search
main
0

Любознательность движет человечеством. Интуиция художника, вдохновение поэта, душа музыканта и дух морально сильного человека

Борис Громов, проходя, уважительно пожал ему руку. «Вы кто?» – недоуменно покосился на него сосед. «Учитель. Народный учитель», – ответил Виктор ЧЕПУРОВ. «У нас все народные», – еще больше удивился находящийся рядом человек. Видимо, никакого отношения к образованию он не имел. Так, случайный любознательный прохожий. Почетное звание «Народный учитель Российской Федерации» присваивается не ранее чем через пять лет после присвоения звания «Заслуженный» тем работникам образовательных учреждений, которые внесли выдающийся вклад в отечественное образование и получили широкое общественное признание. Звание учреждено в 1966 году, но указ о его установлении был принят президентом страны 2 марта 2000-го. В списке, где чуть больше 40 фамилий, Чепуров 9-й. Да, заслуги его перед отечеством велики. Но есть в нем еще что-то, какое-то особое притяжение, заставляющее людей стремиться встретиться с ним вновь и вновь, чтобы подпитаться его жизнелюбием, готовностью к сюрпризам дня, вниманием к окружающему миру.

– Виктор Николаевич, почему ваши ученики, даже окончившие школу пятьдесят лет назад, приезжают по-прежнему к вам в гости, делятся своими печалями и радостями, хвалятся успехами и пытаются чем-то поспособствовать?

– Узнать человека через парту почти невозможно. Так, чтобы дать урок и уйти, я не мог. Я прошел со своими учениками через всю жизнь. Я с ребятами ходил в походы, мы ставили оперы. И по сей день я читаю школьникам страноведческие лекции. Сибирь пешком мы обошли за 40 дней. Туда и на Байкал мы ездили не один раз, и на Алтай, и на Телецкое озеро. Театр «Гуси-лебеди» потом появился. Как лектор, я тоже объехал всю страну, куда ни покажешь – везде был. Все республики, Дальний Восток, Камчатка были охвачены обществом «Знание», вот я от них и выступал. Впервые я выступил в школе после поездки в Индию, сделал тогда свой первый слайд-фильм, показал, рассказал. Услышали, и пошло. Так родилась моя новая профессия, лекторы, которые меня слышали, соблазняли: «Виктор Николаевич, бросай школу свою, иди к нам!» Действительно, на этом деле я зарабатывал хорошие деньги, с зарплатой учителя не сравнить. Но со школой расстаться не захотел, не смог. Кстати, с театром мы тоже очень много ездили. По Сибири, по Мордовии, в Армении были, в Грузии, на Украине. Я горжусь нашими учениками. Вот «Гуси-лебеди» – они же какие-то святые, честное слово! Все такие хорошие ребята, все специалисты. Столько ученых из них выросло, столько докторов, у меня только заслуженных учителей и артистов 7 человек!

– Вы считаете, что творчество помогло им развить лидерские качества? Или школа ваша 12-я была такой сильной?..

– Нашу школу окончил, можно сказать, великий детский врач Леонид Рошаль. Он выпускник 1951-го. Так как я пришел в 12-ю сразу после службы, которую солдаты продолжали нести после войны в Японии, я его застал. Помню, красивый был юноша, румянец во всю щеку. И отца его хорошо помню. Недавно разговаривал с Леонидом Михайловичем по телефону, он спрашивал, кто из тогдашних учителей в школе остался, кто еще жив. Про последнее, к сожалению, ничего не знаю, а в школе уже из них никто не работает… Нашу школу окончил Михаил Сапонов, доктор искусствоведения, профессор Московской государственной консерватории имени Чайковского, декан факультета зарубежной музыки. Доктор физико-математических наук Владимир Неволин пел у меня в опере. Мы поставили детские оперы «Красная Шапочка», «Лесные чудеса», «Хоровод сказок», «Волшебный сон», «Четыре секрета», «Муха-цокотуха», да много еще чего. На премьеру «Юрочкиного сна» к нам пришел первый в мире космонавт Юрий Гагарин вместе со своей тогда еще маленькой дочкой Леной. У меня до сих пор фотография, когда эта легендарная личность снялась с моими детьми, стоит под стеклом на книжной полке. В постановках опер театра участвовали дети других космонавтов: Наташа Попович, Марина Горбатко, Саша Глазков. На 50-летии театра «Гуси-лебеди» прозвучала из уст одной из его солисток фраза: «Виктор Николаевич учил нас не только музыке, но и отношениям между людьми». Телеведущий Евгений Ревенко в опере не пел, но уроки мои посещал исправно. Я не хочу сказать, что во всем только моя заслуга, у нас вообще учителя были хорошие, настоящие. Мне всегда казалось, что это асы профессии.

– А как вам удавалось усмирять детские шалости?

– Да я и сам шалуном всегда был. И, смотрю, мой правнук Георгий в этом в меня, наверное, несладко с ним его педагогам. Конечно, не хулиган, а такой заводной. Это как раз хорошо. К таким людям как раз тянутся другие. И пусть с ними сложно, неудобно, но именно такие добиваются от жизни многого, а не удобные отличники. Я считаю большим упущением, что больше у молодежи нет комсомола и пионерии. Всю жизнь был с ними связан. Мне кажется, это был колоссальнейше мощный способ воспитания. У меня каникулы были временем самой напряженной работы. Мы ездили с театром на наши гастроли. Занят был с детьми постоянно – походы, репетиции, уроки. Жена говорила: «Поставь себе раскладушку в школе, домой практически не приходишь». Но мои занятия с ребятами не были какой-то общественной работой, нам было интересно вместе. Сейчас столько материала отдал в школу, жду открытия музея, который родится на основании всех этих памятных вещей, которые мне удалось собрать.

– Вы довольны, что сейчас учителя стали за свою работу получать денежные премии, гранты?

– Конечно, это здорово! Я вот 53 года проработал, но не получил ни копейки дополнительно. Только грамоты. 200 с лишним грамот. У учителей вообще тогда жизнь была интересная: помимо уроков и увлечений мы постоянно ходили на партийные собрания, педсоветы, профсоюзные собрания, университет марксизма-ленинизма посещать надо было обязательно. У меня даже диплом об окончании его есть. Я там хоть на лекциях спал. Сейчас жизнь другая стала. Я получал персональную пенсию 132 рубля, и нам ее хватало. А смотрю, дорогая какая-то жизнь стала. И поддерживать учителей материально, чтобы они не чувствовали себя на ее обочине, безусловно, надо. Наш губернатор Борис Всеволодович Громов с большим вниманием относится к учителям области, в регионе создаются все условия, чтобы те смогли проявить свои таланты во всей полноте. Сейчас появилось столько интересных конкурсов, акций. И мне приятно, что у истоков одного почина – детского оперного искусства – стоял я. И что моя книга «Музыка и пение в школе» выдержала два издания общим тиражом 200 тысяч экземпляров, а значит, послужила нужным подспорьем в работе многих педагогов.

– Сейчас вы читаете лекции в школе, где учатся ваши правнуки. Ощущаете разницу в отношениях между детьми, учителями?

– Мне нравится эта школа имени Владимира Михайловича Комарова, дважды Героя СССР, космонавта. В ней очень серьезно занимаются языками. Она с углубленным изучением английского языка, и с 5-го класса можно выбрать второй, французский или немецкий. Нравится мне классная руководительница Маши и Георгия, которые учатся в 8-м, Валентина Артемьевна Казанцева. Она делает многое, чтобы ребята развивались как личности. Мои лекции тому подтверждение. Я прихожу, рассказываю о разных странах, где побывал. Про Василия Порика, чье имя высечено на «стене расстрелянных» в Аррасской крепости (всего здесь было расстреляно трое пленных советских военнослужащих). После войны благодаря журналистам, по личной инициативе Алексея Аджубея удалось установить его настоящее имя. В 1964 году Порику было присвоено звание Героя Советского Союза и он был награжден орденом Почетного легиона посмертно. На кладбище, где он похоронен, в городе Энан-Бомон, советским посольством в 1968-м был поставлен гранитный памятник. Это первый памятник, установленный СССР на территории Франции. Он сделан скульптором Игнащенко из глыбы украинского гранита весом 7 тонн и удостоен Гран-при Парижской академии изящных искусств. Рассказываю ребятам, что Маяковский готов был жить и умереть в Париже, если бы не было такого прекрасного города, как Москва. Но многие наши великие люди нашли свой последний приют именно там: Иван Бунин и Рудольф Нуриев на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем, Федор Шаляпин был похоронен на кладбище Батиньоль, правда, в 1984 году его сын добился перезахоронения праха на Новодевичьем. В мире много любопытного…

– Несколько дней назад вам исполнилось 84. Поздравляем! Скажите, Виктор Николаевич, а вы всегда хотели быть учителем?

– С детства мечтал стать дирижером. Мы жили в Сибири в довольно тяжелых условиях в бараке, землянке. У нас была тарелка – радио. Я сидел, прильнув к ней ухом, слушал выступления оркестров. Кто ж думал тогда, что через какое-то время в космос полетим! Но общение с детьми меня захватило с первого же момента, когда на той первой встрече я взял в руки скрипку и заиграл. Знаете, непростые это были дети, это были дети войны, и хотя в тылу, а тоже хлебнули лиха и чувствовали себя рано повзрослевшими. А тут – уроки пения, которых у них отродясь не было… Мне кажется, что сейчас ребятам стало гораздо труднее учиться в школе. Слишком много информации их теперь окружает, как разобраться во всем этом многообразии вещей? Но любознательность движет человеком. Мне не удалось в свое время закончить 10 классов: началась война, и я пошел на завод снаряды для «Катюши» делать. Это уже потом удалось поучиться, готовили нас после войны здорово, сутки не спали, старались наверстать. И знаете, что я понял еще? Очень важен спорт в нашей жизни. В войну погибали те, кто плавать не умел и тонул, если снаряд попадал в переправу, не сумев выбраться из воды. Был такой значок – «Готов к труду и обороне», это значило, что человек силен и ловок и благодаря своей физической подготовке способен совладать с какими-никакими трудностями. Это тоже весьма важно – быть готовым ко всему. И все время находить новые сферы для освоения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте