search
main
0

Люди одной крови, или Как помочь педагогу стать исследователем

В 1994 году глава Автозаводского района Сергей Жилкин поручил авторскому коллективу под руководством отличника народного просвещения, кандидата филологических наук Людмилы Вдовиченко создать программу поддержки и развития новаторства в образовании. Ему показалась заманчивой идея “Тольяттинский учитель – это должно звучать гордо!”, которую исповедовали организаторы конкурса профессионального мастерства среди учителей “Профи”.

Татищевская дороже Нобелевской
К тому времени уже год, как в районе действовал инициированный им же общественный фонд “Развитие через образование”, и разработанная программа начала осуществляться именно в его рамках.
Фонд, взяв под свое крыло готовых к исследовательской и творческой работе воспитателей, учителей и преподавателей вузов, поддержал их материально, информационно и морально. Фактически им было предложено альтернативное повышение квалификации. Да, фонд неполномочен повышать разряды победителям своих конкурсов, но областной центр лицензирования, аттестации и мониторинга образования принимает во внимание отмеченный независимыми экспертами высокий уровень профессионального мастерства педагогов, отчего сотрудникам фонда приходится выписывать сотни справок выходящим на аттестацию.
Я спросила Татьяну Паршину, одного из авторов программы, может ли она положа руку на сердце сказать, что конкурсы действительно продвинули тольяттинское образование. И она подтвердила: “Треть учителей прошла через них – об этом не мечтали даже идеологи и устроители конкурсов”.
Действительно, каждый год заявляют о своем желании участвовать в конкурсах до восьмисот учителей. Они посещают организуемые фондом лекции, семинары, консультации методологов, патентоведов. И если кто-то не стал победителем, это вовсе не значит, что на исследовательской судьбе такого учителя можно ставить крест. Некоторые подают заявки на участие по 2-3 раза и своего добиваются, при этом не удостаиваясь оскорбительного клейма “неудачник” или “бездарь”. Проигравшим эксперты объясняют, в чем были их слабые стороны, и помогают сориентироваться на перспективу.
Чаще всего учителя не владеют методикой научного поиска, не умеют оформить патент на собственное педагогическое изобретение, да и просто заявку на участие в конкурсе. Видно, оттого в самом начале больше принимали участие преподаватели высшей школы. В итоге же некоторые учителя не только становились неоднократными победителями, но повышали благодаря этому свой должностной статус и даже защищали кандидатские диссертации. Победительница всех конкурсов Раиса Левадченко поначалу была назначена завучем, а вскоре и директором школы. В этом году она выходит на защиту кандидатской диссертации.
Если схематично представить логику построения конкурсов, то это будет выглядеть так: учитель работает в исследовательском режиме, но на договорных условиях, и добивается определенного результата, который, по заключению независимых экспертов из различных городов России, достоин грантовой поддержки. Сумму гранта просчитывает сам исследователь, а финансовый эксперт дает его обоснование. Однако грант не должен превышать 20 тысяч рублей. Далее, если сотрудники фонда “Развитие через образование” видят в исследовании некое педагогическое изобретение, к примеру, новые способы или технологии обучения и воспитания или новое применение старых, то его автор награждается премией в тысячу рублей. Если работа конкурсанта 3-4 года остается актуальной и имеет практическую значимость при реализации, тогда автор становится соискателем престижной “нобелевской премии” местного значения – им. В. Татищева в размере 150 минимальных окладов.
Если раньше все конкурсы проходили поэтапно, то сейчас они разные – выбирай на вкус. По силам – претендуй на педизобретение или на премию имени В. Татищева. А то можешь остановиться на грантовой поддержке, реально оформить свое рабочее место или издать научно-методическую работу.
Выдвижение кандидатов на главную премию сопровождается широким обсуждением, поскольку результат должен быть общезначимым для города, как, к примеру, “Азбука-сочиняйка” – программа развития связной речи и методические рекомендации к ней. Работал над ней авторский коллектив из 203-го дошкольного учреждения. Лауреатами премии за исследование “Коренные народы края” стали Людмила Украинская, кандидат технических наук, и художница инвалид детства Лариса Хафизова. А Галина Тараносова, доктор педнаук, профессор, издала на свою премию учебное пособие для учителей и учащихся 10-11-х классов “Поэтика словесного искусства”.
Что интересно, ученые со степенями, школьные учителя и воспитатели детских садов претендуют на премию им. В. Татищева на равных. Передо мной папка килограммов этак на 5. Это многолетний труд по непрерывному образованию 70-летнего доктора педнаук профессора Юрия Кустова. Лауреат при вручении диплома признался: “Мне ваша премия дороже нобелевской. Теперь могу спокойно уходить на пенсию”. Это к вопросу о признании, которое, выходит, дороже денег.

Один миллион
на развивающие игры
Из 25 российских патентов на педагогические изобретения 14 получены в Тольятти. И не только потому, что фонд тесно сотрудничает с Тольяттинским институтом технического творчества и патентоведения, но и потому, что школьные учителя и вузовские преподаватели четко осознали: их интеллектуальные труды должны быть защищены государством.
Идея создания муниципального общественного фонда “Развитие через образование”, как уже говорилось, пришла в голову тогдашнему мэру города Сергею Жилкину. Нигде, кстати, подобного он не видел, а исходил из того, что заниматься вопросами образования, развивать его содержание и повышать квалификацию педагогов должны не представители власти, не хозяйственники, а некая общественная организация, не ограниченная жесткими нормами и формами работы. Учительство – творческая категория, и работать с ней надо по-иному. В свое время ему самому сложно было доказывать городской Думе, что ежегодно необходимо выделять на деятельность фонда 1 млн. рублей. Теперь депутаты привыкли, следят лишь, чтоб ни копейки больше фонд не запросил. Ну и, естественно, ревизуют его.
– Начинали раскручивать фонд с развивающих игр. Благодаря этому этапу мы поняли, что в образовательном процессе главное – не игрушки, не внешний антураж, а учитель. Он сам себе все найдет, а вот от общественного фонда зависит, сможет ли тот помочь выработать учителю мотивацию к поисковой, научной работе, подвигнуть его повысить качество труда, собственную квалификацию, – говорит мэр Тольятти.
– Случится, что вы уйдете, не прихлопнут ли фонд?
– Исключено. Фонд занял свое место в образовательной системе города. Работа его авторитетна. У него большая армия союзников. Он способствует повышению качества образования, переводя его в конкретные дела…

В свободном полете
Исполнительный директор фонда Василий Ефросинин в 1994 году с деловым визитом побывал в США, и результатом контактов стала поставка двухсот компьютеров в школы Тольятти. Далее под проект “Информатизация образования” был получен грант Фонда Евразия в сумме 25 тысяч долларов, на что фонд закупил 5 серверных станций, благодаря включению которых в компьютерную сеть города она стала доступной для образовательных учреждений. На следующий полученный грант были обучены системные администраторы – те, что обслуживают эти серверные станции. Дальше – больше. Получен грант Фонда Сороса на оборудование, которое могло бы обеспечить высокоскоростные каналы доступа в Интернет всех муниципальных школ. Вот и выходит, что более 800 тысяч рублей в год фонд получает благодаря грантам и пускает их в дело.
“Если получим очередной грант, создадим ресурсный центр, не повезет – будем решать свои проблемы иными средствами”, – говорит Василий Викторович, и веришь, что фонд не пойдет по миру, ведь удалось же Ефросинину провести тендер и на выделенные деньги закупить вместо двухсот компьютеров 280. Верно подметил мэр: никто не был поначалу готов к таким масштабам работы, и исполнительный директор – не исключение. За 7 лет фонд настолько расширил сферу своего влияния в образовательном пространстве Тольятти, что не так-то просто даже конспективно рассказать о его многопрофильной деятельности.
На огонек, а может, чтобы узнать, когда будет очередное заседание клуба учителей, в фонд зашли учителя Надежда Маштакова и Светлана Дробот. Это клуб общения для грантодержателей и победителей конкурсов. Грант на его создание получила Ольга Сямина. Одна из его секций организовала лекторий на базе филиала Самарского госпедуниверситета по проблемам искусства. Другая – занимается культурным досугом учителей. О том, чем стал клуб для продвинутой части учительства, говорит тот факт, что в январскую пургу, когда перемело дороги, на заседание клуба все же прибыли учителя из села Поволжское. Членские же взносы рассчитываются здесь в зависимости от разряда учителя – по-человечески.
“В клубе – люди одной крови. Не будь фонда, учителей бы объединить не удалось, а тут появилась общая идея поддержать новаторов, она и сцементировала замысел”, – заявила Надежда Маштакова и не преминула похвалиться: ее 6-я гимназия получила премию качества. Знай наших! Я спросила ее, за счет чего, например, 77-я и 25-я школы, 6-я гимназия дают большой процент победителей конкурсов. Оказалось все просто. Если директор образовательного учреждения поверил в начатое фондом дело, он поведет за собой весь коллектив.

Галина СЮНЬКОВА
Тольятти,
Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте