Если оценить строгие безэмоциональные цифры и сравнить уровень средней заработной платы педагогов одних и тех же месяцев прошлого и нынешнего года, вывод однозначный. Реальное повышение зарплаты произошло. Если же поинтересоваться учительскими настроениями, выясняется, что оценки у всех свои, нет единодушия. Кто-то считает, что он заслуживает большего, кто-то – что его коллега заслуживает меньшего. Люди есть люди. А цифры есть цифры.С этих двух позиций – цифры и реальные люди – посмотрим на оплату труда учителей в разных школах Екатеринбурга.
«Ножницы» не должны быть острымиШкола №121 находится в Верх-Исетском районе областного центра. Директор Любовь Соболева приводит последние бухгалтерские данные: средняя зарплата педагогов по образовательному учреждению – 24,8 тысячи рублей. Выросла ее основная часть и, главное, стимулирующая. Ни один сотрудник не остался на прежнем уровне заработка в сравнении с прошлым годом. Разница же в стимулирующей части у педагогов может составлять до 20 тысяч рублей. Это существенно. – Не порождает ли такая разница повышенную нервозность в коллективе? – В большом коллективе никогда не бывает единомыслия, это естественно. Каждый имеет собственное мнение. Однако прозрачность и учет мнения коллег помогают избегать конфликтов. Существует внутреннее школьное положение, согласно которому начисляются баллы. Учителя представляют информационные листы о себе каждый отчетный период, они становятся для комиссии базой при начислении баллов. Обсуждение проходит коллегиально, его результаты доводятся до педагогов. В течение определенного времени они имеют возможность обжаловать решение комиссии, но подобных случаев у нас не было. Ситуация в целом мирная. Есть педагоги, у которых невысокая часовая нагрузка, они не желают работать больше, чем на ставку, – и имеют право! Соответственно и заработок у них ниже. – Молодые педагоги, только что окончившие учебные заведения и еще не подготовившие ни олимпиадников-победителей, ни методических материалов, – не оказываются ли они в неравных условиях в сравнении со «стажистами»? – Думаю, наоборот, у них привилегированное положение, так как им дается доплата до I категории два первых года работы. Молодых мы не обижаем, тщательно учитываем все, что ими сделано. – Любовь Анатольевна, вы уже наработали определенные методы расчета зарплаты, больше ничего менять не собираетесь?- В ближайшем месяце планируем несколько пересмотреть распределение стимулирующей части. Ведь она распространяется на весь коллектив, не только учителей, из данного фонда будут поощрены и другие сотрудники. В образовательном учреждении №169 пожаловались лишь на одну сложность, которую к тому же давно осилили: на начальном этапе внедрения новой системы оплаты труда пришлось серьезно вложиться (в основном временем и силами работников администрации) в подготовку документов, в разработку положения о начислении зарплаты. Сейчас, когда процесс идет своим чередом, с препятствиями не сталкиваются. Педагоги довольны. О «ножницах» между оплатой труда учителей и других работников одного и того же учебного заведения говорят многие сотрудники системы образования. С одной стороны, очень мало зарабатывает вспомогательный, обслуживающий персонал. С другой стороны, в некоторых лицеях и гимназиях разлет в заработке администрации и всех остальных неприлично высок. – Вспомогательный персонал тоже в целом получает сегодня больше, чем раньше, – говорит заместитель директора по учебно-воспитательной работе гимназии №99 Людмила Попова. – Эти сотрудники в основном совместители, работа в нашей школе для них дополнительный заработок, и если он вырос, хоть и немного, это однозначно хорошо. Если же говорить о разнице зарплат педагогов и администрации, у нас она небольшая. Средняя зарплата учителей же в последнем месяце составила около 27 тысяч рублей. Директор директору розньЕвгения Умникова, начальник Управления образования города Екатеринбурга, считает, что многое зависит от умения директора правильно и справедливо распределить стимулирующий фонд, условия для всех одни, но результаты почему-то различаются: – Средняя зарплата учителя по итогам I квартала 2012 года составила 25,3 тысячи рублей. Должна же она составлять не менее 29 тысяч рублей. Наиболее приблизились к этой цифре школы Чкаловского района.Понятно, что это усредненные данные, они могут сильно различаться и в пределах одной школы, и между учебными заведениями. Стимулирующий фонд имеют все общеобразовательные учреждения, но по-разному им распоряжаются. Здесь многое зависит от позиции руководителя. Я бы сказала так: есть директора очень ответственные, которые идут на контакт с коллегами, действуют открыто, поступают справедливо, хотят и умеют оптимально использовать средства учебного заведения. А есть другие директора. Они ищут проблемы в самой системе финансирования образования, если им не удается реально поднять заработную плату сотрудников. Причины же могут быть в них самих, в их подходе к штатному расписанию, к распределению средств. Анализируя количество заместителей директоров в школах, мы иногда обнаруживаем, что их бывает слишком много, гораздо больше, чем необходимо. Мы также пришли к выводу, что в советы, которые распределяют стимулирующий фонд, желательно включать представителей отделов образования. Требуется независимый от внутришкольной ситуации и владеющий информацией знающий человек. Зачем это нужно? Для объективности и для компетентности. Некоторые директора не совсем открыто осуществляют распределение средств: в пользу одних учителей, в ущерб другим. Это предложение городского управления образования было озвучено на недавнем совещании директоров школ. Большинство согласилось. Но знаю, единицы все-таки скажут: начальство опять давит. Да, давим – в пользу учителей. Екатеринбург
Комментарии