Эпидемии уходят, жизнь продолжается
Пандемия как-то сразу обрушила привычное течение жизни и всего мира, и буквально каждого человека. Новый образ жизни, навязанный нам коронавирусом, заставил по-другому взглянуть на себя, ближнее и дальнее окружение.
Понимаю, что многое сегодня и в ближайшее время будет зависеть от ответственности и профессионализма представителей власти, медицины, науки и многих других отраслей. Но и от каждого из нас.
Почти у всех пожилых людей, с которыми я сейчас нахожусь на связи (кстати, большинство из них педагоги), нынешняя ситуация вызывает ассоциации с военным временем. Я в этой связи вспоминаю, по крайней мере, два имени – Василия Александровича Сухомлинского и Виктора Франкла. Первый в послесловии к немецкому изданию книги «Сердце отдаю детям», в частности, писал: «Меня вдохновляли и вдохновляют два чувства – любовь и ненависть. Любовь к детям и ненависть к фашизму… Яд фашизма способен проникать через самые, казалось бы, незаметные щели… Нельзя быть гуманистом, если ты не ненавидишь фашизм…» Второй же сумел не только выжить в аду нацистских концлагерей, узником которых он был, но и помочь таким же, как он, заключенным, а еще написать всемирно известные труды о человеке в поисках смысла.
То состояние, в котором в настоящее время находится подавляющее большинство населения, еще в прошлом веке исследовал, в частности, российский психолог Леонид Павлович Гримак, назвав его трудным состоянием. Кстати, книга этого автора «Общение с собой» (1991) была бы очень полезна многим читателям.
В этом состоянии великим подспорьем в противостоянии беде является чувство любви. К себе и другим, близким и далеким. Вместе с тем нынешнее трудное состояние – это испытание и для самого чувства.
Хорошо понимаешь это, когда уже длительное время вынужден находиться дома и на ограниченном пространстве выстраивать повседневную жизнь с близкими.
Так сложилось, что я живу с одной из внучек, ученицей 6‑го класса. У нее уроки на дому (плюс занятия в музыкальной школе), у меня обучение студентов с применением дистанционных технологий. Надо как-то с любовью «поделить» домашние электронные средства, что уже непросто. А ведь кризис из-за коронавируса затронул, по некоторым данным, 421 миллион учащихся во всем мире!
Много любви и терпения требует и организация досуга в замкнутом пространстве: взрослым приходится уходить от каких-то мелких обид, очень бережно выстраивать общение с близкими, особенно с детьми. И ведь не выйдешь вечером на привычную прогулку в парк, не воспользуешься велосипедом, самокатом, роликами! Нужно поберечься самому, поберечь близкого человека, да и не стать опасностью для других людей.
Во многом выручают современные средства виртуального общения (только бы они работали!): ежедневный контакт с близкими, друзьями, коллегами. Не нужна ли помощь мне? Какую помощь могу оказать я? Впрочем, кто-то замыкается в себе, отгораживается от всех, таким сегодня труднее всего.
А как приятно услышать в телефоне голос давнего выпускника: «Ефим Григорьевич, вы в порядке? Может быть, что-то привезти? Чем-то помочь?» Сейчас у каждого много своих проблем, но люди не забывают о других, кому может быть труднее. Внимание и участие как проявление любви.
Недавно прочел сообщение одного из информационных агентств, что в Китае резко подскочил уровень разводов: любовь не выдержала испытания необходимостью постоянно быть рядом! А ведь в обычной ситуации любящие люди ждут воскресных дней, отпуска, чтобы побыть вместе.
Обидно, что любимую «Учительскую» приходится читать в электронном варианте: выходить из квартиры за привычной газетой пока нельзя.
Спасибо «Учительской», которая усилиями журналистского коллектива помогает своим читателям преодолеть трудную ситуацию. Чем помогает? Тем, что не скатывается в информационную истерию, что, будучи уверена в победе над коронавирусом, продолжает обсуждать актуальные вопросы образования. Ведь эпидемии приходят и уходят, а жизнь продолжается. И нужно думать, как будет выстраиваться российское образование в будущем.
Желаю журналистам «Учительской», ее авторам и читателям здоровья и безболезненного выхода из трудного состояния.
Ефим ШАИН, профессор Тульского госпедуниверситета, Тула
Комментарии