В основе успеха каждого призера и лауреата учительского конкурса, как правило, лежит несколько составляющих, среди которых нетрудно выделить главные. Три кита успеха Юлии Капалкиной – интеллект, работоспособность и бесстрашие.
…Первая встреча с царицей наук произошла у Юлии еще в детском саду. Ей и ее родной сестре подарили «Математику в картинках», изданную «Просвещением». Читать обе девочки начали рано, родители приучали их к хорошим книгам, с дошкольного возраста водили в библиотеку. Позже Юлии попалась книга «С математикой в путь» Лэнгдона и Снейпа, а потом она сама стала искать книги с занимательными задачами.
И с генами Юлии Александровне тоже повезло: в ее роду многие занимались умственным трудом, мама и две тети работали учителями математики, бабушка по папе и дедушка по маме – учителя начальных классов, прадед был директором школы. Родиться вундеркинду в такой семье сам Бог велел. Юлия легко училась на «отлично», совмещая занятия в общеобразовательной и музыкальной (по классу скрипки) школах с активной общественной работой. Ей все было интересно, на все находились силы. Получив золотую медаль, Юлия поступила на матфак Кабардино-Балкарского университета без экзаменов как победительница республиканской олимпиады. Кстати, и университет окончила с красным дипломом, как подающая надежды получила приглашение в аспирантуру.
А вот бесстрашие пришло позже, во время работы программистом на оборонном предприятии «Гранит», занимающемся обеспечением безопасности воздушных пространств. За 12 лет, проведенных там, Юлия Капалкина научилась ничего не бояться. Хотя решать ей приходилось не учебные, а самые сложные инженерные задачи, ошибка в которых могла бы стоить чьей-то жизни. К счастью, ошибок не было. Серьезная и ответственная работа подобающе оплачивалась, но в том, что не в деньгах счастье, Юлия Александровна убедилась, лишь начав вести уроки. Это произошло шесть лет назад. В середине учебного года школа, в которой учился старший сын Капалкиных, осталась без математика, а старшеклассникам предстояли экзамены. Подготовить их попросили Юлию Александровну. Она согласилась. Думала, что поработает полгода, но уйти не смогла – поняла, что вернулась домой.
Кто-то, возможно, удивится, узнав, что Юлия Капалкина осознанно выбрала работу, за которую ей платили в 6‑7 раз меньше, чем она зарабатывала на прежней работе. Ежемесячный доход ее в первый учебный год не превышал 5 тысяч. Конечно, для семьи с двумя детьми это был очевидный минус. Но он был единственным. Плюсы его перевешивали.
Прошу Юлию Александровну рассказать о том, каким было начало ее учительской карьеры.
– Первый мой урок был сразу в 11‑м классе. Помню его очень хорошо. Я вышла работать после Нового года, у детей в связи с болезнью учителя занятий не было долгое время. Ребят я знала, ведь мы жили в небольшом городке, но то, что я учитель, оказалось новостью. Они уже свыклись с мыслью, что с математикой у них беда, что впереди экзамены, а они толком ничего не умеют. Любое задание они считали непосильным, выйти к доске им было страшно… Но когда они поняли, что я не собираюсь их ругать за незнание и что я действительно пришла им помочь, все изменилось. Мой первый выпуск – это полгода нашего тяжелого совместного труда, который увенчался сданным экзаменом, причем даже и неплохо сданным.
И потом она вела уроки в старших классах, где ей встретилось довольно много детей, убежденных в отсутствии у себя способностей. Они были разочарованы в математике, считали ее скучной, ненужной. Больших трудов ей стоило изменить их отношение к предмету. «Чтобы разрушить самозаклятие «Я никогда этого не смогу сделать и потому не люблю предмет», мне раз за разом приходилось нырять с ребенком в пучину его незнания, понемногу вытягивая его на поверхность, прибивая спасительные дощечки и бревнышки к ветхому плоту его знаний, на котором он пытался переплыть океан образования.
В первые годы работы ей пришлось много прочесть о проблемах преподавания школьной математики и способах их преодоления. О них писали как отечественные, так и зарубежные практики. Знакомство с чужим опытом помогло ей найти свой ключ к решению проблемы. Юлия Александровна пришла к выводу, что поддерживать интерес к математике поможет история предмета. Многим детям скучны готовые формулы, гораздо интереснее рассматривать происхождение математических идей, разыгрывать драму их возникновения прямо на уроках.
– На мой взгляд, есть сходство между деятельностью математика, открывающего новое знание, и работой учителя и учеников, имеющих дело с уже открытым знанием, а именно: содержательное общение, дух открытия и творчества, ощущение чуда и красоты науки, которое учитель должен непременно разделить с учениками. Если школьный предмет оторван от реальности, дети не понимают, зачем им все это учить: «Где это пригодится, все эти ваши синусы?» Современный учитель должен быть готов к таким вопросам, ведь математика поистине повсюду. Донести это до детей, показать красоту и гармонию математической мысли, увлечь их величайшими математическими идеями – вот что вдохновляет меня каждый день. Я хочу, чтобы все они были очарованы математическими идеями. Математика – это искусство, это способ мышления, а вовсе не скучные уроки.
На своих уроках Капалкина любое математическое понятие рассматривает в историческом контексте его появления, рассказывает, КАК люди дошли до этого и каким образом. Так ей удается вернуть исходный смысл многим очень абстрактным понятиям, показать, что математика – это не набор заплесневелых формул, а динамично развивающаяся современная наука, которая за последнее время сделала гигантский прорыв. Об этом, кстати, нет ни слова в учебниках. Зеленчукские школьники узнают о математических открытиях от своего учителя, а потом сами начинают отслеживать информацию. Так, в прошлом году шестиклассники Юлии Александровны услышали в новостях об успехах молодого математика Александра Гайфуллина. Чтобы интерес не угас, было подготовлено занятие кружка, посвященное изгибаемым многогранникам, где ребята увлеченно мастерили модель простенького флексора, читали интервью с Гайфуллиным. В результате заинтересовались многогранниками вообще, и старшеклассники подготовили для них мастер-класс, с которого каждый ушел с моделью. Затем последовало конструирование более сложных многогранников, благодаря чему в кабинете появилась коллекция пособий, выполненная ребятами.
И это далеко не единичный случай. Нестандартно и творчески Юлия Александровна подходит к изучению любой темы. Так, например, в 9‑м и 11‑м классах классическое определение вероятности Капалкина вводит в форме антиказино, рассматривая историю развития теории вероятности в непосредственной связи с распространением азартных игр, прибегая к фактам из истории, литературы, изобразительного искусства.
Несомненно, Юлия Александровна получила в наследство не только большие математические способности, но и недюжинный педагогический талант, который, как следует из всей этой истории, мог бы и не раскрыться, если б не случай…
Читатели удивятся, но и у мамы Юлии Капалкиной судьба складывалась похоже.
– О том, что моя мама – учитель, я узнала не сразу. Она окончила матфак Тульского пединститута, там же поступила в аспирантуру и преподавала студентам, но после свадьбы с моим папой, молодым лейтенантом, они уехали в Казахстан, где я и родилась. В скором времени отца перевели в Саратов, и мама около 10 лет работала инженером в вычислительном центре. Только переехав на следующее место службы отца – Кабардино-Балкарию, вернулась к преподаванию, проработала в школе до пенсии.
Самым первым учителем Юлии был дедушка, мамин отец, Митрофан Кондратьевич Воронин. Он приносил внучкам книги из поселковой библиотеки, учил рисовать человека с помощью спичек, для соблюдения пропорций.
– Он был очень добрым, как и бабушка, хотя они вынесли очень много во время войны. Сейчас, когда жизнь преподносит сюрпризы, всегда вспоминаю их и думаю, что им было куда тяжелее, но они выстояли.
С учителями Юлии Александровне везло. С благодарностью и уважением она вспоминает первую школьную учительницу Эльзу Георгиевну Степанову.
Не могли мы не поговорить об учительском конкурсе. Юлия Александровна признается, что за время подготовки узнала много нового с профессиональной точки зрения, многому научилась и внутренне перестроилась полностью. Сейчас события лета и осени воспринимаются ею как отдельно прожитая маленькая жизнь.
– За семинар отдельное спасибо организаторам. Мы смогли познакомиться и даже подружиться благодаря, кстати, прихваченной мной у сестры гитаре. Вечерами мы собирались в холле на поющие «педсоветы». Учителя в нашей компании подобрались самых разных предметов: Вера Диденко – математик из Томска, Иван Попов – физик из Иванова, Иван Гребенкин – информатик из Барнаула, Катя Казакова – историк из Челябинска, Даша Рогова – физик из Ростова, Сережа Лебедев – физрук из Нижнего Новгорода. В сентябре я ехала повидаться с друзьями и единомышленниками. Конечно, было волнение перед конкурсными испытаниями, но в первую очередь была радость встречи. Еще раз (теперь через «Учительскую газету») говорю своим друзьям сердечное спасибо за то, что поддержали меня, особенно после выхода во 2‑й тур – их помощь в ночной подготовке моего мастер-класса бесценна!
Конкурс второй раз свел Юлию с брянским учителем Юрием Клюевым. Оба они лауреаты фонда «Династия» 2014 и 2015 годов. Оба вышли в финал и стали лауреатами, а Юрий вошел в пятерку. В ноябре он пригласил Юлию Капалкину с Игнатом Игнатовым и Григорием Назаровым в Брянск на организованный им фестиваль «Парад звезд». Встречи с брянскими коллегами были очень интересными и плодотворным. Юлия Александровна признается, что на конкурсе не хватало времени именно для личного общения, на то он и конкурс. Послеконкурсные встречи открывают коллег заново и всегда очень согревают. Таких у Юлии Александровны было уже несколько. В Майкопе ей довелось пообщаться с Евгением Лебедевым, замечательным учителем года Адыгеи, в Ярославле на ПроеКТОрии встретиться с Алиханом Динаевым, Александром Шипелкиным, Любой Любушкиной. А еще был фестиваль «Талант» в Невинномысске, там состоялась встреча с Алиханом Динаевым, Анастасией Ляховец, Александром Шагаловым. Все коллеги по конкурсу общаются в группе в соцсетях, радуются достижениям, рассказывают друг другу о поездках и встречах.
– Новый год мы встречали действительно от Камчатки и Чукотки до Калининграда, каждый час поздравляя друзей с наступившим. Думаю, самый главный итог конкурса в том, что у нас появилось так много единомышленников по всей стране. Сейчас понемногу смотрю конкурсные уроки и семинары, хорошо, что такая возможность вообще есть. Смотрю и учусь у каждого из замечательных учителей, с которыми меня свел конкурс. Я искренне считаю, что каждый из 85 конкурсантов – неповторимый и яркий педагог. После конкурса хочется еще больше расти в профессиональном смысле, хочется встречаться со старыми друзьями на семинарах и фестивалях, это очень мотивирует.
Конечно, хотелось бы Юлии Александровне больше бывать с семьей, мужем, сыновьями, родителями. Прошедший конкурсный год и для близких стал испытанием на прочность. Хотя супруг Юлии Александровны не слишком рад, что его жена – учитель, именно он больше всего поддерживал ее в трудный период. На время конкурса помочь с детьми приезжали родители. Родная сестра, двоюродные братья и сестры, тетя, старые друзья, родня – все поддерживали как могли. Тем ценнее была поддержка близких. Даже короткая встреча заряжала ее на весь следующий день.
Комментарии