Нина ТАМАРСКАЯ возглавила среднюю школу №14 Калининграда два года назад. Школу не совсем обычную – здесь учатся 40 детей-сирот и 40 детей-инвалидов, ребята с ДЦП. Но надо сказать, и директор школе достался не совсем обычный. Не только потому, что Нина Васильевна – доктор наук, но и потому, что у калининградского директора свой, очень четкий и немного непривычный взгляд на актуальные школьные проблемы.
– Когда вам предложили стать директором, как вы отреагировали?- Дети меня спросили: «Почему вы, профессор, доктор наук, и вдруг в школе?» Я ответила: «Наверное, кому-то из вас я здесь очень нужна». – Но ведь быть директором в наше время – это значит быть хозяйственником?- Безусловно, хозяйственная часть у меня отнимает очень много времени. – Приходится находить нестандартные решения?- Радует, что сейчас большие деньги идут на создание условий – на ремонт, оборудование, компьютерную технику. Конечно, еще надо уметь использовать всю эту технику…- А учителя хотят пользоваться новым оборудованием?- По-разному. Я говорю своим педагогам: если вы будете постоянно развиваться, то и школьники на вас будут смотреть по-другому. Да, у вас невысокая зарплата, но вы работаете в той сфере, которая вам нравится, и это огромный плюс. Пойдете вы на рынок торговать? Не пойдете. Поэтому радуйтесь, что у вас есть любимая работа. Учитель ни в одной стране не является высокооплачиваемым специалистом. Выбирая эту дорогу, надо понимать, что у тебя другие способы получения удовольствия. Ты самореализуешься и помогаешь самореализоваться другим людям, детям. – С чем у вас были связаны диссертационные исследования?- С управленческой культурой учителя. Речь идет, например, о том, что учитель должен освоить три вида управления: самоуправление, то есть управление собой, управление, то есть управление классом, и соуправление – это взаимодействие с администрацией. – Получается, что вы можете помочь своим педагогам научиться лучше работать?- У меня всегда было такое чувство, что моя миссия – это повышение квалификации учителей. Меня на эту стезю выводила жизнь, но не оставила там. А когда я пришла в школу, поняла, что это ситуация наиболее благоприятная для того, чтобы передать свои знания педагогам, потому что могу тут же отследить результат. У нас в школе совещания педколлектива проходят раз в неделю. Мы собираемся по различным вопросам, в том числе для того чтобы повышать квалификацию. Мы назвали это корпоративной, то есть внутренней, системой повышения квалификации. Я прочитала что-то – и мне хочется рассказать это моим учителям, или я увидела какую-то проблему – и тут же ее озвучила. На этих совещаниях обсуждаем и свежие номера «Учительской газеты». Чтение нашей газеты – одна из форм создания и поддержания интеллигентной среды. – Какие материалы привлекают учителей?- Конечно, острые проблемы, о которых пишут авторы. Методические материалы – однозначно. Учитель – человек, который всегда ищет возможность повысить свой уровень. Настоящий учитель все время хочет учиться. Когда есть возможность поработать с методическими разработками коллег и переработать их «под себя», это самый лучший вариант. И потом, из этих методических материалов можно взять даже не тексты, а просто идею. Ты берешь идею и претворяешь ее в жизнь так, как тебе хочется. – Наверное, это безумно сложно – быть учителем учителей?- Надо две диссертации написать. (Смеется.)- Вы справедливо говорите о том, что учитель получает удовольствие от своей работы. И вместе с тем мы знаем, как учителя сгорают от перенапряжения. Вы рассказывали о вашем коллеге, который умер на рабочем месте…- Нельзя, чтобы нововведения вводились в таком агрессивном режиме. Важны не сами реформы. Они правильные, многие из них результативные. Но реализовывать их надо по-другому. Тогда не нужно будет спасать людей от модернизации, а модернизацию от людей.- А почему надо спасать модернизацию?- Потому что она будет тормозиться, саботироваться, игнорироваться. Хорошие идеи из-за неправильного введения могут пострадать. А если все заранее подготовлено, объяснено людям – другое дело. Да, с людьми надо работать, они не марионетки и не пешки, чтобы им вбросили идею, а они схватили. Как учитель ведет урок? Если педагог пришел и сказал: «Цель нашего урока такая-то…», то это не значит, что каждый ребенок к этой цели будет стремиться. Это педагог к ней будет стремиться. Учитель должен сделать так, чтобы дети сами назвали цель урока. Вот тогда ученики будут работать. Почему же мы с модернизацией поступаем по-другому? Нужно создать внутреннюю мотивацию, чтобы люди захотели работать. И эти вещи нельзя игнорировать, иначе люди теряются, живут в постоянном страхе. В истории образования лучшими всегда были подготовленные реформы. А у нас сейчас они идут с колес. Они неплохие по сути своей, правильные, но они не так реализуются, поэтому вызывают непонимание и страх. – Но вот пресловутый ЕГЭ, он же подготавливался…- Нужно было ввести новую форму оценки знаний сначала для первоклассников. А через десять лет они-то и должны были стать первыми выпускниками, которые сдали единый государственный экзамен. Тогда ЕГЭ был бы подготовлен психологически и методически. Во всем мире самые высокооплачиваемые люди – разработчики. А у нас разработка и тестов, и всего остального ложится на плечи учителя. И все это делается походя, в процессе внедрения реформы. – Как же должна выглядеть модернизация? – Должно быть известно, что от нововведения получат учитель, директор, родитель, ученик, чиновник. Они все должны знать, каковы ожидаемые результаты введения этого новшества. Потом можно сравнивать реальный результат с ожидаемым и скорректировать процесс. По сути дела модернизация – это серия педагогических экспериментов. И они должны быть построены по законам педагогического эксперимента. Выдвигается гипотеза, предположение: если мы вводим что-то, вот какой результат получим. А если не получилось, надо анализировать, почему. Это даже больше, чем педагогический эксперимент. Это общественно-педагогический эксперимент. Он не только для педагогов, профессионального сообщества, но и для той части общества, которая связана с образованием, а по сути образование – это сфера, которая интересует всех. Один учится сам, у другого учатся дети, у третьего – внуки… У меня есть идея – должен проводиться аудит реализации направлений модернизации. Не для того, чтобы кого-то наказать, а чтобы посмотреть, что не получается. Многое ведь не получается. А мы просто нивелируем неудачи, делаем вид, что все хорошо. И отчитываемся о реализации очередного направления модернизации. На самом деле в процессе модернизации возникают ситуации, когда что-то и не нужно дальше реализовывать. Как в педагогическом эксперименте. Что-то должно отпадать само собой. Но этого обсуждения по-настоящему нет. Например, замечательная вещь – гранты, выдаваемые школам на развитие. И все знают, что сама школа, учительский коллектив не в состоянии написать программу развития на хорошем уровне, в этом им помогает наука. Но они обращаются к ученым неофициально! По документам школа должна самостоятельно подготовить эту заявку. Кому нужен этот обман?- Как вы считаете, школа испытывает потребность в модернизации?- Конечно. Потому что надо стремиться к мировому уровню образования. Речь идет не о том, что мы отстали и нужно нагонять. Надо перенимать лучшее. В одной стране интересные педагогические технологии, в другой хорошо поставлено воспитание. И у нас есть несомненные плюсы.- А какие у нашего образования плюсы?- У нас самые высококвалифицированные в методическом плане педагоги. И самые творческие. P.S. Интервью с Ниной Тамарской – только начало общения с калининградским директором. Со следующего номера «УГ» Нина Васильевна будет вести в нашей газете авторскую колонку. Если у вас возникли вопросы к нашему автору, пишите на редакционную почту ug@ug.ru, мы обязательно ей передадим. ДосьеНина Васильевна ТамарскаяДиректор средней школы №14 Калининграда, доктор педагогических наук, профессор, член двух диссертационных советов (при Балтийской государственной академии, Калининград, и Российском государственном гуманитарном университете, Москва), консультант Детского фонда «Виктория», автор более 80 публикаций. Опыт работы на различных ступенях образования и в разных должностях: учитель сельской и городской школы; организатор воспитательной работы школы; заместитель директора по науке гимназии; заведующая методкабинетом отдела образования; заведующая кафедрой управления Института повышения квалификации; доцент, профессор университета; директор колледжа, директор школы, филиала университета.
Комментарии