search
main
0

Любви все возрасты покорны

Впервые на сцене пели детский и монастырский хор

Премьера уникального музыкально-поэтического спектакля «Любви небесной образ» состоялась 7 апреля в Государственном Кремлевском дворце. Все, кому посчастливилось побывать на концерте, сохранят надолго в душе его неповторимую атмо­сферу. Своевременным и необходимым стал задушевный разговор о любви со зрителем. Равнодушных в зале не было. Кое-кто тихонько подпевал или повторял за чтицей знакомые поэтические строки. Во время спектакля, который длился без перерыва, стояла чуткая тишина.

Да простят меня читатели за частое употребление слова «впервые», но без него никак не обойтись. Впервые на одной сцене выступали два уникальных коллектива – Праздничный мужской хор Московского Данилова монастыря и Большой детский хор имени В.С.Попова. Для народной артистки России Светланы Крючковой это был дебют, поклонники ее искрометного таланта впервые увидели своего кумира на сцене с двумя прославленными коллективами.

Первое отделение – венок из музыкальных и поэтических творений, посвященный всем мамам – открыл хор Данилова монастыря. Слова молитвы «Богородице Дево, радуйся» и музыка Сергея Рахманинова стали тем камертоном, который настроил тысячи зрителей на одну волну. Светлана Николаевна, расположившись за круглым столом, покрытым узорчатой скатертью, ввела всех в атмосферу уютного и родного дома. Заветного места, где тебя ждут и всегда рады, где тебя окружают любовью – той настоящей, которая никогда не перестает.

Со сцены звучали поэтические творения Юлии Жадовской и Ивана Бунина, Михаила Кузмина и Расула Гамзатова, Филарета Чернова и Николая Рубцова… Незнакомые и хрестоматийные строки были гармонично вплетены в ткань спектакля. Каждое слово звучало полновесно, рождая зримые образы. Ничто не отвлекало от красоты поэтического слова и прекрасной музыки. Никаких бегущих картинок за спинами хористов, световых и шумовых эффектов. Красота простоты…

Проникновенный «Кант о матери» неизвестного автора в исполнении мужского хора с напевными повторяющимися словами «Если мать еще живая, счастлив ты, что на земле есть кому, переживая, помолиться о тебе» у многих слушателей вызвал слезы. Надо отдать должное мастерству художественного руководителя и дирижера Праздничного мужского хора Московского Данилова монастыря Георгия Сафонова. Все солисты и певчие коллектива – обладатели поистине уникальных голосов, которые подобрал и объединил в хор с ювелирной точностью талантливый художественный руководитель.

«Уходят наши матери от нас, уходят потихонечку на цыпочках, а мы спокойно спим, едой пресытившись, не замечая этот страшный час», – звучал со сцены проникновенный бархатный голос чтицы. Стихи Евгения Евтушенко известны, но сейчас после прозвучавшего «Канта о матери» их трагизм был так очевиден, что бросало в дрожь.

Соседка слева от меня искала в сумочке платочек. После концерта показала фото на телефоне, пояснила: «Моя мама здесь с внуком. Не могу смириться с утратой». Это было не единственное признание в тот вечер. Как-то все мы стали ближе и роднее друг другу после этого необычного концерта. Видно, соскучились по живому общению, теплу и любви, по настоящим стихам, душевным песням…

Недаром Светлана Крючкова, поистине народная артистка, в одном из последних интервью призналась, что все, что она хочет и может сейчас делать со сцены, – это заставить зал слушать и слышать.
Хочется, чтобы зритель вышел после выступления с другим отношением к поэзии, чтобы у него дома возникло желание найти и еще раз прочесть те самые стихи. На сцене Кремлевского дворца Светлана Николаевна прекрасно справилась с этой задачей. Хотя выступать в таком составе, когда на сцене одновременно находятся духовный хор, детский хор и артист, читающий стихи, раньше не приходилось. Но ей ли, любимице кинозрителей, блистательной театральной актрисе бояться экспериментов?!

Певчий коллектив под руководством Георгия Сафонова уникален еще тем, что это единственный монастырский хор, который выступает в театрализованных представлениях с известными артистами, такими как Дмитрий Певцов, Евгений Стеблов, Андрей Мерзликин, Мария Миронова. Теперь и Светлана Крючкова в их числе.

В конце первого отделения Светлана Николаевна читала со сцены письмо Веры Алексеевны Вечерской. Из блокадного Ленинграда мать пишет на фронт единственному сыну. Сколько же в этом послании нескрываемой нежности и невысказанного мужества! Это удивительное сочетание придало такую особую пронзительность каждой строчке, что вместе они звучали как стихи в прозе. И строки письма всплывали в памяти, когда во втором отделении в череде поэтических признаний в любви к Родине прозвучало ахматовское «Мужество». Юные дарования из Большого детского хора имени Виктора Попова своими чистыми голосами сотворили настоящее чудо. О нем чуть позже. Надо сказать, что музыкально-поэтический спектакль пробуждал целый спектр чувств. Музыка Сергея Рахманинова, Георгия Свиридова, Петра Чайковского, Дмитрия Шостаковича, Павла Чеснокова, Валерия Гаврилина в сочетании с поэтическим словом исцеляли и окрыляли. А когда ребята из Большого детского хора имени Виктора Попова стали выводить знакомые с детства позывные «Как пойду я на быструю речку» или «Родина слышит, Родина знает», то включилась особая глубинная родовая память. Она ведь есть в каждом человеке, только вот зарастает порой…

Когда впервые на одной сцене выступают два уникальных коллектива, ставшие по праву нашим национальным достоянием, это дорогого стоит. Художественный руководитель и главный дирижер детского хора заслуженный артист России Анатолий Кисляков признался, что в спектакле такого плана юные артисты выступали впервые. И дебют показал высокий потенциал коллектива, который может петь любую музыку – духовную, народную, современную.

Отзвучали последние аккорды музыки, затихли голоса. Зал взорвался аплодисментами. Словно отвечая на мой безмолвный вопрос внутри, соседка произнесла: «Надо бы узнать, где может быть второй концерт. Пойду обязательно с сыном».

Надежда ТУМОВА

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте