Ефим РАЧЕВСКИЙ, директор центра образования №548: – Просто разговаривая о конкурсе и его итогах, мы навряд ли создадим тот образ «Школы будущего», который может быть привлекательным, обоснованным и конструктивным. Я поддерживаю коллег, которые говорили, что три минуты для выражения своей позиции достаточно. По-моему, Ницше сказал, что не умеет коротко говорить тот, кому нечего сказать, а нам всем было что сказать. Я помню, что была такая ситуация, когда еще не все было сказано, а уже все было готово.
Лет восемь назад был создан клуб московских директоров, на его заседаниях мы рассматривали совершенно иные темы, нежели связанные с ежедневной практической работой. Любое объединение возникает тогда, когда все складывается не «за», а «вопреки». Был когда-то в Братееве комитет, который намеревался ликвидировать экологическую опасность, когда ликвидировали, комитета не стало. Шли дискуссии по поводу нового учебного плана, платных образовательных услуг и других проблем, нужна была консолидация, и мы в конце концов стали некоторым экспертным сообществом. Конкурс «Строим школу будущего», который прошел в Центре качества образования, в самом деле стал важным моментом для не реанимации, а воссоздания некоего клуба, некоего сообщества, которые, получив четкое техническое задание, смогут сделать «Школу будущего». Не буду называть дату, но что не через месяц и не через два все произойдет, это точно. Во-первых, давайте будем искренними: никто четко не представляет себе эту самую «Школу будущего». Например, сегодня бурными темпами развивается Китай, так, может быть, в «Школе будущего» необходимо будет это учитывать и вводить изучение китайского языка. У нас в Центре образования оно ведется. Но в Китае иная налоговая система, там школу не облагают, как у нас, налогами, там иная нормативная система, все это нам нужно изучить. Но я хочу сказать о другом. Совершенно правильно нам предлагают ответить на вопрос: в чем зерно «Школы будущего». Согласен с тем, что сегодня в настоящей школе у учащихся реальный перегруз содержания весьма существенный. С одной стороны, мы всегда ратовали за то, чтобы школа всегда отвечала на социальные вызовы, и долго шли на поводу этих вызовов. Лет пять назад приводят ребенка в первый класс и спрашивают: «У вас учат на юриста, экономиста или на математика?», сегодня народ немножечко изменился, и он уже мыслит по-другому, у него другая информационная культура, и родители ставят на первое место проблемы комфортности и безопасности образовательной среды. С другой стороны, сегодня очень остры проблемы общей культуры. Из тех кирпичиков, которые мы можем уложить в фундамент здания «Школы будущего», я предлагаю обязательно использовать такой. «Школа будущего» должна быть прежде всего «кругозорной школой», возрастосообразной школой. Да, специализации в школе нужны, но они не должны быть главным условием для успешности 12-13-14-летнего ребенка в гигантском масштабе. Как ни парадоксально, профильное обучение в тех смыслах, в которых мы его традиционно рассматривали, это ведь немножечко вчерашний день. Европа занималась профильным обучением после Второй мировой войны, а сегодня на рынке труда ценится тот, кто становится носителем общей фундаментальной, универсальной культуры. Мне кажется, нам не надо об этом забывать при строительстве феномена под названием «Школа будущего».
Комментарии