Так уж вышло, что с Натальей Кащенко, заслуженным учителем РФ, народным педагогом России, преподавателем французского языка с педагогическим стажем 43 года, мы познакомились по телефону. Ростовский лицей №1 «Классический при РГУ» вошел в десятку лучших школ России, кроме того, еще и оказался победителем инновационных программ развития в нацпроекте -2006. Вот на редакционном совете мы и решили предоставить слово директорам этих лучших российских школ. А так как дело было накануне Нового года, то попросили рассказать их о самой интересной в их жизни встрече Нового года.
– Ничего не обещаю, но постараюсь вам помочь, – сказала мне тогда накануне Нового года Наталья Сергеевна на мою просьбу. А на следующий день я обнаружила в своей почте рассказ, который стал украшением номера.
…Наталья Сергеевна оказалась уникальным человеком. Как уникален и сам лицей «Классический при РГУ». Так, ее доклад о «Современном лицейском образовании» был не так давно представлен на международном совещании в Париже, она выступала в Лондоне и Варне. Лицей «Классический» благодаря ее стараниям был включен в программу «Одаренные дети», работающую под эгидой ЮНЕСКО. Здесь действительно удалось создать идеальные условия для работы с одаренными детьми. Причем Наталья Сергеевна и ее педколлектив сделали особый акцент на создание здоровьесберегающей среды. Лицей появился в 1990 году, сразу же была открыта лаборатория Здоровья. Участвуя в программе Европейской школы укрепления здоровья, программе «Здоровая школа» в национальном проекте «Здоровье», лицей получил возможность использовать практически все современные передовые здоровьесберегающие технологии. Здесь ежегодно проводятся диспансеризация и реабилитация лицеистов, а главное – в юных гражданах воспитывается бережное отношение к собственному здоровью, прививается мода к здоровому образу жизни. Именно в лицее я впервые на себе испытала поистине чудотворное действие аппарата биологически обратной связи (БОС). Компьютерная программа помогает ребенку научиться правильному диафрагмальному дыханию, именно это помогает справиться с различными болезнями – нервными стрессами, частыми простудными заболеваниями, проблемами с пищеварением. Кстати, возможность поправить здоровье есть не только у ребят, но и у педагогов. А поможет им в этом опытный специалист – психолог Марина Петренко, которая, как оказалось, дочь Натальи Сергеевны.
Кроме того, на каждого ребенка заведена здесь анкета здоровья. В классах есть офтальмотренажеры, лампы Чижевского, прекрасно очищающие воздух, и, конечно же, не забыли в лицее о динамических паузах, когда можно привести в движение весь организм, размяться и подвигаться. Особенно это важно для малышей, не привыкших к суровым школьным будням.
– Здоровьесбережение для нас особенно важно, – рассказывает Наталья Сергеевна, – у лицеистов повышенная нагрузка, чтобы усваивать все предметы, необходимо быть крепким и закаленным.
Удивил меня тот факт, что сюда берут не только одаренных ребят, которые собираются потом продолжать обучение в ЮФУ и других престижных вузах страны, но и всех, кто проживает в близлежащем микрорайоне. С отстающими ребятишками здесь занимаются по индивидуальной программе развития, с ними работают психолог и валеолог. Чем раньше начать заниматься коррекцией, упражнениями, готовить к тем сложным повышенного уровня программам, тем вероятнее успех. Поэтому ежегодно лицей набирает в группы дошкольного развития малышей 4 – 6 лет.
Предшкольная подготовка и первый класс – основа дальнейшего развития ребенка, поэтому первоклашки обучаются по системам развивающего обучения, это дает возможность в старших классах заниматься исследовательской деятельностью, мыслить нестандартно, что сегодня особенно ценится в самых разных профессиях. C 8-го класса здесь начинается предпрофильная подготовка, и ребята в зависимости от своих склонностей и желаний могут выбрать определенное направление: социально-гуманитарное, естественно-математическое, оборонно-спортивное или информационно-технологическое. В 10-м классе прибавляется еще химико-биологический, биолого-географический и социально-экономический профили, физико-математический.
– Наивно думать, что одаренных детей очень много и что одаренность не нуждается в поддержке и подпитке, – говорит Наталья Сергеевна. – Таким ребятам, чтобы раскрыть все заложенное в них природой, нужны особенные условия. Вот мы и стараемся их создавать. Во-первых, в лицее не должно быть скуки и рутины. Мы структурировали свое учебное заведение по образцу университета, у нас созданы кафедры и исследовательские лаборатории, социологическая и валеологическая службы. Ребенку надо почувствовать вкус к научной работе еще в лицейских стенах. Наша особенность еще и в том, что у нас работают многие преподаватели РГУ (ныне ЮФУ), возглавляют кафедры, занимаются с ребятами научной и исследовательской работой. Гордость лицея – Виктор Геннадиевич Крыштоп, преподаватель физики, заведующий кафедрой естественно- научных дисциплин лицея. Виктор Геннадиевич работает в лицее с 1991 года, и за это время подготовил немало призеров городских, областных и всероссийских олимпиад. Это и Сергей Болдырев, Михаил Абрамов, Александр Сербин. Четырежды ученики Крыштопа включались в российскую команду по подготовке к международным олимпиадам по физике.
Комментарии