«Учительская газета-Москва» традиционно освещает деятельность коллегиальных органов государственно-общественного управления образовательных организаций столицы. Вместе с тем это интервью с председателем управляющего совета Школы имени Ф.М.Достоевского, депутатом Совета депутатов муниципального округа Люблино Виктором ЛОКТИОНОВЫМ особенное. В нем рассказ о выпускнике школы, вернувшемся в родные стены в новом качестве. Благодарим за помощь в организации и проведении интервью наших коллег из журнала «Управляющий совет».
– Виктор Васильевич, что связывает вас со школой и как вы оказались в составе ее управляющего совета?
– Вы знаете, что я выпускник Школы имени Достоевского, и для меня играет большую роль то, что я являюсь ее частью в качестве председателя управляющего совета, выступая в качестве связующего звена между администрацией, родителями, учителями и учениками, входящими в его состав.
– А как вы можете оценить работу управляющего совета школы?
– Деятельность управляющего совета связана прежде всего с тем, чтобы каждая его составляющая вносила свои предложения, регулировала процессы и работала как единое целое, именно поэтому я оцениваю деятельность управляющего совета школы на «отлично», так как за годы его работы нам удалось достичь полного взаимодействия между всеми сторонами, о чем свидетельствуют продуктивность работы и качественные изменения, воплощенные именно благодаря инициативам и решениям совета.
– Что, по-вашему, такое общественное управление в школе? Каковы его перспективы?
– Управляющий совет – это отличный пример социального партнерства между администрацией школы, педагогами и представителями родительской и ученической общественности. Школа как крупный социальный институт должна не просто учитывать мнение всех сторон и участников образовательного процесса, но и принимать их инициативы и предложения, только в таком случае, когда в равной степени учитывается мнение всех сторон, возможно гармоничное и эффективное построение воспитательного и образовательного процесса.
– Как происходит взаимодействие с управленческой командой школы?
– Взаимодействие происходит в рамках регулярных заседаний управляющего совета, на которых обсуждаются вопросы организации работы школы, которые выносят на рассмотрение управленческая команда школы, члены совета родителей, совета обучающихся и представители педагогического коллектива.
– Чем полезен управляющий совет каждому родителю и школе в целом?
– Управляющий совет повышает ответственность и заинтересованность родителей в жизни школы, дает возможность принимать непосредственное участие в организации ее работы, повышает качество информированности и обратной связи. Школа в свою очередь получает возможность тесного сотрудничества с родителями, напрямую реагируя на их запросы и обеспечивая возможность согласования управленческих решений, связанных со всеми аспектами организации образовательной и воспитательной деятельности школы.
– Школьные лидеры – какими они должны быть, на ваш взгляд? Чем отличаются, например, лидеры из числа учащихся и учителей?
– Школьные лидеры – это прежде всего люди, для которых нет понятий «достаточно» или «хватит», это люди, которые стремятся к самопознанию и саморазвитию, а также вдохновляют на это других. По сути, и для учеников, и для учителей одно определение лидера – это тот, кто примером своих стремлений, амбиций, успехов и достижений может подтолкнуть к этому остальных. Отличается он лишь тем, что лидер среди учителей может и должен вдохновлять не только своих коллег, но и учеников, на личном примере доказывая важность стремления к своим целям. Здесь срабатывает принцип преемственности, когда сначала учитель ведет за собой своих учеников, а затем уже они, вдохновленные его примером, так же ведут за собой одноклассников.
– Нередко говорят, что дети уже не те. А в чем, по-вашему, отличия современных детей от детей, скажем, начала XXI века или от поколения 80‑х годов?
– Основное отличие в том, что современные дети обрабатывают больше информации, могут быстрее познавать мир вокруг, у них совершенно другой темп жизни, отличающийся от того, который был у детей начала нулевых и тем более детей восьмидесятых. Это совершенно не говорит о том, что дети предыдущих поколений в чем-то хуже, это не так, ведь вместе с поколениями всегда меняется и мир, а современный мир с каждым годом стремительнее развивается, становится многоплановым и динамичным.
– Все ли хорошо в этих отличиях?
– Думаю, что нет смысла говорить о том, все ли в них хорошо. Факт в том, что они есть, и это вполне нормально, не бывает двух похожих поколений, не бывает поколений, являющихся в чем-то хуже или лучше. Ключевой момент здесь в том, что они разные – каждое со своими отличительными чертами и уникальными особенностями.
– Какие инициативы в рамках работы управляющего совета предлагают школьники? Какие из них уже реализованы?
– Представители ученического самоуправления регулярно выдвигают различные инициативы, среди которых проект «Тематические пятницы», направленный на развитие креативного мышления и самовыражения, конференция «100 вопросов директору», в рамках которой ученики имеют возможность напрямую задать руководителю самые актуальные и насущные вопросы, инициативы создания медиацентра «ДостоевскийТВ», экскурсионные программы «Юный экскурсовод» по входящему в состав школы музею воинской славы, формирование волонтерских отрядов, участие в благотворительных акциях – и это лишь часть из того, что уже было реализовано из выдвигаемых школьниками предложений.
– Рассматриваете ли вы ваше членство в УС как некую важную страницу в вашей личной биографии?
– Безусловно. Членство в управляющем совете позволяет выстроить работу школы так, что вклад каждой стороны становится наглядным, предложения и идеи вносятся на обсуждение и интегрируются в работу. Это и есть пример влияния на окружающий мир, на удобство и пользу. А быть частью этого – однозначно важная страница биографии.
– Нередко бывает так, что ребенок затрудняется с выбором дела жизни: пойти в гуманитарии или в технари? Он любит и то и другое. Как помочь ему сделать осознанный выбор?
– Дело здесь не совсем в том, что ребенок больше любит, дело в том, какую из двух областей он считает приоритетной и в какой больше хочет преуспеть, оставив вторую скорее в качестве дополнения или хобби. Я думаю, ему поможет простой способ – ребенок должен представить свое будущее через пять-семь лет: кем он видит себе в первую очередь – гуманитарием или технарем? Мы никогда не хотим чего-то в одинаковой степени, особенно когда речь идет о выборе жизненного пути.
– Считаете ли вы, что система выставления оценок в нынешней школе справедлива? И вообще, существует ли справедливость на 100 процентов?
– Я считаю, что сейчас мы добились того уровня, при котором система выставления оценок считается наиболее объективной и справедливой. Новые критерии и коэффициенты оценок делают каждый средний балл понятным и прозрачным для учителей, учеников и их родителей. Что касается вопроса о стопроцентной справедливости, то стоит заметить, что ни одна вещь в этом мире не может быть стопроцентной. Однако точно можно сказать, что оценки и система их выставления являются наиболее объективными и позволяющими судить о реальном уровне успеваемости учеников.
Иван ПЕТРОВ
Комментарии