search
main
0

Любви научить нельзя, она передается от человека к человеку

​Проблемы разработки примерной образовательной программы по истории обсудили ученые и педагоги московских школ на конференции «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе», состоявшейся в РАН. Столичные учителя истории участвовали в пленарном заседании, а также приняли участие в работе секций. Среди самых интересных было выступление учителя истории школы №888 Григория ПЛОТКИНА.

Прошло вот уже 15 лет, но отчетливо помню, будто это было вчера, как бурно реагировал зал Малого театра на слова, прозвучавшие в спектакле «Чудаки», в котором играла народная артистка России, выпускница нашей школы Ольга Пашкова: «Иногда мне кажется, что вся Россия – страна недобитых людей». «Буревестник революции» написал эти строки в начале прошлого столетия, но, надо полагать, они не перестали быть актуальными.Положение примерной образовательной программы: «в историческом прошлом нашей страны были и трагические периоды», – представляется чересчур оптимистичным. Данных периодов оказалось более чем достаточно для нормальной человеческой жизни.Каковы же в таком случае глубинные основы формирования у молодого поколения чувства патриотизма – святого и прекрасного, а не показного и фальшивого, которое, к сожалению, в последнее время все чаще приходится ощущать в деятельности некоторых законодателей и экзальтированных выступлениях завсегдатаев телевизионных политических ток-шоу, показывающих слишком плохой пример юным участникам школьных дискуссий.75 лет назад замечательный детский писатель, человек со сложной и драматической судьбой, написал небольшую повесть, завершающуюся словами: «Все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную и счастливую землю, которая зовется советской страной».Как мне представляется, наша миссия как педагогов заключается не столько в сообщении учащимся некой суммы знаний, сколько в передаче определенного отношения к людям и самой жизни. И хотя вопрос, была ли счастливой наша страна в конце 30-х годов, можно отнести к числу трудных, дискуссионных, ключевыми останутся положения «честно жить», «много трудиться» и, наконец, «крепко любить и беречь».Литовский писатель Антанас Венцлова как-то сказал: «Если за грехи страны ты согласен отвечать как за свои, значит, это и есть твоя родина».Любить и беречь, потому что это родная земля, страна, к судьбе которой ты ощущаешь личную сопричастность. Страна, в которой, несмотря на тяжелейшие испытания, находились, как, возможно, ни в одной другой стране в таком количестве, люди, не сломившиеся духовно, указавшие новые пути в философии, литературе, живописи, музыке, воспитании детей, озарившие немеркнущим светом мировую историю, которую, я полагаю, нельзя очернить правдой. Это можно сделать только ложью или утаиванием правды. Поэтому наши питомцы должны знать и о том, что не может не вызвать у людей честных, порядочных и мыслящих чувства горечи и глубокого сожаления, рождающего стремление не допустить повторения подобного на новом историческом рубеже.В одной из самых многотиражных газет опубликована статья «Историки научат родину любить». С моей точки зрения, нельзя научить любить. Любовь можно только передать от человека к человеку. И чему уж точно не будет способствовать введение обязательного ЕГЭ по истории – так это формированию чувства патриотизма.Возможно, в отличие от половины учащихся, сдававших экзамены в 2014 году, будущие выпускники смогут правильно соотнести Мамаев курган со Сталинградской битвой или городом Волгоградом. Но способны ли представить наши юноши, что испытали в этих ожесточенных боях воины Родимцева? Станут ли ясны девушкам строки поэтессы Юлии Друниной (автора текста проникновенной песни «На кургане»): «Вы поймите, стильные девчонки, я не пожалею никогда, что носила старые юбчонки, что мужала в горькие года»?Вообще, если уж вести речь об итоговом испытании по истории, которое совершенно нецелесообразно в период кардинальной перекройки структуры школьного исторического образования, было бы возможно провести его в форме защиты проектов, творческих работ. При этом в состав экзаменационных комиссий наряду со школьными педагогами могли бы войти представители общественности. Это испытание, которое стало бы итогом большой предварительной работы, созвучной настроению юных душ, не сопровождалось бы великим страхом и унизительным досмотром. Возможно, это предложение покажется кому-то утопическим, но почему бы и нет?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте