Продолжение. Начало в №36, 37, 39
«Прочитанные стихи не только дают знания о тех или иных литературных явлениях. Прочитанные стихи обогащают их представление о внутреннем мире человека, о мыслях, переживаниях, разнообразных проявлениях душевных явлений, присущих людям разных эпох».
«Вот почему трудно «измерить» сделанное на уроке, посвященном поэзии. Всегда может случиться так, что художественные знания окажутся для ученика избыточной информацией – он лишь получит сведения об информации. И знания эти отложатся в памяти, не затрагивая «внутренних струн» личности. Измерить усвоенное учениками весьма трудно – поддается учету лишь приблизительный круг затрагиваемых сведений.
Косвенно лишь иногда можно судить о влиянии, какое они оказывают на внутренний мир школьника, хотя нередко результат воздействия сказывается лишь через многие годы. Однако эти знания играют решающую роль в становлении личности. Они идут к ученику от произведений, от художника. Освоение их происходит индивидуально и зависит от многих причин – жизненного опыта, его ценностных ориентаций, психологических особенностей и т. д. Учитель не может передать эти знания, а является как бы посредником между художником и читателем-учеником, организуя процесс чтения – сопереживания, познания».
Никаких следов этого сопереживания, познания внутреннего мира автора вы на экзамене по литературе не найдете.
ЕГЭ по литературе начинался с тестов.
Ознакомьтесь с фрагментом стихотворения Ф.И.Тютчева. Какой прием использован поэтом? 1. Гротеск. 2. Олицетворение. 3. Антитеза. 4. Сравнение.
С кем из героев Достоевского «Преступление и наказание» Раскольников порывает отношения? 1. Свидригайлов. 2. Порфирий Петрович. 3. Лебезятников. 4. Лужин.
Все как в пародии: «Мой дядя самых честных: 1) выгонял со службы; 2) не брал на службу; 3) правил».
Я был на совещании в Министерстве просвещения, в котором принимал участие и министр. Тогда было принято решение убрать тесты из ЕГЭ по литературе. Но это не изменило сути данного экзамена.
Передо мной большая книга с тридцатью вариантами ЕГЭ по литературе 2021 года. В каждом варианте два текста – проза или драматургия и стихотворение. Казалось бы, все ясно: ученику предложены для осмысления страницы русской классики. Но на самом деле идущие далее пять заданий к осмыслению этих текстов абсолютно никакого отношения не имеют. Судите сами.
Вариант 17. Сначала отрывок из «Капитанской дочки» Пушкина. Затем стихотворение Блока «Незнакомка». Вот вопросы после этого стихотворения. Не по этому стихотворению, а после этого стихотворения. Ибо к самому стихотворению они никакого отношения не имеют.
- Как называется модернистское течение в поэзии конца XIX – начала XX века, ярким представителем которого является Блок и принципы которого нашли отражение в стихотворении «Незнакомка»? Про «модернистское течение», и «яркого представителя», и «нашли отражение» я уже ничего не говорю.
- Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, которые автор использует в одиннадцатой строфе данного стихотворения. Опять же названия средств и данное стихотворение не комментирую. 1) метафора; 2) аллитерация; 3) сравнение; 4) риторический вопрос; 5) инверсия.
- Назовите средство художественной выразительности, заключающееся в повторении одинаковых или однотипных гласных звуков («Дыша духами и туманами, // Она садится у окна…»).
- Для создания образа «пошлого мира» А.А.Блок использует выразительные подробности, несущие особую смысловую нагрузку, например, «окрики пьяные», «пыль переулочная». Назовите это художественное средство. (Это деталь.)
Укажите стихотворный размер, которым написана «Незнакомка» (без указания количества стоп).
Отметим, что к единственному вопросу о содержании стихотворения («Как меняется эмоциональное состояние лирического героя от начала к концу стихотворения в «Незнакомке»?») ориентиры уже даны: сказано и о пошлом мире, и – в 16-м вопросе – о возвышенном и прекрасном женском образе.
А в числе вопросов по «Капитанской дочке» есть и такой: «В чем двойственность отношения автора и его героя к явлению «русского бунта»?» Главное – о двойственности отношения – уже сказано. По такой модели сделаны все варианты.
О, я хочу безумно жить:
Все сущее – увековечить,
Безликое – вочеловечить,
Несбывшееся – воплотить!
ЕГЭ по литературе ломает все надежды Блока. Вочеловеченное обезличено, воплощенное стало несбывшимся. В самом деле. Все конкретное, частное, индивидуальное, неповторимое, образное подгоняется только под одно – термины, за каждым из которых тысячи, десятки тысяч схожих проявлений.
Сергей Аверинцев в своей знаменитой статье о филологии написал, что «одна из главных задач человека – понимать самого человека. Филология есть служба понимания и помогает выполнению этой задачи». Служба понимания жизни, литературы, себя стала в ЕГЭ по литературе службой запоминания прежде всего.
Блок с горечью думал о своей посмертной судьбе:
Когда под забором в крапиве
Несчастные кости сгниют,
Какой-нибудь поздний историк
Напишет внушительный труд…
Вот только замучит, проклятый,
Ни в чем не повинных ребят
Годами рожденья и смерти
И ворохом скверных цитат…
Печальная доля – так сложно,
Так трудно и празднично жить,
И стать достояньем доцента,
И критиков новых плодить…
О том, что он, как и другие русские писатели, станет достоянием ФИПИ и будет поставлять учебные задания для ЕГЭ (а их тексты занимают четверть больших книг), поэт даже подумать не мог. А вот что значит «ни в чем не повинных ребят» – знал.
А ларчик просто открывался, как сказано было еще Крыловым. С самых ранних лет учить читать, вчитываться, вдумываться, откликаться на чувства автора.
Расскажу об одной из работ в 5-м классе. Класс этот я провел с четвертого по выпускной десятый.
Закончив тему «Пушкин», я на следующем уроке, точнее на сдвоенном уроке, прочитал стихотворение Пушкина «Бесы», а потом мы прослушали в грамзаписи «Сказку о попе и о работнике его Балде». Тексты стихотворения и сказки лежали на каждой парте. После чего пятиклассники должны были написать сочинение, ответив на два вопроса: «Как изображены бесы в сказке и как в стихотворении? Каким настроением, чувством пронизаны эти произведения?»
На мысль сопоставить эти произведения меня натолкнула лекция В.С.Непомнящего о сказках Пушкина. Как известно, «Бесы» были написаны Пушкиным 7 сентября 1830 года. Это было произведение, созданное в знаменитую Болдинскую осень. А 10-13 сентября поэт пишет сказку «О попе и о работнике его Балде». Здесь он вновь обращается к «Бесам», и стихия юмора, смеха помогает преодолеть ужас и отчаяние первого болдинского стихотворения.
Естественно, об этом мы будем говорить только через несколько лет, когда пойдет речь о Пушкине в старших классах. Сейчас же задача – увидеть, как по-разному изображены бесы в стихотворении и в сказке, почувствовать различную атмосферу произведений. Конечно, слов этих до сочинения я в классе не произношу. Написали тогда хорошо. Я ограничусь тремя работами.
«В сказке бесы вызывают чувство жалости. Они изображены немощными, жалкими, глупыми, трусливыми, даже старший бес, когда младший рассказывает ему, что Балда победил во всем, очень испугался, особенно тогда, когда младший бесенок поднимает кобылу. В сказке есть такие слова: «Бедненький бес под кобылку подлез, поднатужился, поднапружился, приподнял кобылу, два шага шагнул, на третий упал, ножки протянул».
А в стихотворении «Бесы» черти показаны страшными, они воют. Здесь есть такие строки: «Страшно, страшно поневоле средь неведомых равнин». Бесы же из сказки совершенно не похожи на бесов стихотворения. А бесы из стихотворения, они злые, от них остается впечатление, что они сильные, могущественные».
«В стихотворении «Бесы» выражается чувство страха, одиночества. Картина очень печальная. Кажется, что бес корчится без конца перед тобой, хохочет, плюет тебе в лицо, дует так, что мурашки бегут по телу (!). (Потом на «Орфее» я услышу, что о музыке Рахманинова можно сказать одним словом – «мурашки». – Л.А.) И ты сидишь в санях, и становится тебе жутко и страшно, тебя одолевают страхи, кажется, что рядом с тобой носятся бесы. Глаза чертей сверкают, горят. Они так и толкают тебя в яму. Кажется, что летишь в яму. Глушь, темнота.
А в «Сказке о попе и о работнике его Балде» бесы изображены слабенькими, беззащитными, хилыми. В стихотворении «Бесы» становится жутко, а в сказке, наоборот, бесы очень трусливы, испуганны. Они не боятся Балды. И мяучат от страха, как маленькие котята. Они хотят обмануть Балду, но это им не удается. Потому что Балда умнее и хитрее их».
«В «Сказке о попе и о работнике его Балде» бесы изображены хитрыми, но какими-то безобидными, беспомощными. Когда Балда пришел к ним за оброком, то они начали хитрить, но когда увидели, что Балда не поддается на их уловки, то выслали бесенка, который предложил потягаться с ним в беге, но Балда победил. В этой сказке бесы вызывают если не смех, то веселое настроение. Когда бесам пришлось отдать оброк, то они не пытались вернуть его силой или просто не отдать. Эти бесы какие-то добрые.
В сказке про Балду и попа настроение веселое, свободное, кажется, что все это происходит в мирной обстановке, хотя один раз поп хочет погубить Балду, послал его на трудную работу.
Стихотворение «Бесы» пронизано ощущением затерянности, ужаса, одиночества, беспомощности человека перед несуществующими бесами. В этом стихотворении бесы будто всесильны, они мрачно носятся над равнинами, навевая тоску и тревогу».
Как же нам часто даже в старших классах не хватает вот этого непосредственного, живого, искреннего, эмоционального, если хотите, по-детски наивного отклика на стихи!
Когда я пришел работать в единственную в СССР школу, в которой были театральные классы, как-то ко мне подошла преподавательница актерского мастерства и сказала: «Вы впервые будете работать с такими учениками. И должны учитывать, что у человека, который занимается искусством, повышенный уровень эмоциональности». Но к тому времени я уже знал, что этот повышенный уровень эмоциональности должен присутствовать и при изучении литературы. Более того, придя в школу, я попросил дать мне четвертый класс. И довел этот класс до десятого. И все время постепенно переносил в этот обычный класс что-то из своих театральных классов. А в старших классах иной раз давал и сочинения, взятые из классов театральных.
Но в первый же год моей работы в новой школе я позволил себе эксперимент, который мне долго не могли простить прошедшие строгий конкурс пришедшие из разных школ действительно талантливые и яркие мои ученики.
В 1993 году, закончив изучение творчества Некрасова в девятом классе (это был первый поэт в программе этого класса), я предложил двум своим девятым (гуманитарным) классам в течение урока написать сочинение о двадцати с детства знакомых строках – об отрывке из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды в студеную зимнюю пору…».
Лишь немногие писали, что «Влас – фигура не жалкая, а умильно-прекрасная», что «хотя Некрасов немного иронизирует над «мужичком», но это добрая ирония и сам он доволен этим мужичком», что «в описании мальчика чувствуется какая-то ласковая насмешка» и вместе с тем автор относится к нему «с глубоким сочувствием и лаской», что чувства, вызванные этой встречей, сложны и противоречивы.
«Поэт любуется мужичком с ноготок, рассказывает о нем с любовью, легкой, доброй улыбкой и нежностью, но увиденное в лесу наводит на грустные, печальные мысли».
Большинство же писали совершенно по-другому.
«В отрывке показан трагизм крестьянской жизни. Автор сожалеет о том, что дети крестьян ничего не знают, кроме лишений и тяжелой работы, а в это время барские дети наслаждаются природой, музыкой, играют в разные игры».
«Некрасов показывает трагизм безрадостного детства без детства. Шестилетний мальчик, только начинающий жить, становится кормильцем семьи. Он не только становится кормильцем семьи, но и забывает и теряет все присущее детям».
«Мне почему-то кажется, что в этой большой семье были и старшие братья, но их, наверное, забрали в царскую армию почти на всю жизнь». «Он, может быть, никогда не видел игрушек, может быть, забыл вкус теплого молока, но уже должен работать». «Шестилетний мальчик – опора семьи! И другого себе представить не может! И это ужасно!» Не говоря уже о таком: «Чувствуется, что Некрасов – человек не деревенский, потому что разве деревенский скажет: «Откуда дровишки?»?»
И все это после того, как творчество Некрасова было изучено, вернее сказать пройдено…
О как часто мы обманываем себя «правильными ответами», сочинениями на наши традиционные темы! Ведь нетрудно убедиться, что большинство этих девятиклассников шли не от слова поэта, не от стихотворения, читая которое, по словам С.Я.Маршака, «вместе с автором мы любуемся – с легкой и ласковой усмешкой, но очень уважительно – маленьким, степенным рабочим человеком, мерно шагающим по лесной тропе», а от социологической схемы, давно пропахшей нафталином, от обкатанного штампа ушедших дней, подгоняя под все это некрасовский текст, к тому же изрядно сдобренный отсебятиной.
И вот тогда я попросил учеников своего четвертого класса ответить всего на один вопрос: «Как поэт относится к мужичку с ноготок?» Стихотворение четвероклассники почувствовали куда лучше, чем гуманитарные девятиклассники, в большинстве своем пришедшие в нашу школу с отличными отметками за прошлый класс и по конкурсу.
Лишь шесть человек из большого класса написали, что стихотворение пронизано чувством жалости. «У поэта он вызывает чувство жалости, что с ранних лет ему приходится работать. Поэт даже написал, в каких условиях ему приходится работать: «был сильный мороз». «У поэта чувства к Власу печальные, грустные. Он с малых лет начал работать. Жил он в нищете, потому что даже варежек нормальных у него не было. У него были, но очень большие».
Большинство же четвероклассников восприняли стихи иначе. «У Некрасова он вызывает некоторое уважение, но, несмотря на это, он немного смешон. Мужичок с ноготок был одет в такие громоздкие сапоги, что они впору были самому Некрасову». «У поэта чувства хорошие, поэт верит, что из мужичка с ноготок вырастет хороший, работящий человек, который будет любить людей». «Он вызывает чувство радости, восхищения у поэта. Поэт изображает гордость Власа. Подумайте: как так – маленький мужичок не боится лошади, да еще ведет ее и командует, как мужчина?»
Лев Айзерман
Продолжение следует
Комментарии