Учитель: – «Поэзия врачует, делает нас лучше, чище, способствует возвышению души», – говорил Д.С.Лихачев. А что вы думаете по этому поводу, ребята? Нужна ли поэзия современному человеку, живущему в эпоху технических, научных открытий? И какое место занимает поэзия в вашей жизни?
Рассуждения учеников:
«В детстве я любила слушать стихи, которые мне читала мама. Я и сейчас помню строчки любимых мною стихотворений. Ведь детские впечатления – самые прочные.
Сейчас, когда мне грустно, стоит лишь открыть томик стихов, как на душе становится легко и спокойно. Поэзия проникает в самые тайные уголки моей души».
Таня Конышева
«Иногда я задумываюсь: как бы изменилась моя жизнь, если бы не стало поэзии? Но даже не могу представить, можно ли вообще жить без стихов. После общения с поэзией душа человека становится чистой, красивой, одухотворенной».
Нина Селивёрстикова
«Часто стихи помогают нам задуматься над нашими поступками, стать добрее и терпимее к окружающим».
Наташа Синякова
«Умеющий понять и почувствовать поэзию – счастливый человек. Даже в холодные зимние вечера после чтения стихов Есенина в душе шумят золотые рощи, белеет яблоневый сад, согревая сердце светлыми мыслями, добрыми чувствами».
Юля Лазунько
Учитель:
– Спасибо, ребята, за ваши искренние, умные, добрые рассуждения.
Мы продолжаем знакомство с поэтами.
Сегодня мы поговорим о Николае Рубцове.
Сообщение ученицы о жизни, творчестве поэта.
Беседа о стихотворениях, которые дети выбрали для анализа (это задание было дано на дом).
Ученики читают наизусть понравившиеся стихотворения, делятся своими мыслями. Учитель направляет обсуждение, побуждая вопросами уточнить оценки и мнения выступающих.
Высказывания учеников:
«Больше всего я люблю стихи о доме, о родных. Для меня эта тема особенно волнительна. Ведь скоро мы покинем родителей, поэтому сейчас хочется быть с ними рядом все 24 часа.
Стихотворение Н.М.Рубцова «Тихая моя Родина» удивительно простое и понятное всякому, кто хоть раз уезжал из родных мест, кто хранит в душе тепло материнских прикосновений.
Мне кажется, что это я сама стою на пригорке, смотрю на свою «тихую родину» с нежностью и печалью. Стихи поэта вызывают воспоминания. Только очень хочется, чтобы воспоминания эти были светлыми, радостными».
Тоня Кожевникова
«О многом заставляет задуматься стихотворение «Русский огонек». Когда я его читал, то почему-то представил такую картину: темная, беззвездная ночь, одинокий путник увидел огонек и пошел на него; его приютила старая деревенская женщина, добрая, отзывчивая, но погруженная в какие-то свои печальные мысли. «Сиротский смысл семейных фотографий» – очень удачная фраза, она заставляет нас задуматься не только о ее судьбе, но и о тысячах других таких же старушек, потерявших своих близких на войне. Женщина монотонно повторяет: «А будет ли война?» Этот вопрос обращен к нам, читателям. Неужели мы не можем жить без войны? Почему наши матери должны ждать своих сыновей, седея от горя и печали?»
Максим Лаврик
«В стихотворении «Русский огонек» Николай Рубцов высказывает очень важную и нужную мысль, которую необходимо понять всем людям:
За все добро расплатимся
добром,
За всю любовь расплатимся
любовью.
Действительно, мы разучились отвечать добром на добро, лишний раз стесняемся сказать простое человеческое спасибо. Нам так не хватает сейчас доброты и любви! А ведь только доброе и чистое сердце способно зажечь «русский огонек», который будет гореть для всех, согревая своим теплом».
Эля Магерамова
– Спасибо Николаю Рубцову за красоту и пронзительность его поэзии, за те чувства, которые она пробуждает в нас.
Критик Селезнев писал: «Стихи сами просятся на музыку, скорее даже музыка просится из стихов».
Сообщение ученицы о музыкальности поэзии Н. Рубцова.
Прослушивание песен на стихи поэта, записанных на аудиокассете.
Подведение итогов урока
– Спасибо за урок, ребята. Наблюдая за вами с 5-го класса, я видела, как обогащался мир ваших чувств, происходило взросление души. Я спокойна за вас: вы способны разбираться не только в поэзии, но и в жизни. А человек, любящий стихи, плохого совершить не может.
Неля ГОРБУНОВА, учитель русского языка и литературы средней школы №11, Усть-Илимск, Иркутская область
Комментарии