Практика получения льгот за успехи в учебе привела к тому, что сегодня многие старшеклассники пытаются заполучить медаль любой ценой. Согласитесь, ничего хорошего в этом нет. Конечно, детей, которые отлично учатся по всем предметам, нужно поощрять. Но если верить статистике, процент всесторонне одаренных школьников, «вундеркиндов», не так уж и высок. Такие дети учатся без лишнего напряжения, успешно постигают сложные дисциплины. Так думает министр образования и молодежной политики Республики Чувашия Галина ЧЕРНОВА.
– Большинство старшеклассников, идущих на медали, достигают цели или просто зубрежкой, или за счет авторитета родителей, или при помощи того и другого, – говорит Галина Петровна. – Не может не настораживать тот факт, что в последние годы процент медалистов в большинстве южных субъектов Федерации значительно отличается от аналогичного показателя в регионах Центральной части России. Неужели на юге умных детей значительно больше? Наверное, это несправедливо. Раньше только от преподавателей вузов можно было услышать, что не все медалисты подтверждают свои знания. С введением единого государственного экзамена (в Чувашии он проводится четыре года) нам пришлось убедиться в том, что так оно и есть. Когда знания оцениваются одинаково у всех детей, то многие из тех, кто «шел на медаль», получают четверку. Сегодня условия единого государственного экзамена таковы, что если у выпускника годовые пятерки, а по ЕГЭ – четверка, то медаль он все равно получит. В последнее время количество медалистов несколько возросло. С чем это связано? Раньше, чтобы выпускнику получить медаль, нужно было на экзамене получить только пятерку. Введение единого госэкзамена предполагало, что медали останутся, но только как поощрение за отличную учебу. Для поступления в вуз медаль иметь значения не будет. И тогда все встанет на свои места. Дети перестанут биться за «золото», а учителя – «тянуть» учеников. В расчет будут браться только показатели по выпускным экзаменам. Если они у тебя хорошие – ты поступаешь. Медаль здесь ни при чем, она всего лишь будет показывать, что человек – отличник по всем предметам.
Сейчас вводится профильное обучение, значит, у ребенка появится возможность реализовать свои природные способности. Зачем ученику, который увлечен естественно-научными дисциплинами, напрягаться ради медали по гуманитарным дисциплинам? Профильная школа, на мой взгляд, – еще один шаг, ведущий если не к отмене медали, то к уменьшению ее значения. Это должно отодвинуть медали на задний план. Тогда обман прекратится, и медаль как поощрение получит свою истинную ценность.
– Как вы считаете, может ли она повлиять на судьбу молодого человека в его дальнейшей жизни?
– Конечно, у медалистов, по сегодняшним меркам, больше шансов получить высшее профессиональное образование. Но на устройство в жизни, я думаю, ни «серебро», ни «золото» не влияет. Главное не это. За медалью должен стоять еще характер человека, его целеустремленность, настойчивость, активность. Когда отличные знания сочетаются с сильным характером, то успех, без сомнения, придет. Я считаю, что в наше бурное время человеку нужно пробовать себя в разных областях, но в то же время идти к конкретной цели. При жесткой конкуренции разностороннее образование может дать лишь незначительный выигрыш. А там, где нужно добиваться профессиональных успехов, широкая эрудиция поможет значительно меньше, чем характер.
Комментарии