайтесь назвать нормы, преобладающие:
а) в группе любителей служебных собак с лидером, описанным на стр. 27 учебного пособия;
б) в группе с устойчивой преступной ориентацией;
в) в группе любителей авторской песни;
г) в группе наркоманов;
д) в группе поклонников велоспорта (скейта);
е) в группе ребят, собирающихся в подъезде.
Определите общественную (социальную) ориентацию каждой неформальной группы.
В произвольном порядке выпишите данные нормы, затем классифицируйте их. Какие нормы действуют в группах с преступной ориентацией, какие – в иных неформальных группах? Какие нормы действуют в неформальных группах независимо от их социальной ориентации?
Выполните задание 3 (стр. 38 учебного пособия).
Итогом работы станет таблица “Групповые нормы”.
Обсуждение вопроса о лидерах и лидерстве проходит в группах.
Задания для работы в группах
Определите три главные черты характера лидера.
Какие качества присущи лидеру неформальной группы с созидательной ориентацией? Какие – лидеру группы с преступной ориентацией?
Выполните вставку-задание на стр.36 учебного пособия.
Возможны другие методические варианты проведения этой части урока.
1) Интервью с лидером неформальной группы. Он может прийти на урок, ответить на вопросы учителя и учащихся. Если учитель считает непосредственное общение на уроке нецелесообразным, уместно предложить школьникам заранее записанное на аудио- или видеокассету интервью.
2) Интервью с родителями о неформальных группах, в которых они состояли в юности, о лидерах этих групп, их качествах, о достоинствах и недостатках неформального общения.
3) Интервью с учителем. В этом случае представителем мира взрослых выступает сам педагог.
Вопросы для беседы
Почему подросток, описанный вами, стал членом преступной группы?
Какие черты его характера способствовали этому?
Что такое стадное чувство? Какую роль в судьбе подростка оно сыграло?
Как связаны стадное чувство и готовность к подражанию?
Что такое конформизм? Как определяется это понятие в учебном пособии (стр. 36)? Какие признаки этого психологического состояния вы бы выделили?
Проанализируйте схему “Конформизм”. Почему в ней приведена поговорка “С волками жить – по-волчьи выть”? Как вы понимаете эту поговорку?
Обратитесь к описанию эксперимента (стр. 34 учебного пособия). Что показал эксперимент с проверкой воды на вкус? Какие качества характера проявила девочка – участница эксперимента?
Марина ШКРОБОВА,
кандидат педагогических наук, Ульяновск
Комментарии